от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей;

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.27

Дела благочестия по обету от дел благочестия по заповедям Господним отличаются тем, что первые предоставлены свободной воле человека и необязательны для него, а вторые обязательны и необходимы для благоугождения Богу по закону, так что неисполнение их составляет преступление. Но и действия по обету, как скоро произнесен обет, становятся обязательными, н неисполнение обета законом вменяется в грех (Втор.23:21-22). В законе Моисеевом различаются два рода обетов: обеты посвящения (не́дерь) своих сил и своей собственности Богу и обеты подвижнического самоограничения («клятва coyза» – узы. Числ.30:14). Первые – характера положительного, вторые – отрицательного. К последним относятся: обет назорейства, служение жен при скинии и обетные посты. Исполнение обетов положительного характера указано в Лев.27. При этом нужно заметить, что закон полагает обыкновенно выкуп вместо личного служения Богу при скинии давшего обет; потому что на служение при скнии избрано было целое колено Левиино с усвоением Левитам особенных прав, и в других служителях при скинии не имелось нужды. Однакоже закон не запрещал и лицам из других колен отправлять по обету лично некоторый дела служения при скинии, или храме, и по некоторым указаниям свящ. книг (напр. 1Цар.2:22 сн. Исх.38) можно полагать, что действительно при скинии и храме некоторые благочестивые люди отправляли дела служения Богу по данному обету, каковы: Самуил (1Цар.2:22,29), Анна пророчица при храме (Лк.2:36-37) и др. Впрочем служение жен при скинии и храме относится к категории обетов отрицательного характера и состояло в благочестивых упражнениях, в служении «постом и молитвами» (см. Лк.2:37). Исполнение обетов этого второго рода, по самому существу их, не могло состоять в выкупе, как неполноте обетов первого рода.Отличие обета с заклятием от других обетов имеет две особенные черты, которыми он отличается от других обетов. Во-первых, все посвященное Богу но этому обету делается «великою святынею» («свят святых») Господу, т. е. оно, как определенное в жертву, безвозвратно отлучается, отделяется из общего употребления Господу. Посему не только не может быть заменено или выкуплено, но если не может получить священые употребления, должно быть непременно уничтожено чрез умерщвление. Вещи (напр. золото, серебро и под.) и поля, посвященные Богу по этому обету, безвозвратно отходили в пользу скинии (см. Нав.6:16,18) или священников (Числ.18:14). Во-вторых, этим обетом предметы могли быть освящаемы на удовлетворение неизменного гнева и правосудия Божия, которому прежде всего может подлежать человек и только в зависимости от него и в связи с ним могут подлежать суду Божию и другие предметы. Но так как воля об удовлетворении гнева и правосудья Божия может быть выражена и возвещена без ошибки только самим Богом; то и произносить, давать обет с заклятием в качестве выражения суда Божия человек мог только тогда, когда на то известна была положительная воля Бога. Так, на этом основании (Втор.20:16-17) напр. произнес заклятие Иисус Навин на Иерихон с его жителями (Нав.6:16-20). – В еврейской Библии этот обет называется херем (– отлучение, отделение), а в греческой – ὰνάθεμα.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

2. объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей,
3. то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному;
4. если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей;
5. от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей;
6. а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра;
7. от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей.

Глава эта содержит дополнительные постановления о тех особенных посвящениях и заклятиях, которые не входят в число обязательных или обыкновенных жертв и приношений, исчисленных и описанных в книге Левит. В Исх. 13:13, с разъяснением в Чис. 18:15-16, говорится о выкупе первенцев (по пяти сиклей за первенца), которые обязательно было посвящаемы Господу. Здесь говорится о выкупе тех лиц обоих полов, которые  из усердия, из религиозного чувства или по обету, во время несчастия или болезни посвятили себя Господу, и взамен жизни своей, принадлежащей Господу (Лев. 27:29), должны были вносить определенную здесь (и притом относительно ничтожную) плату выкупа. Этим давалось удовлетворение религиозному чувству, живущему в сердцах людей и которое составляет необходимость души человеческой. Были еще особые случаи посвящения Богу «для служения», как напр., отрока Самуила, 1Цар. 2:11, или Назоревв (Чис. 6), на определенное время, но не эти обеты разумеются здесь; в настоящем тексте разумеются те частые в жизни случаи, когда душа человека жаждет посвятить себя или что-либо от себя Богу и приблизиться к Владыке мира обетом усердия, благодарности или моления, принося к Его престолу дары от Него же полученные. В следующих стихах мы увидим, что никакая нищета не могла быть препятствием к удовлетворению этого законного чувства души человеческой. Заметим здесь, что цена выкупа младенца от месяца до пяти лет равна обязательному выкупу первенцев. Общая таблица выкупа такова:

Возраст:                                        Мужчины:         Женщины:            
От месяца до пяти лет                  5 сиклей          3 сикля
От пяти до двадцати лет                    20                10
От двадцати до шестидесяти              50                30
От шестидесяти и выше                     15                10

О значении сикля см. примечания Исх. 38

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Обеты посвящения Богу

Людей (Лев.27:1-8). Посвятить душу свою Господу в ветхом завете – значило отдать себя на служение при скинии, в помощники священникам и левитам – при отправлении их обязанностей во святилище или во дворе скинии. Так мужчины могли рубить дрова, носить воду, смотреть за чистотой двора, помогать при жертвоприношениях и проч… Женщины, посвятившие себя Богу, также трудились при скинии сообразно своему полу, там – они пряли, шили, мыли и проч… Что же касается детей и младенцев, то они были посвящаемы по обету родителей и вступали в действительное служение при скинии, когда уже подрастали, как видно из примера Самуила (1Цар.1:11). Подобно сему и Матерь Божия, по преданию церковному, введена была во храм своими родителями в трехлетнем возрасте. Дети, отдаваемые таким образом под охранение и руководство священников, получали естественно самое лучшее воспитание, ибо с детства приучились к страху Господню и обучались Его закону.

Но замечательно, что по закону ветхозаветному установлены были выкупы людей, посвятивших себя Богу. Сие могло быть, во-первых, с тою целью, дабы людям, неосторожно связавшим себя необдуманными обетами перед Богом, дать возможность без насилия своей совести исправить свою ошибку; a, во-вторых, с той, дабы люди, посвящающие себя Богу, не становились бременем для святилища, от которого они должны были бы в сем случае получать свое содержание. Наконец, искуп посвященных был обильным источником содержания многочисленного сонма левитов и священников.

Что касается выкупной цены, то поскольку труд женщин не мог равняться по стоимости своей с трудом мужчин, посему и выкуп за них полагался почти вдвое меньше. Точно также, поскольку работа юношей не могла равняться с работами взрослых мужей, то и выкуп за них назначался гораздо меньше.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей; а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра; от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей

В параллель выкупу проданного (гл. XXV), закон разрешает и нормирует выкуп посвященного Иегове — не в силу обязательства закона, а по вольному усердию или обету, в силу свободного движения религиозного чувства. Посвятивший, по этому побуждению, Иегове свою личность или личность другого, отдавал тем самым жизнь посвященного Иегове; взамен жизни Иегова разрешает давать выкуп в пользу святилища. Размер выкупа видоизменяется в зависимости от пола и возраста: для мужчин: а) в зрелом возрасте от 20 до 60 л. — 50 сиклей священных (не народных, меньших священного на 1/7 серебра; б) от 5 до 20 л. — 20 с; в) от 1 месяца до 5 л. — 5 сиклей; г) свыше 50 л. — 15 с. Женского пола лица во всех указанных возрастах ценятся ниже: а) 30 сикл.; б) 10 сикл.; в) 3 сикл.; г) 10 сиклей. Очевидно, в каждом случае ценилась неодинаковая работоспособность посвященного святилищу лица, от него требовалась физическая работа для святилища: рубка дров, ношение воды и под.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible