и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу;

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.2

Ст.1-3. Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу; а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня из жертв Господних.

Для бескровной жертвы хлебное приношение должно состоять: или из муки пшеничной с возлитым на нее елеем и положенным ладоном, или «из печеного в печи», т. е. пресных хлебов, замешанным на елее, и лепешек, помазанных елеем, или из «хлебного со сковороды», т. е. в роде блинцов из муки, круто замешанной на елее, или из «хлебного из горшка», т. е. лепешечек, вареных в елее, или наконец, если хлебное приношение от первых плодов, из «растолченных зерен» с елеем и ладоном. Служащий священник должен часть от хлебного приношения: горсть муки, или изломанных опресноков, часть лепешек, или зерен с елеем и со всем приложенным ладоном сжечь на жертвеннике: «это жертва, благоухание приятное Господу». Остатки от хлебного приношения принадлежать священникам, как великая святыняХлебное приношение не должно быть квашеное; ни квасного, ни меду не должно сожигать в жертву. Хлеб квасный и мед могут быть приносимы Господу, как приношение начатков, но на алтаре нельзя сожигать их. Всякая жертва, кровавая и бескровная, должна осоляться солью. ( Лев.2).

Какие виды ветхозаветных жертв?

По различию жертвенного материала жертвы разделяются на кровавые и бескровные, а по духовно-религиозному значению закон Моисеев различает четыре общих вида жертв: всесожжение, жертву мира, жертву о грехе и жертву повинности.

Материалом же для жертвы бескровной могло служить по преимуществу хлебное приношение из пшеницы и иногда из ячменя (Числ.5:15). При хлебном приношении почти всегда приносился елей и ладан, а соль должна быть приносима при всякой жертве: кровавой и бескровной. Кроме того для времени обитания Евреев в земле обетованной заповедана была жертва возлияния вина (Числ.15:1-5 и д. Числ.28:1-7 и д.)Таким образом в главном жертвенном материале: в скоте и хлебе ветхозаветный верующий представлял в жертву Богу то, что обусловливает жизнь и благополучие на земле, выражая тем свою готовность жертвовать Богу всяким своим благом и своею жизнью и желание получить от Господа пищу духовную, благодать, оживляющую для жизни вечной. Остальные жертвенные материалы: елей, ладан, соль и отчасти вино служат как бы приправою, не составляя самостоятельного жертвенного материала ; они символизировали : елей – благодать Св. Духа, ладан – молитву приносящего и «соль завета» – утверждающую в Боге и предохраняющую от нравственной порчи силу завета, без чего, т. е. без благодати и молитвы и вне завета, жертва неприятна Богу и бесполезна для приносящего; вино же было символом отчасти благодатной радости о Господе, отчасти – символом примирения с Господом кровью (Числ.28:7 и Сир.50:17). Хлеб квасный, как образ нечистоты, закваски языческой, и мед, как образ плотских удовольствий, запрещено было приносить в жертву Богу, т.е. сожигать на алтаре.

Какое общее значение жертв? 

Ветхозаветные жертвы имели значение таинства веры и заветного обряда, как средства примирения согрешившего человека с Богом и очищения его грехов чрез смерть обетованного Семени, грядущего Мессии (Исх.24:8 и Евр.9:16-22). По нравственному своему значению жертвы выражали готовность верующего жертвовать всеми своими силами и жизнью Богу и готовность умерщвлять в себе все греховные, страстные пожелания.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Жертва бескровная, дар бескровный

Веществом для оных служили хлебные зерна или колосья, мука с елеем и ладаном, хлебные печенья с елеем в разных видах, ладан и вино. Иногда вещества эти присоединялись к другим приношениям и жертвам, а иногда приносились и отдельно. Они частью принадлежали алтарю, а частью священникам и левитам. Ко всем подобным приношениям всегда присоединялась соль, но кислый хлеб и ничто квасное никогда не сожигалось на жертвеннике, а мед вовсе был исключен из числа приношений (Лев.2:2,6:14-16, Чис.28:5).

Библейская энциклопедия 1891г


Жертвоприношения у евреев

Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода мы видим из Священого Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил (Быт.4:3).

Патриарх Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносит жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт.8:20). Точно так же патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт.12:7,13:4,26:25 и др.).

До времен Моисея побуждением и основной мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния.

В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов.1:5) и за его трех друзей (Иов.42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея фараону о жертвах в пустыне (Исх.10:25).

Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис.15:5,6,18:11); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев.1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев.22:27,29) – из мелкого скота он должен быть однолетним (Исх.12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т. п. (Лев.22:20-24).

Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев.2:14), высушенными на огне и растолченными, и пшеничной мукой (Лев.2:1), с возлитым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев.2:2 и д.) и пшеничной мукой, приготовленной в горшке с елеем (Лев.2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев.2:13, Мк.9:49) и не могла быть кислой: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев.2:11).

Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета.

С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т. е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев.1:3,4,4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев.1:4,5-11,3:2,8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Исх.29:12, Лев.4:7,18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев.1:6,8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем.

При принесении в жертву голубей священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотой и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их, и наконец сожигал на жертвеннике (Лев.1:15 и сл.).

С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев.2:2,3:16,6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарениям и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев.7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.

Из жертв, приносимых Богу евреями, отметим следующие:

а) Жертва всесожжения Быт.8:20,22:2, Исх.29:42
б) Жертва греха Лев.4:25-30, Исх.29:10, Чис.8:7-12
в) Жертва вины Лев.5:15, Лев.5:1-19, Чис.6:12
г) Жертва спасения или мира Лев.3:1, Лев.7:12, Лев.7:16
д) Жертва бескровная, дар бескровный Лев.2:2,6:14-16, Чис.28:5
е) Жертва очищения Лев.16:2-34,23:26-32 
ж) Жертва ревнования Чис.5:11-31 
з) Жертва возлияния Чис.15:5,28:7,8,10,4Цар.16:13

Библейская энциклопедия 1891г

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Жертва хлебная, или дар бескровный (Лев.2, Лев.6:12-13, Чис.28)
 

Виды хлебных приношений исчисляются так: а) хлебное приношение в виде простой муки, на которую возливался елей и полагался ладан;·б) приношение хлебное из печи, – это хлебы, смешанные с елеем, и лепешки, помазанные елеем; в) приношение хлебное со сковороды т. е. сочни, замешанные на елее, и обыкновенно разламывавшиеся на куски; г) приношение хлебное из горшка, т. е. похлебка из пшеничной муки также с елеем; д) наконец, приношение хлебное из зерен, на которые тоже возливается елей. Закон требовал при сем, чтобы все хлебные приношения были пресные, и кроме елея при них употреблялись непременно ладан, соль и вино – для возлияний. Кислые же хлебы позволялось приносить только в простой дар для скинии, но ни в каком случае не возносить на жертвенник в приятное благоухание (Лев.2:12). А мед и совсем не был приносим в скинию. Кроме хлебных приношений, приносились также в жертву плоды и овощи.

Хлебные приношения чаще всего соединялись с кровавым жертвами, и не все сполна сожигались (если приносились от мирян), но священник захватывал из них полную горсть (муки или хлебных кусочков) и весь ладан, и бросал это в жертвенный огонь; остальное же шло в пользу священников, которые ели хлебные приношения только во дворе скинии, как великую святыню. Жены и дочери священников не допускались к сему ядению, ибо это была великая святыня, и все прикасающееся к ней освящалось (Лев.6:18). Хлебные же приношения от священников все сполна были сожигаемы, а не съедались. Что же касается количества хлебных приношений и возлияний, то оно зависело от количества и величины жертвенных животных. Чем крупнее было животное, тем больше полагалось при нем хлебного приношения и возлияния.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу, а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня из жертв Господних

Первый род хлебного приношения состоит в муке, политой елеем (не приготовленной путем варенья или печенья). Кроме части (горсти муки), сожигаемой на жертвеннике, остальное количество муки отдавалось «сынам Аарона», священникам (прямым потомкам Аарона и родственным с ним священническим фамилиям). Об участии приносителя в употреблении части жертвы не сказано: отсюда — название «великая святыня» (qodesch qodaschim) для хлебного приношения. «Великою святынею» назывались жертвы, от которых приноситель не вкушал, а всецело передавал Господу, а Он уже отдавал приношение священникам Своим; притом и священники могли вкушать их лишь при входе в скинию. Напротив, «святынею» (qodesch) называлось жертвоприношение, соединявшееся с трапезою, в которой принимал участие и приноситель; этого рода трапезы могли съедаться на всяком чистом месте (ср. VI:17–18; VII:1, 6; XXIV:9; XXII:11–13; XXIII:20; Чис XVIII:17). Бескровная жертва возносилась «в память», евр. azkarah, гр. μνημόσυνον (ср. Деян X:4), Vulg.: memoriale — преимущественно пред кровавыми жертвами избранный род жертвы.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible