Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 27:14
Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и состоится;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Лев.27
Дела благочестия по обету от дел благочестия по заповедям Господним отличаются тем, что первые предоставлены свободной воле человека и необязательны для него, а вторые обязательны и необходимы для благоугождения Богу по закону, так что неисполнение их составляет преступление. Но и действия по обету, как скоро произнесен обет, становятся обязательными, н неисполнение обета законом вменяется в грех (Втор.23:21-22). В законе Моисеевом различаются два рода обетов: обеты посвящения (не́дерь) своих сил и своей собственности Богу и обеты подвижнического самоограничения («клятва coyза» – узы. Числ.30:14). Первые – характера положительного, вторые – отрицательного. К последним относятся: обет назорейства, служение жен при скинии и обетные посты. Исполнение обетов положительного характера указано в Лев.27. При этом нужно заметить, что закон полагает обыкновенно выкуп вместо личного служения Богу при скинии давшего обет; потому что на служение при скнии избрано было целое колено Левиино с усвоением Левитам особенных прав, и в других служителях при скинии не имелось нужды. Однакоже закон не запрещал и лицам из других колен отправлять по обету лично некоторый дела служения при скинии, или храме, и по некоторым указаниям свящ. книг (напр. 1Цар.2:22 сн. Исх.38) можно полагать, что действительно при скинии и храме некоторые благочестивые люди отправляли дела служения Богу по данному обету, каковы: Самуил (1Цар.2:22,29), Анна пророчица при храме (Лк.2:36-37) и др. Впрочем служение жен при скинии и храме относится к категории обетов отрицательного характера и состояло в благочестивых упражнениях, в служении «постом и молитвами» (см. Лк.2:37). Исполнение обетов этого второго рода, по самому существу их, не могло состоять в выкупе, как неполноте обетов первого рода.Отличие обета с заклятием от других обетов имеет две особенные черты, которыми он отличается от других обетов. Во-первых, все посвященное Богу но этому обету делается «великою святынею» («свят святых») Господу, т. е. оно, как определенное в жертву, безвозвратно отлучается, отделяется из общего употребления Господу. Посему не только не может быть заменено или выкуплено, но если не может получить священые употребления, должно быть непременно уничтожено чрез умерщвление. Вещи (напр. золото, серебро и под.) и поля, посвященные Богу по этому обету, безвозвратно отходили в пользу скинии (см. Нав.6:16,18) или священников (Числ.18:14). Во-вторых, этим обетом предметы могли быть освящаемы на удовлетворение неизменного гнева и правосудия Божия, которому прежде всего может подлежать человек и только в зависимости от него и в связи с ним могут подлежать суду Божию и другие предметы. Но так как воля об удовлетворении гнева и правосудья Божия может быть выражена и возвещена без ошибки только самим Богом; то и произносить, давать обет с заклятием в качестве выражения суда Божия человек мог только тогда, когда на то известна была положительная воля Бога. Так, на этом основании (Втор.20:16-17) напр. произнес заклятие Иисус Навин на Иерихон с его жителями (Нав.6:16-20). – В еврейской Библии этот обет называется херем (– отлучение, отделение), а в греческой – ὰνάθεμα.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Обеты посвящения Богу
Животных, домов и полей (Лев.27:9-25). Если посвящалось Богу животное, приносимое в жертву, то непременно употреблялось по своему назначению, – ни выкупа, ни замена за него не полагалась, конечно, по причине постоянной и великой потребности в сих животных. В случае посвящения Богу животных нечистых (т. е. не приносившихся в жертву, a равно и домов, делалась священниками оценка сим предметам – смотря по количеству и достоинству их и потом вместо предметов (если они оказывались ненужными и излишними для скинии) брались деньги в сокровищницу скинии. Желающий возвратить себе назад посвященное – посредством выкупа, присоединял пятую часть сверх назначенной священниками цены, как бы в наказание за необдуманный обет.
Правила и случаи при посвящении Богу полей несколько сложнее. Во-первых, закон повелевал принимать в расчет и соображение – посвящал ли кто Богу поле задолго или незадолго до наступления юбилейного года (Лев.27:18) или, наконец, от самого юбилейного года, т. е. в сам юбилейный год (Лев.27:17). Во всех сих случаях священниками делалась расценка полям по мере лет, оставшихся до юбилейного года, в который посвященные поля снова и притом даром возвращались своим прежним владельцам, в силу общего закона об юбилее (Лев.25:10,22). Таким образом высшую свою ценность имели поля в том случае, если посвящаемы были Богу в сам юбилейный год, ибо отходили в пользу скинии на полный 50-ти летний период. Во-вторых, – расценку повелевал закон производить по мере посева, единицей же этой расценочной меры назначен был хомер ячменя, стоивший 50 сиклей серебра, т. е. священники (конечно в присутствии хозяина) соображали и высчитывали, сколько этих хомеров можно было засеять в поле, и таким образом определяли годовую ценность оного. В-третьих, цель оценки закон указывал главным образом ту, чтобы соответственно с ней брать выкуп с владельцев, если бы они пожелали возвратить себе посвященные поля ранее юбилейного года, что всегда было возможно и позволялось законом – под условием, чтобы к выкупной цене владельцы присовокупляли еще 5-ю часть всей стоимости поля (Лев.27:19). Можно предполагать и те случаи, когда посвящавшие поля свои Богу, посвящали их не натурой, а вносили за них деньги в соответственном количестве. И здесь оценка была необходима. В-четвертых, при выкупах и даровом отходе посвященных полей прежним владельцам (т.е. в юбилейный год) закон повелевал обращать внимание на то, было ли посвященное поле родовое и наследственное, или только купленное. В последнем случае посвятивший беспрепятственно мог выкупать свое поле во всякое время, а в юбилей оно непременно отходило от скинии, только возвращалось не тому, кто посвятил, а прежнему владельцу, у которого оно первоначально было куплено (Лев.27:22-24). Если же посвященное поле будет родовое и наследственное, и если оно не будет вовремя выкуплено владельцем, и будет продано левитами другому человеку, то владелец уже лишается права на выкуп. Затем, когда в юбилейный год, по общему праву, оно отойдет от того человека, которому продано было левитами, то не возвращается прежнему владельцу, а достается во владение священникам, как законным владельцам, которыми оно и было продано.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-15 Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и состоится; если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его
То же самое было с посвященным (напр., в случае болезни) и обратно выкупаемым домом, как и с полем (ст. 19).