Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Всякаго тука и всякой крове да не ясте

Не ешьте тука, потому что утучняет тело и приводит к невоздержанию; не ешьте крови, как пищи диких зверей. Кто ест тук, тот святотатец, потому что похищает приносимое Господу, и не воздает Ему того, что Ему отделено. А кто ест кровь, тот полагает печать греха на всякого к нему приближающегося.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Левит

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.3:1-17

Ст.1. Если жертва его жертва мирная, и если он приносит из крупного скота, мужеского или женского пола, пусть принесет ее Господу, не имеющую порока,

Ст.17. Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.


Для жертвы мирнойили «спасения» могут быть приводимы мужеский и женский пол всех трех видов жертвенных животных, не имеющих порока (Лев.3:1,Лев.3:6 и Лев.3:12). На приведенное животное из крупного скота приведшей должен возложить руку свою в знак посвящения себя Богу – щедродателю благ и заколоть у дверей скинии, а священники должны покропить кровью жертвы на жертвенник со всех сторон. Затем приведший животное должен отделить весь внутренний тук и который на стегнах и сальник с почками и передать священникам, которые и сожгут все это вместе с ежедневным всесожжением в «благоухание приятное Господу» (Лев.3:2-5). Если приводимое животное в жертву мира из мелкого скота, из овец, то жертвенные обряды те же, что и при крупном скоте, только для сожжения на алтаре вместе с внутренним туком должен отделяться и курдюк, отрезанный по самую хребтовую кость (Лев.3:6-11). Если жертва из коз, то ее обряды тожественны с обрядами жертвы из крупного скота (Лев.3:12-16). При этом заповедуется: «никакого тука и никакой крови не ешьте»
Из частных обрядов обычных жертв замечательны: вкушение жрецами мяса жертв о грехе и повинности, вкушение мяса мирных жертв верующими, или жертвенный пиркропление жертвенною кровью в скинии и сожжение жертвенного мяса вне стана. Вкушение священниками мяса жертвы о грехе составляло великое священнодействие, долг и обязанность священников; потому что этим вкушением они «снимали и очищали пред Госнодом грехи», перенесенные на жертву Лев.10:17, и так. обр. «брали на себя грех и вину» кающегося Числ.18:23, чтобы святостью своего священства уничтожить этот грех. Мясо же мирных жертв, на которое не переносился грех, могли вкушать и миряне, все верующие, и это вкушение было священнодействием; потому что чрез это вкушение святыни верующие входил в блаженное общение с Богом за трапезою Господнею Втор.12:18, и оно знаменовало участие верующих в блаженстве вечной жизни в царстве Мессии см. Притч.9:1-6.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Кровь животных

Кровь животных
 (Быт.9,4, Лев.17,11,14, Втор.12,23). Когда Ною и его потомкам было дозволено Богом употребление всякой животной пищи, то при сем нарочито воспрещено – не употреблять в пищу крови животныхДуша тела в крови (Лев.17,11), говорится в книге Левит и еще: кровь есть душа (Втор.12,23).
Означенное запрещение неоднократно повторяется в законе Моисеевом, как по отношению к обыкновенной пище, так равно и по отношению к тем животным, которых снедали по совершении свящ. обрядов и торжеств (Лев.3:17,7:26,27, Втор.12:16,23,24,15:23). Нарушавшие это постановление закона подвергались смерти (Лев.7:27,17:10). Впрочем, при одном случае оно было нарушено войском Саула (IЦар.14,32) и неоднократно нарушалось евреями в позднейшие времена (Иез.33,25).
В настоящее время означенное постановление о неупотреблении в пищу крови считается не всеми христианами обязательным для себя, хотя апостолы и преемники их и соблюдали строго Моисеево предписание (Деян.15,29).
Главная причина, по которой воспрещалось законом Моисеевым употребление в пищу крови, несомненно заключалась в том, что кровь главнейшим образом посвящалась Богу. Да и все почти по закону, говорит апостол Павел, очищается кровью и без пролития крови не бывает прощения (Евр.9,22).
Таким образом, кровь жертвенных животных почиталась священной и служила средством очищения, искупления, умилостивления и примирения с Богом. Очевидно, сама по себе кровь не могла служить ценой уничтожения грехов и искупления (Евр.10,4-31) и получала свое особенное значение только в том отношении, что служила прообразованием другой, Высшей крови, которую пролил на кресте за род человеческий Господь Иисус Христос и которая одна может очищать нас от всякого греха (IИн.1,7).

Библейская энциклопедия 1891г


Тук

Тук
, или жир. Употребление чистого жира, или тука, как предмета пищи было воспрещено иудеям. Весь тук Господу, говорится в кн. Левит. Это постановление вечно в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука, никакой крови не ешьте (Лев.3:17). Без сомнения, этим запрещением евреям преподавался нравственно-религиозный урок, именно: что лучшая часть каждого дара, посылаемого нам Богом, должна быть прежде всего посвящаема Ему. Иудеи вообще по своему образу жизни были расположены к проказе и другим заразительным болезням, и таким образом запрещение принимать в пищу жир, как средство обыкновенной диеты, было вместе с тем мудрым предупреждением против возбуждения или усиления подобных болезней.

Тук, или жир, часто употребляется в иносказательном смысле для обозначения лучших и богатейших земных произведений, равно как для означения отрадных духовных благословений. Откормленное животное обыкновенно называется в Свящ. Писании тучным или упитанным (Быт.27:28, Пс.62:6).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.

Запрещение есть всякое внутреннее сало животного и курдюк, а также кровь, имело двоякое значение: гигиеническое и нравственное. В жарких странах сало вредно действует на желудок, который не в состоянии переварить эту пищу, столь необходимую в северных широтах. Что же касается крови, то она имеет особое значение, которое изложено в Лев. 17:11 таким образом: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает». Запрещение употреблять кровь в пищу повторено собором Апостолов и новообращенным из язычников (Деян. 15:29); так считала важным Иерусалимская Церковь это ветхозаветное постановление, тем более потому, что в языческих обрядах крови приписывалось какое-то магическое значение. Так, у Плиния есть указание, что жрецы острова Егины (Aegina, между Аттикой и Мореей), пили кровь, спускаясь в грот, где появлялся им дух. В древности существовало еще поверье, которого следов, кажется, нет у Израильтян, что кровь есть яд. См. напр. смерть Псаменита у Гер. III , 15, и смерть Фемистокла в Плутархе.

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Жертва мирная (Лев.3, Лев.7:11-21, Лев.7:29-34)

Жертва мира или спасения, или так называемая мирная жертва, имела праздничный характер и сопровождалась пиром, устрояемым из жертвенного животного, по сожжении всего тука его и почек, и по отделении груди и плеча в пользу жрецов. Жертвы мирные приносились или в благодарение Богу за полученные благодеяния, или в умилостивление Бога для испрошения каких-либо милостей. В жертву мирную употреблялись все роды жертвенных четвероногих животных, безразлично – мужеского или женского пола. Отличительные обряды сей жертвы состояли в том, что, во-первых, на руки приносившего жертву возлагался тук, правое плечо и грудь животного, и все это он с помощью жрецов приносил к жертвеннику, потрясая пред лицом Господним, и затем священники тук сжигали, а грудь и правое плечо брали себе. Во-вторых, к мирной жертве непременно присоединялось какое-нибудь хлебное приношение, как пресное – для жертвенника, так и кислое – в приношение, или в дар (Лев.7:11-14). В-третьих, мясо мирной жертвы дóлжно было съедать непременно всё в самый день ее приношения, если она приносилась в благодарность Господу Богу; если же по обету, или от добровольного усердия, то позволялось ядение жертвенного мяса продолжать и до второго дня, но никак не далее. Во всяком же случае есть сие мясо могли только чистые по закону. Даже если самое жертвенное мясо прикоснется к чему-нибудь нечистому по закону (напр., если упадет на него мертвое насекомое), то уже нельзя было есть его, а надлежало предать огню (Лев.7:19-21).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте

Употребление внутреннего сала и крови евреям воспрещается частью по основаниям гигиеническим: в жаркой Палестине сало и кровь легко подвергаются порче, частью по побуждениям нравственно-религиозным: с целью возбудить и поддерживать в евреях уважение к жизни, седалище которой — в крови (Лев XVII:11), а также предохранить их от увлечения идоложертвенным и суеверным употреблением крови в языческих культах. Особое, именно искупительное, значение крови при ветхозаветном алтаре указано в Лев XVII:11.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka