Скрыть
пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча;

Святые отцы

Прочие

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 6-8 пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча

Сказано: «погублю звери лютыя от земли вашей», то есть свирепых демонов и их злоухищренные замыслы против души подвизающихся, – «и поженете враги ваша, и падут пред вами убиением меча», который составляет похвалу вашу, «и поженут от вас пять сто, и сто вас поженет тьмы» (Лев. 26:6-8). Потому что пять чувств, ограждаются высотою духа, от Бога подаваемою свыше крепостью и наилучшею силою человеческого естества, какую приобретает человеческий ум. Делаясь победоносным, он отгоняет сотни противников, а сто самых изведанных и совершеннейших наших мыслей и добрых деланий пленяют и покоряют себе тьмы мучителей, облеченных крайнею злокозненностью.

Письма на разные темы. Епископу Язону

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча

Кто эти пятеро, которые прогонят сто? Число «пять» приводится как в восхваление, так и в осуждение: пять мудрых дев и пять безумных; и число «сто» может относиться как к той, так и к другой стороне. Итак, если мы из числа пяти похвальных, то есть мудрых, то прогоним сотню безумных. Ведь если будем мудро сражаться в божественном слове, если будем благоразумно рассуждать о законе Господнем, то одолеем и прогоним множество неверных. Следовательно, и число «сто» обозначает как верных, так и неверных, ведь описано, что Авраам уверовал в Бога и был оправдан, когда ему было сто лет, и грешник, который умирает в сотый год, подвергнется поруганию. И эта сотня неверных изгоняется пятью верными. Наоборот, сотня верных, обозначаемая не столько по числу, сколько по совершенству, преследует многие тысячи неверных, ибо верные учителя обращают в бегство бесчисленных демонов, чтобы древним обманом те не ввели в заблуждение души верных.

И падут враги ваши пред вами от меча. Кто они, об этом мы сказали выше, теперь же исследуем, от какого меча они падут. Апостол Павел учит нас, что это за меч, когда говорит: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12). Вот каков меч, от острия которого падают враги: ибо он есть Слово Божие, которое поражает всех врагов и валит их под ноги, чтобы весь мир подчинился Богу. Хочешь рассмотреть еще из другого послания Павла, почему меч, которым побеждаются духовные враги, является Словом Божиим? Послушай его, когда он вооружает воинов Христовых: и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие во всякой молитве и прошении (Еф 6:17), - самым наглядным образом возвещая, почему от Слова Божия, которое есть меч обоюдоострый, падают враги наши перед нами.

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-12 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом

За точное соблюдение заповедей Иеговы Израилю обещается: 1) плодородие земли, и прежде всего, поскольку в Палестине оно зависело от своевременного и обильного выпадения дождей, ранних (joreh, осенних) и поздних (malgosch, весенних), ср. Втор XI:11 ,14; ср. Иер V:24 — благовременные дожди (ст. 4); обилие же урожая (ст. 5) — такое, что молотьба хлеба (обычно вместе с жатвою оканчивавшаяся к Пятидесятнице, след. в мае) протянется до осеннего (в конце сентября — начале октябре) сбора винограда, а сбор последнего едва окончится ко времени посева (в ноябре, перед наступлением дождей ранних); 2) спокойствие и мир в земле израильской от диких зверей и от врагов, легкая и верная победа над врагами, сила и мужество народа Божия (ст. XXVI 3–6); 3) плодовитость, размножение населения и обогащение (ср. XXV:21–22) его (ст. 9–10) — все это во имя завета (см. Быт XVII:4–6), и 4) самое важное блага: обитание Иеговы с народом Своим, благодатное общение его с ним (ср. 2Кор VI:16) и нравственное возвышение последнего в среде других народов (ст. 11–13). Так, здесь не забыто ничего, что служило материальному и духовному благу Израиля! Наказания за неисполнение обязательств, напротив, имеют следовать одни за другими не разом, а более чувствительные и тяжкие будут посылаемы лишь тогда, когда менее строгие не произведут исправляющего действия на народ.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible