Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Левит 4:3
если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, – то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе,
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, - то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе
Еще прежде пророков, желая показать, что грехи священников подлежат гораздо большему наказанию, нежели грехи простых людей, Он повелевает приносить за священника такую же жертву, какая приносилась за весь народ. Этим Он выражает не что иное, как то, что раны священника нуждаются в большей помощи - в какой нуждаются раны всего народа. А они не нуждались бы в большей помощи, если не были бы очень тяжелыми; очень тяжелыми же они бывают не по своей природе, но по достоинству священника, совершающего эти грехи.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Не одно и то же — грешить мирянину и священнику. И это явствует из закона, потому что за согрешившего иерея он повелевает приносить такую же жертву, как и за весь народ. Если бы эти грехи не были равнозначны, то закон не постановил бы приносить ту же жертву. Большим же делается грех не по естеству, а по достоинству совершающего. Ибо если падет тот, кто должен держать в порядке других, то сие падение делается более важным по достоинству падшего.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.2.(церк-слав.) Рцы к сыном Израилевым, глаголя: душа аще согрешит пред Господем не хотящи от всех повелений Господних, ихже не леть есть творити, и сотворит едино что от них:
Для очищения от греха и примирения с Господом. когда нарушена какая-либо заповедь Его по ошибке или по слабости, без нарочитого желания сделать злое пред Господом – «не хотящи», должно приносить жертву «о грехе», или за грех. Если такой грех совершит первосвященник к соблазну народа, то за грех свой он должен принесть в жертву тельца. Приведши к дверям скинии тельца, первосвященник должен возложить руку свою на главу тельца и сам заколоть его; кровь тельца пусть он внесет в святилище и там, омочивши свой перст в кровь, покропит ею семь раз пред Господом пред завесою святилища и возложит кровь на роги алтаря кадильного, а остальную кровь выльет к подножию жертвенника, всесожжений: за тем весь внутренний тук и сальник с почками сожжет на жертвенник. Кожу же тельца и все мясо с внутренностями должно сжечь на дровах вне стана на том месте, где высыпается пепел с жертвенника. Лев.4:3-12
Таково значение жертвенного пира. – Когда жертва о грехе приносилась за первосвященника или за весь народ, тогда кропление кровью совершалось во святилище и однажды в год во святом святых см. Лев.16:11-17,29), и в этом случае мясо жертвенного животного не сделалось священнослужащими, а сожигалось вне стана (или города) на чистом месте; потому что для очищения таких грехов, т. е. первосвященника и всего народа вместе, с ним, не было посредника в ветхозаветной феократии, и внесение жертвенной крови во святилище или святое святых пред лице Господа знаменовало, что сам Господь непосредственно имеет очистить грехи всех. Также и вкушать мясо таких жертв для принятия вины на себя не могли священнослужащие, потому что это означало бы, что они сами принимали на себя для искупления свою вину. Посему-то тела таких жертвенных животных сожигались вне стана или города в знак того, что жертва очистительная Мессии принесется за всех людей, находящихся и вне феократии, и в прообраз смерти Мессии, Иисуса Христа, имеющего пострадать и умереть вне города Иерусалима (Евр.13:11-13).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Жертва греха
Принадлежала к разряду жертв умилостивительных, жертва всесожжения и жертва греха были тесно соединены между собой, хотя и составляли два отдельные вида жертв. Жертва греха была различна по различию лица, за которое приносилась, и по степени греховности, которая имела быть очищена. Так, напр., предписывался для жертвы телец – при посвящении священников и левитов (Исх.29:10, Чис.8:7-12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев.16:6,14:18,19), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев.4:3-12), или когда согрешило все общество (Лев.4:13,21); козел – в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис.28:22,30), при освящении Скинии и храма (Чис.7:16,22; 1Езд.6:17); коза или агница – за прегрешения кого-либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев.4:27,28,32); однолетний агнец и овца однолетняя – при разрешении обета назореев (Чис.6:14,16,19) и при очищении прокаженного (Лев.14:10,19); горлица или молодой голубь – при очищении родильницы (Лев.12:6), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев.15:29 и др.), и взамен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев.5:7); пшеничная мука – десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.
Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговой против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Лев.4:25-30 и сл.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев.4:8,10,19,29 и др.). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Св. Святых, вместе с кожей, головой, ногами, внутренностями и нечистотой сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев.4:20,21).
При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев.6:26-29). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице. Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев.5:12), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев.5:11-19).
Жертвоприношения у евреев
Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода мы видим из Священого Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он разводил (Быт.4:3).
Патриарх Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносит жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт.8:20). Точно так же патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт.12:7,13:4,26:25 и др.).
До времен Моисея побуждением и основной мыслью жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния.
В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов.1:5) и за его трех друзей (Иов.42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея фараону о жертвах в пустыне (Исх.10:25).
Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительного. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис.15:5,6,18:11); затем птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев.1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев.22:27,29) – из мелкого скота он должен быть однолетним (Исх.12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т. п. (Лев.22:20-24).
Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев.2:14), высушенными на огне и растолченными, и пшеничной мукой (Лев.2:1), с возлитым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев.2:2 и д.) и пшеничной мукой, приготовленной в горшке с елеем (Лев.2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев.2:13, Мк.9:49) и не могла быть кислой: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев.2:11).
Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета.
С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т. е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев.1:3,4,4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев.1:4,5-11,3:2,8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжений (Исх.29:12, Лев.4:7,18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев.1:6,8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем.
При принесении в жертву голубей священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотой и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их, и наконец сожигал на жертвеннике (Лев.1:15 и сл.).
С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев.2:2,3:16,6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарениям и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев.7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.
Из жертв, приносимых Богу евреями, отметим следующие:
а) Жертва всесожжения Быт.8:20,22:2, Исх.29:42
б) Жертва греха Лев.4:25-30, Исх.29:10, Чис.8:7-12
в) Жертва вины Лев.5:15, Лев.5:1-19, Чис.6:12
г) Жертва спасения или мира Лев.3:1, Лев.7:12, Лев.7:16
д) Жертва бескровная, дар бескровный Лев.2:2,6:14-16, Чис.28:5
е) Жертва очищения Лев.16:2-34,23:26-32
ж) Жертва ревнования Чис.5:11-31
з) Жертва возлияния Чис.15:5,28:7,8,10,4Цар.16:13
Георгий Константинович Властов (†1899)
Замечательно, что постановления за грех по ошибке не делают различия по богатству и бедности, но различают только ответственность лиц по их общественному положению, причем в этой последовательности имеет место и юридическое коллективное лицо, «общество Израильское». Первым стоит по ответственности «священник помазанный», т. е. первосвященник, потом общество, потом начальник, потом из народа земли. Грех первосвященника «делает виновным народ», потому что он его представитель. Впрочем, существует мнение, что здесь разумеются ошибки только против устава Богослужения и в публичной деятельности первосвященника. Грех по ошибке «священников», полагают, очищался как грех начальников.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Жертва о грехе имела покаянный характер, и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению и нечаянности, а также и за грех первородный. Чем выше по достоинству было лицо, приносившее покаяние, тем крупнее и ценнее требовалось животное. От первосвященника требовался телец. От всего общества израильского тоже (Лев.4:13,14). От какого-нибудь отделенного начальника – козел (Лев.4:23). От простого человека требовалось жертвенное животное женского пола – коза или овца; если же он не в состоянии был принести сих животных, то можно было ограничиться двумя горлицами или двумя молодыми голубями. В случае же крайней бедности кающегося, приносилась только десятая часть ефы пшеничной муки. Обряды при совершении жертвы о грехе были тоже различны, судя по достоинству лиц, приносивших покаяние.
По заклании, с обычными обрядами, тельца о первосвященнике, или целом сонме израильском, жрец брал крови сего тельца и вносил ее в самую скинию, и здесь, омочив перст свой в крови, кропил ею семь раз пред Господом – пред завесою святилища, и потом возлагал ее на роги жертвенника благовонных курений, а остальную кровь выливал к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинию собрания (во дворе). Затем, по сожжении на жертвеннике всего жира, собранного из тельца, он весь сожигался вне стана. Если же приносились жертвы о грехе частных лиц, то кровь сих жертв не вносилась в скинию, а возлагалась только на роги жертвенника всесожжений и проливалась у его подножия; а жертвенное мясо, по сожжении жира, съедаемо было священниками во дворе скинии (Лев.4:22-35, Лев.5:1-6, Лев.6:26).
Жены и дочери священников не допускались к ядению сего мяса (Лев.6:29), ибо оно было великой святыней, так что все, что прикасалось к сему мясу, освящалось. Одежда забрызганная кровью жертвы о грехе, измывалась на святом месте. Глиняный сосуд, в котором она варилась, надлежало разбить, а медный вычистить и вымыть, дабы не оставалось никакого запаха (Лев.6:27,28). Если же приносились в жертву птицы, то собственно одна из них приносилась за грех, а другая во всесожжение. Священник надламывал голову птицы, но от шеи не отделял; затем кропил кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцеживал к подножию жертвенника (Лев.5:7-10). Если же бедняк приносил только муку в жертву за грех свой, то он не возливал на нее ни елея, ни клал на нее ладана, как это обыкновенно делалось с хлебными приношениями (Лев.2:7), – a просто священник брал из сей муки полную горсть в память о грешнике, как сказано в Писании, и сожигал на жертвеннике, а остальное брал себе (Лев.5:13).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-4 если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, - то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом
В постановлениях о жертве за грех (и жертве повинности) не делается различия по материальному состоянию ответственных лиц, но по роду и степени их вины и по общественно-теократическому положению их. Первым в этого рода градации стоит «священник помазанный», hakohen hammaschiach, LXX: ἀρχιερεύς, слав.: «архиерей помазанный», т. е. первосвященник (ср. XVI:32; XXI:10). За первосвященником следовали: общество израильское, как коллективное юридическое лицо, князь народа, наконец, какое-либо частное лицо. Грех первосвященника делал виновным весь народ, представителем которого являлся первосвященник.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Каяться нужно в душе перед Богом (Пс.31:5;50:3), а не перед священником – грешным человеком..
Ответ: В указанных псалмах говорится о покаянной молитве царя Давида, который, однако, каялся пред пророком Нафаном, посланным к нему Богом (2Цар.12:1-14). Таинства покаяния (разрешения грехов) в Ветхом Завете не было. Если и существовало тогда покаяние и исповедание грехов (Лев.4-6;16:21 и др.), то оно не давало прощения грехов, так как не было еще искупительной Христовой жертвы (Рим.3:25-26; Евр.10:1-4), а только ради этой жертвы каявшиеся избавлялись от наказаний, определенных судом Божиим (2Цар.12:13; 3Цар.21:27-29; Ион.3:10 и др.). Человека безгрешного никогда не было на земле, нет и не будет (1Ин.1:8;10; и др.), только один Бог без греха (Откр.15:4). Совершив искупление Господь по любви к людям благоволил дать апостолам и их преемникам власть прощать или удерживать грехи, и верующие должны не только в душе каяться пред Богом, но и приходить к ним и исповедывать свои грехи (Деян.19:18) для получения прощения. В раскаянии только пред Богом нет еще надлежащего смирения, нет глубокого сознания своего недостоинства. В истинно кающемся естественно желание унизить себя, отдать свои поступки на суд духовного врача, который обличил бы его, найдя в нем недостаток сокрушения о грехах, и утешил бы, когда грешник предался «чрезмерной печали» (2Кор.2:7). Напротив, нежелание открыть пастырю Церкви грехи есть признак того, что они еще привлекательны душе, что к ним еще не чувствует она отвращения, что скорбь о вине пред Богом еще не искренна, не полна и не глубока.(1) Вот почему, нам кажется, сектанты и отвергают таинство покаяния.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - Остроумов С. Письма о правосл. благочестии. 1907 г., стр. 194, 203.