Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Левит 26:1
Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Георгий Константинович Властов (†1899)
В главе этой заключается чрезвычайно замечательное пророчество о будущей судьбе Израиля, которое, связуя благословение народа с сохранением законов и заповедей Господних, предрекает, однако, и отпадение Израиля от Господа, и рисует его будущее, предсказывая ему и поражение от врагов, и истощение земли его, и поглощение его другими народами. Многие из новейших критиков Тюбингенской школы доказывали, что глава эта принадлежит перу позднейшего летописца, главнейше, по сравнению и сходству ст. Лев. 26:34-43 с 2Пар. 36:21 (что земля во время плена отпраздновала те субботы годовые и юбилейные, которые не содержал Израиль). Но весьма правильно замечают, что летописец 2 Паралипоменона мог взять это выражение из Лев. 26, чтобы яснее выразить мысль свою. Первый и второй стих этой главы, по нашему мнению, выражает главную мысль, проведенную в этой главе, и принадлежит именно к ней, ибо в нем выражено главное обязательство Израиля: не кланяться идолам, буквально: елилим (ничтожеству; слово это во множественном числе), и сохранять субботы Господни. Мы потому выставляем эту мысль, что в других комментариях 1 и 2 стих считаются принадлежащими к предыдущей главе, между тем как, по нашему убеждению, отвращение от идолопоклонства и содержание видимого знака общения и завета с Господом, т. е. соблюдение суббот, именно повторены в начале этой главы, потому что в этих заповедях лежало благословение Израилево, и с соблюдением их соблюдался бы непременно весь закон Господень. Кумиры (ничто) здесь принимаются в отвлеченном смысле божеств, т. е. духов, якобы оживляющих изваяния, но в сущности не существующих (Nichse, как называет их О. Герлах; des riens; things of nought). Изваяния суть, литые отделанные резцом идолы; столбы из дерева ставились в рощах, посвящаясь Астарте. Азиатской Венере, но каменные столбы становились в честь Ваала. Наконец, камни с изображениями, были истуканы разных богов; и к ним вероятно надо причислить и аэролиты Навватеев и Сабеян южной Аравии.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь
Кратко, с отрицательной и положительной сторон, через отвращение Израиля от идолопоклонства (и вообще нарушения первых трех заповедей десятословия) и увещание к соблюдению суббот Иеговы и охранению святости святилища Его — к внешнему выражению завета с Иеговою, повторяется сущность богопочтения, от выполнения или невыполнения которого будет зависеть благоденствие или бедствие Израиля. Воспрещается употребление и обоготворение: 1) идолов, евр. elilim, мнимые, ничтожные боги, ср. ХIХ,4; 2) изваяний, евр. pecel, Vulg.: sculptile, литые, отделанные резцом, кумиры; 3) столбов — mazzebah, деревянные и каменные стелы, какие воздвигали патриархи на местах ознаменованных богоявлениями (Быт XXVIII:18; XXXV:14), — в виду злоупотреблений этими памятниками со стороны народа они запрещаются теперь, и 4) камней с изображениями — eben maskit, Vulg.: insignem lapidem, т. е. изображения идолов (ср. Иез VIII:12).
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Мы отделились от православной Церкви, в коей есть грешники, по слову апостола (2Кор.6:17).
Ответ:
В 2Кор.6:14-16 апостол сравнивает христианство и язычество: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», т.е. не впрягайтесь в одно ярмо, в пару с неверными (язычниками – 1Кор.6:6), не подражайте их обычаям и нравам, не принимайте участия в идоложертвенных трапезах, «ибо какое общение праведности с беззаконием?» Что может быть общего между христианством, ведущим человека к праведности, и язычеством, приводящим к развращению, к беззаконию.
«Что общего у света со тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?»
Верующие озарены светом Христова учения, ходят во свете (1Ин.1:7); язычники пребывают во тьме греха и неведения истины евангельской (Деян.26:18; 1Петр.2:9 и др.).
«Или какое соучастие верного с неверным?» Верующие сподобятся блаженства, неверующие лишены этой надежды.
«Какая совместность храма Божия с идолами?» Христианин, получив в таинстве миропомазания дары Святого Духа, соделывается, по обетованию (Лев.26:1-2), храмом Божиим (1Кор.3:18,6:19), и подражание его языческому нечестию будет равносильно внесению «идолов» в храм Божий.(*)
Богообщение (2Кор.6:16) обещано христианам под условием, если они (2Кор.6:17) «не будут прикасаться к нечистому», т.е. будут удаляться от всякой греховной скверны, от страстей и пороков ( 2Кор.7:1).
Где же сектанты усмотрели для себя в указанном ими тексте основания к отделению от православной апостольской Церкви? Спорящим между собою коринфских христианам апостол с любовью писал: «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10).
-----------------------------------------------------------------------------------------------
* - Лебедев В. Посл. святых апостолов Книж. 3. 1906 г., стр. 204–205.