Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная;

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная

Отчего для жертвоприношений по Закону всегда
 берется пшеничная мука, которая иногда смешана с
 елеем, иногда испечена в печи, а иногда на сковороде?

Пшеничную муку следует понимать как разум, 
ибо она есть пища разумных существ. Когда 
мука смешана с елеем, она означает разум с просвещени
ем знания; когда она испечена на сковороде, то означает
 разум испытанный и окрепший по причине искушений,
 приходящих к нам изнутри и [связанных с] наслажде
ниями; когда же она испечена в печи, то означает разум
 твердый, ибо он испытан стойкостью перед искушениями, приходящими к нам извне.

Вопросы и затруднения

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.2

Ст.1-3. Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу; а остатки от приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня из жертв Господних.

Для бескровной жертвы хлебное приношение должно состоять: или из муки пшеничной с возлитым на нее елеем и положенным ладоном, или «из печеного в печи», т. е. пресных хлебов, замешанным на елее, и лепешек, помазанных елеем, или из «хлебного со сковороды», т. е. в роде блинцов из муки, круто замешанной на елее, или из «хлебного из горшка», т. е. лепешечек, вареных в елее, или наконец, если хлебное приношение от первых плодов, из «растолченных зерен» с елеем и ладоном. Служащий священник должен часть от хлебного приношения: горсть муки, или изломанных опресноков, часть лепешек, или зерен с елеем и со всем приложенным ладоном сжечь на жертвеннике: «это жертва, благоухание приятное Господу». Остатки от хлебного приношения принадлежать священникам, как великая святыняХлебное приношение не должно быть квашеное; ни квасного, ни меду не должно сожигать в жертву. Хлеб квасный и мед могут быть приносимы Господу, как приношение начатков, но на алтаре нельзя сожигать их. Всякая жертва, кровавая и бескровная, должна осоляться солью. ( Лев.2).

Какие виды ветхозаветных жертв?

По различию жертвенного материала жертвы разделяются на кровавые и бескровные, а по духовно-религиозному значению закон Моисеев различает четыре общих вида жертв: всесожжение, жертву мира, жертву о грехе и жертву повинности.

Материалом же для жертвы бескровной могло служить по преимуществу хлебное приношение из пшеницы и иногда из ячменя (Числ.5:15). При хлебном приношении почти всегда приносился елей и ладан, а соль должна быть приносима при всякой жертве: кровавой и бескровной. Кроме того для времени обитания Евреев в земле обетованной заповедана была жертва возлияния вина (Числ.15:1-5 и д. Числ.28:1-7 и д.)Таким образом в главном жертвенном материале: в скоте и хлебе ветхозаветный верующий представлял в жертву Богу то, что обусловливает жизнь и благополучие на земле, выражая тем свою готовность жертвовать Богу всяким своим благом и своею жизнью и желание получить от Господа пищу духовную, благодать, оживляющую для жизни вечной. Остальные жертвенные материалы: елей, ладан, соль и отчасти вино служат как бы приправою, не составляя самостоятельного жертвенного материала ; они символизировали : елей – благодать Св. Духа, ладан – молитву приносящего и «соль завета» – утверждающую в Боге и предохраняющую от нравственной порчи силу завета, без чего, т. е. без благодати и молитвы и вне завета, жертва неприятна Богу и бесполезна для приносящего; вино же было символом отчасти благодатной радости о Господе, отчасти – символом примирения с Господом кровью (Числ.28:7 и Сир.50:17). Хлеб квасный, как образ нечистоты, закваски языческой, и мед, как образ плотских удовольствий, запрещено было приносить в жертву Богу, т.е. сожигать на алтаре.

Какое общее значение жертв? 

Ветхозаветные жертвы имели значение таинства веры и заветного обряда, как средства примирения согрешившего человека с Богом и очищения его грехов чрез смерть обетованного Семени, грядущего Мессии (Исх.24:8 и Евр.9:16-22). По нравственному своему значению жертвы выражали готовность верующего жертвовать всеми своими силами и жизнью Богу и готовность умерщвлять в себе все греховные, страстные пожелания.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды: то это должна быть пшеничная пука, смешанная с елеем, пресная.
«Хлебное со сковороды». Вероятно, лишь богатые или многочисленные семейства могли иметь вырытые печи. Люди бедные пекли свои хлебы, замешивая муку на оливковом масле и поджаривая их на сковороде, которая ставилась на таган костра, как и теперь можно видеть у кочевых народов.

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Жертва хлебная, или дар бескровный (Лев.2, Лев.6:12-13, Чис.28)
 

Виды хлебных приношений исчисляются так: а) хлебное приношение в виде простой муки, на которую возливался елей и полагался ладан;·б) приношение хлебное из печи, – это хлебы, смешанные с елеем, и лепешки, помазанные елеем; в) приношение хлебное со сковороды т. е. сочни, замешанные на елее, и обыкновенно разламывавшиеся на куски; г) приношение хлебное из горшка, т. е. похлебка из пшеничной муки также с елеем; д) наконец, приношение хлебное из зерен, на которые тоже возливается елей. Закон требовал при сем, чтобы все хлебные приношения были пресные, и кроме елея при них употреблялись непременно ладан, соль и вино – для возлияний. Кислые же хлебы позволялось приносить только в простой дар для скинии, но ни в каком случае не возносить на жертвенник в приятное благоухание (Лев.2:12). А мед и совсем не был приносим в скинию. Кроме хлебных приношений, приносились также в жертву плоды и овощи.

Хлебные приношения чаще всего соединялись с кровавым жертвами, и не все сполна сожигались (если приносились от мирян), но священник захватывал из них полную горсть (муки или хлебных кусочков) и весь ладан, и бросал это в жертвенный огонь; остальное же шло в пользу священников, которые ели хлебные приношения только во дворе скинии, как великую святыню. Жены и дочери священников не допускались к сему ядению, ибо это была великая святыня, и все прикасающееся к ней освящалось (Лев.6:18). Хлебные же приношения от священников все сполна были сожигаемы, а не съедались. Что же касается количества хлебных приношений и возлияний, то оно зависело от количества и величины жертвенных животных. Чем крупнее было животное, тем больше полагалось при нем хлебного приношения и возлияния.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-7 Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем. Если жертва твоя приношение хлебное со сковороды, то это должна быть пшеничная мука, смешанная с елеем, пресная; разломи ее на куски и влей на нее елея: это приношение хлебное. Если жертва твоя приношение хлебное из горшка, то должно сделать оное из пшеничной муки с елеем

Называются 3 вида хлебной жертвы из приготовленных на огне продуктов: а) испеченное в печи (tannur, — во время странствования у евреев были подвижные печи, а по поселении в Ханаане — вырытые в земле и обложенные кирпичом со сводами и трубами) пресные хлебы и лепешки с елеем; б) печенье, также пресное, из пшеничной муки с елеем, поджаренное на сковороде (machabat, Vulg.: sartago) или, наконец, в) печенье из горшка (marcheschet, Vulg.: craticula, слав.: «огнище» — вероятно глиняная, в форме горшка, печь, по раскаленным стенкам которой совершалось печенье теста, как и доселе у арабов), также приправленное елеем.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka