Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Левит 27:28
Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Лев.27
Дела благочестия по обету от дел благочестия по заповедям Господним отличаются тем, что первые предоставлены свободной воле человека и необязательны для него, а вторые обязательны и необходимы для благоугождения Богу по закону, так что неисполнение их составляет преступление. Но и действия по обету, как скоро произнесен обет, становятся обязательными, н неисполнение обета законом вменяется в грех (Втор.23:21-22). В законе Моисеевом различаются два рода обетов: обеты посвящения (не́дерь) своих сил и своей собственности Богу и обеты подвижнического самоограничения («клятва coyза» – узы. Числ.30:14). Первые – характера положительного, вторые – отрицательного. К последним относятся: обет назорейства, служение жен при скинии и обетные посты. Исполнение обетов положительного характера указано в Лев.27. При этом нужно заметить, что закон полагает обыкновенно выкуп вместо личного служения Богу при скинии давшего обет; потому что на служение при скнии избрано было целое колено Левиино с усвоением Левитам особенных прав, и в других служителях при скинии не имелось нужды. Однакоже закон не запрещал и лицам из других колен отправлять по обету лично некоторый дела служения при скинии, или храме, и по некоторым указаниям свящ. книг (напр. 1Цар.2:22 сн. Исх.38) можно полагать, что действительно при скинии и храме некоторые благочестивые люди отправляли дела служения Богу по данному обету, каковы: Самуил (1Цар.2:22,29), Анна пророчица при храме (Лк.2:36-37) и др. Впрочем служение жен при скинии и храме относится к категории обетов отрицательного характера и состояло в благочестивых упражнениях, в служении «постом и молитвами» (см. Лк.2:37). Исполнение обетов этого второго рода, по самому существу их, не могло состоять в выкупе, как неполноте обетов первого рода.Отличие обета с заклятием от других обетов имеет две особенные черты, которыми он отличается от других обетов. Во-первых, все посвященное Богу но этому обету делается «великою святынею» («свят святых») Господу, т. е. оно, как определенное в жертву, безвозвратно отлучается, отделяется из общего употребления Господу. Посему не только не может быть заменено или выкуплено, но если не может получить священые употребления, должно быть непременно уничтожено чрез умерщвление. Вещи (напр. золото, серебро и под.) и поля, посвященные Богу по этому обету, безвозвратно отходили в пользу скинии (см. Нав.6:16,18) или священников (Числ.18:14). Во-вторых, этим обетом предметы могли быть освящаемы на удовлетворение неизменного гнева и правосудия Божия, которому прежде всего может подлежать человек и только в зависимости от него и в связи с ним могут подлежать суду Божию и другие предметы. Но так как воля об удовлетворении гнева и правосудья Божия может быть выражена и возвещена без ошибки только самим Богом; то и произносить, давать обет с заклятием в качестве выражения суда Божия человек мог только тогда, когда на то известна была положительная воля Бога. Так, на этом основании (Втор.20:16-17) напр. произнес заклятие Иисус Навин на Иерихон с его жителями (Нав.6:16-20). – В еврейской Библии этот обет называется херем (– отлучение, отделение), а в греческой – ὰνάθεμα.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст.26-29 Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, – Господни они. Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей. Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти.
Ο непосвящении первородных животных и о посвящении чего-нибудь Богу с заклятием (Лев.27:26-29). Посвящать Богу первородных животных строго воспрещалось, потому что они и без того принадлежали Богу, по самому первородству своему (Исх.13:2) и значит их приходилось бы посвящать второй раз. Посему же, т. е., потому что первородные животные принадлежали Богу без всякого посвящения, нельзя было и выкупать их, если они были чистые, т. е. жертвенные животные. Только за нечистых первородных, в случае выкупа, вносилась плата – по расценке священников, с присовокуплением пятой части цены (Лев.27:11,12,27. Срав. Чис.18:15-17). Точно также воспрещалось выкупать все, посвященное Богу с заклятием, т. е. с усиленной клятвой в нерушимости и невозвратимости обета, касательно принесения в жертву Бога посвященного (Лев.27:28). Но что такое заклятое от людей или между людьми, которое по закону предавалось непременно смерти? (Лев.27:29). Сие заклятие относилось конечно к тем преимущественно случаям, когда во время войны неприятели народа Божия и противники Иеговы с клятвой осуждались на истребление (см. Втор.2:34, 13:15; Нав.6:17,21). Человеческие жертвы, как известно, строго были законом воспрещены (Втор.12:31).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 28-29 Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, - человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, - не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти
Не допускает никакого выкупа «все заклятое, cherem (слав. «обет»), что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли…» Заклятое — херем, во-первых, есть «qodesch qodaschim lajhovah, великая святыня Господня» и, как такое, никоим образом, не может быть предметом владения или пользования человека (ст. 28); во-вторых, заклятое — человек или скотина — не может остаться в живых, а должно быть предано смерти (ст. 29). Чтобы обречение на смерть человека имело моральное основание и религиозное освящение, оно у народа Божия могло простираться на лица и народы, враждующие против Царства Божия (ср. Чис ХХI:2; Втор XIII:16; Haв VI:17; VII:12; 1 Цар ХV:18–19; 3Цар XX:42).