Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Левит 26:4
то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;
Святые отцы
Прочие
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой
Если мы, братия, верно и охотно внемлем, то все, что иудеям было обещано в чувственном восприятии, исполнится в нас духовно. Одним словом, все благословения Бога, которые они принимали на земле, мы по благодати крещения получили в душе. Поэтому постараемся всеми силами, с Его помощью, чтобы мы приняли благословения Божии и избежали осуждения.
Проповеди
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-12 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом
За точное соблюдение заповедей Иеговы Израилю обещается: 1) плодородие земли, и прежде всего, поскольку в Палестине оно зависело от своевременного и обильного выпадения дождей, ранних (joreh, осенних) и поздних (malgosch, весенних), ср. Втор XI:11 ,14; ср. Иер V:24 — благовременные дожди (ст. 4); обилие же урожая (ст. 5) — такое, что молотьба хлеба (обычно вместе с жатвою оканчивавшаяся к Пятидесятнице, след. в мае) протянется до осеннего (в конце сентября — начале октябре) сбора винограда, а сбор последнего едва окончится ко времени посева (в ноябре, перед наступлением дождей ранних); 2) спокойствие и мир в земле израильской от диких зверей и от врагов, легкая и верная победа над врагами, сила и мужество народа Божия (ст. XXVI 3–6); 3) плодовитость, размножение населения и обогащение (ср. XXV:21–22) его (ст. 9–10) — все это во имя завета (см. Быт XVII:4–6), и 4) самое важное блага: обитание Иеговы с народом Своим, благодатное общение его с ним (ср. 2Кор VI:16) и нравственное возвышение последнего в среде других народов (ст. 11–13). Так, здесь не забыто ничего, что служило материальному и духовному благу Израиля! Наказания за неисполнение обязательств, напротив, имеют следовать одни за другими не разом, а более чувствительные и тяжкие будут посылаемы лишь тогда, когда менее строгие не произведут исправляющего действия на народ.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ст.3-4 (церк-сл.) Глагола Господь сыном Исраилевым, глаголя: аще в повелениих Моих ходите и заповеди Моя сохраните и сотворите я: и дам вам дождь во время свое, и земля даст плоды своя, и древа сельная отладят плод свой.
Обетования наград за исполнение закона, равно как и следующие затем угрозы, какие обращаются здесь ко всему Еврейскому народу, носят чувственный характер, имеют предметом своим блага и бедствия земные. Это потому, что народ находился на невысокой ступени духовного развития и нуждался в поощрениях к исполнению закона осязательно-чувственных. До бескорыстного служения Богу, без поощрения земными наградами и без страха земных лишений и бедствий, он в большинстве не мог возвыситься, – хотя и ему, этому чувственному народу, дана была заповедь любить Бога всем сердцем, всею душею и всею мыслию (Второзаконие.4:5), и следовательно, не скрыто от него высшее побуждение к исполнению прочих заповедей Божиих
Господь обещает наградить Евреев, за послушание Ему, благами в жизни хозяйственной, гражданской и семейной. В рассматриваемых двух стихах и в следующих за ними 5-м и 6-м стихах идет речь об успехах в делах по части хозяйственной. Послушание Господу, как условие обещаемых наград, должно состоять в исполнении Его положительных законов аще в повеленних Моих ходите и заповеди, Моя сохраните и сотворите я. Разумеются не некоторые только повеления и заповеди, как можно бы подумать по соображении с тем, что в предшествующих двух стихах заповедуется не делать идолов и не кланяться им, соблюдать субботы и чтить святилище, – но все вообще повеление и заповеди, какие даны на Синае (Второзаконие.4:46). – Трудно сказать, чем отличаются повеления от заповедей, тем ли, что под первыми должно разуметь уставы собственно церковные и гражданские, под последними – нравственные правила, иди другим чем, но во всяком случае повеления и заповеди обнимают совокупность всех законодательных предписаний Господних относительно жизни нравственной, церковной, общественной, семейной. – Ходить в повелениих значит поступать согласно с ними, устроят по их руководству свою жизнь. Хождение в повелениях Господа и соблюдение заповедей Его должна было служить свидетельством послушания Господу, верности Ему. В ряду наград за это послушание и верность прежде всего обещается народу плодородие земли и дам вам дождь во время свое, и земля даст плоды своя, и древа сельная отдавят плод слой. Плодородие земли, по обетованию Господа, будет зависеть от того, что Он будет давать дождь во время свое. Дождь во время свое, или благовременный, это дождь так называемый ранний и дождь поздний (Второзаконие.11:14). Первый начинается в Палестине после осеннего равноденствия около времени посева пшеницы и ячменя, в половине октября и до конца декабря продолжается почти непрерывно, потом становится все слабее и падает после значительных промежутков бездождия. Дождь поздний идет в марте пред началом жатвы озимого хлеба и во время посева летних произрастений, поспевающих к октябрю, и продолжается только несколько дней. В летние месяцы дождя в Палестине не бывает, – он заменяется обильною ночною росою. Но порядок орошения дождем земли, по обетованию Божий), будет совершаться столь правильно и однообразно только в том случае, если Евреи будут оставаться в правильных отношениях к Богу и Его закону, и потому только в этом случае они могут надеяться на благоуспешность своих трудов, по части земледелия, садоводства и огородничества, – только в этом случае земля даст плоды своя, т.-е ожидаемый от ней хороший урожай, и древа сельная, – породы деревьев диких, растущих в полях, без всякого ухода за ними со стороны человека, – отдадят плод свой, будут плодоносны.