и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник на печени; с почками отделит он это,

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Ст.1-3. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, – то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе,

Ст.2.(церк-слав.) Рцы к сыном Израилевым, глаголя: душа аще согрешит пред Господем не хотящи от всех повелений Господних, ихже не леть есть творити, и сотворит едино что от них: 

Для очищения от греха и примирения с Господом. когда нарушена какая-либо заповедь Его по ошибке или по слабости, без нарочитого желания сделать злое пред Господом – «не хотящи», должно приносить жертву «о грехе»или за грех. Если такой грех совершит первосвященник к соблазну народа, то за грех свой он должен принесть в жертву тельца. Приведши к дверям скинии тельца, первосвященник должен возложить руку свою на главу тельца и сам заколоть его; кровь тельца пусть он внесет в святилище и там, омочивши свой перст в кровь, покропит ею семь раз пред Господом пред завесою святилища и возложит кровь на роги алтаря кадильного, а остальную кровь выльет к подножию жертвенника, всесожжений: за тем весь внутренний тук и сальник с почками сожжет на жертвенник. Кожу же тельца и все мясо с внутренностями должно сжечь на дровах вне стана на том месте, где высыпается пепел с жертвенника. Лев.4:3-12

Таково значение жертвенного пира. – Когда жертва о грехе приносилась за первосвященника или за весь народ, тогда кропление кровью совершалось во святилище и однажды в год во святом святых см. Лев.16:11-17,29), и в этом случае мясо жертвенного животного не сделалось священнослужащими, а сожигалось вне стана (или города) на чистом месте; потому что для очищения таких грехов, т. е. первосвященника и всего народа вместе, с ним, не было посредника в ветхозаветной феократии, и внесение жертвенной крови во святилище или святое святых пред лице Господа знаменовало, что сам Господь непосредственно имеет очистить грехи всех. Также и вкушать мясо таких жертв для принятия вины на себя не могли священнослужащие, потому что это означало бы, что они сами принимали на себя для искупления свою вину. Посему-то тела таких жертвенных животных сожигались вне стана или города в знак того, что жертва очистительная Мессии принесется за всех людей, находящихся и вне феократии, и в прообраз смерти Мессии, Иисуса Христа, имеющего пострадать и умереть вне города Иерусалима (Евр.13:11-13).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Жертва о грехе (Лев.4, Лев.5:1-13)


Жертва о грехе имела покаянный характер, и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению и нечаянности, а также и за грех первородный. Чем выше по достоинству было лицо, приносившее покаяние, тем крупнее и ценнее требовалось животное. От первосвященника требовался телец. От всего общества израильского тоже (Лев.4:13,14). От какого-нибудь отделенного начальника – козел (Лев.4:23). От простого человека требовалось жертвенное животное женского пола – коза или овца; если же он не в состоянии был принести сих животных, то можно было ограничиться двумя горлицами или двумя молодыми голубями. В случае же крайней бедности кающегося, приносилась только десятая часть ефы пшеничной муки. Обряды при совершении жертвы о грехе были тоже различны, судя по достоинству лиц, приносивших покаяние.

По заклании, с обычными обрядами, тельца о первосвященнике, или целом сонме израильском, жрец брал крови сего тельца и вносил ее в самую скинию, и здесь, омочив перст свой в крови, кропил ею семь раз пред Господом – пред завесою святилища, и потом возлагал ее на роги жертвенника благовонных курений, а остальную кровь выливал к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинию собрания (во дворе). Затем, по сожжении на жертвеннике всего жира, собранного из тельца, он весь сожигался вне стана. Если же приносились жертвы о грехе частных лиц, то кровь сих жертв не вносилась в скинию, а возлагалась только на роги жертвенника всесожжений и проливалась у его подножия; а жертвенное мясо, по сожжении жира, съедаемо было священниками во дворе скинии (Лев.4:22-35, Лев.5:1-6, Лев.6:26).

Жены и дочери священников не допускались к ядению сего мяса (Лев.6:29), ибо оно было великой святыней, так что все, что прикасалось к сему мясу, освящалось. Одежда забрызганная кровью жертвы о грехе, измывалась на святом месте. Глиняный сосуд, в котором она варилась, надлежало разбить, а медный вычистить и вымыть, дабы не оставалось никакого запаха (Лев.6:27,28). Если же приносились в жертву птицы, то собственно одна из них приносилась за грех, а другая во всесожжение. Священник надламывал голову птицы, но от шеи не отделял; затем кропил кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцеживал к подножию жертвенника (Лев.5:7-10). Если же бедняк приносил только муку в жертву за грех свой, то он не возливал на нее ни елея, ни клал на нее ладана, как это обыкновенно делалось с хлебными приношениями (Лев.2:7), – a просто священник брал из сей муки полную горсть в память о грешнике, как сказано в Писании, и сожигал на жертвеннике, а остальное брал себе (Лев.5:13).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-11 и возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища; и возложит священник крови тельца пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания, а остальную кровь тельца выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания; и вынет из тельца за грех весь тук его, тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник на печени; с почками отделит он это, как отделяется из тельца жертвы мирной; и сожжет их священник на жертвеннике всесожжения; а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его

От общего жертвенного ритуала жертва за грех отличалась способом кровекропления и употреблением жертвенного мяса. В том и другом отношении значительно различаются первые две категории жертвы за грех, за первосвященника и за все общество от двух последних: за князя народа и за отдельное лицо. Кровь тельца, заколавшегося за грех первосвященника и всего народа, вносилась в святилище, и здесь совершалось семикратное кропление его пред завесою, отделявшею святилище от святого святых, затем кровь эта возлагалась на роги жертвенника курений (во второй же части скинии), остаток же выливался к подножию жертвенника всесожжений (ст. 6–7 и 16–18). Этим внесением жертвенной крови в святое выражалось величие и тяжесть греха, а вместе и полнота его очищения (самое высшее очищение грехов всего народа в день очищения символизировалось внесением крови козла и тельца во святое святых); на последнее указывало и семикратное кропление «пред Господом» и возложение крови на роги кадильного алтаря. По раввинам, это — жертвы «внутренние» (chattot penimoth), в отличие от последующих жертв за грех — «внешних» (ch. chizonoth), из которых кровь не вносилась в святое.

Жертвенному сожжению (обозначенному, как уже сказано, особым евр. термином hiqlir, в отличие от обыкновенного сожжения, saraph) во всех видах жертвы греха подвергались те специальные жертвенные части — тук с почками и сальником (ст. 8–10, 19, 26, 31), какие сжигались и при жертве мирной. Относительно употребления остального мяса жертвы греха в Лев VI:30 поставляется правило: «всякая жертва, от которой кровь вносится в скинию собрания для очищения в святилище, не должна быть снедаема; ее должно сожигать (tissareph — сожигать не как жертву) на огне» (ср. Евр XIII:11–13). По этому правилу, в двух первых случаях (а равно и в день очищения, когда кровь тельца и козла вносилась в святое святых), по сожжении на жертвеннике тучных частей, остальное мясо вместе с кожею, головою, ногами, внутренностями и нечистотами сожигалось (не как жертва) вне стана, на чистом месте (ст. 11–12, 20–21; XVI:27). [Жертва рыжей телицы за грехи Израиля, Чис XIX, имеет все характерные черты жертвоприношений за грех первой категории.] В этих случаях священники, как виновные (виною первосвященника или всего народа) и очищаемые, не имели права вкушать от жертвы греха, какое право (однако только мужескому полу потомков Аарона, VI:18) принадлежало священникам в тех случаях, когда жертвою греха очищались грехи других частных лиц.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Каяться нужно в душе перед Богом (Пс.31:5;50:3), а не перед священником – грешным человеком..
 

Ответ:   В указанных псалмах говорится о покаянной молитве царя Давида, который, однако, каялся пред пророком Нафаном, посланным к нему Богом (2Цар.12:1-14). Таинства покаяния (разрешения грехов) в Ветхом Завете не было. Если и существовало тогда покаяние и исповедание грехов (Лев.4-6;16:21 и др.), то оно не давало прощения грехов, так как не было еще искупительной Христовой жертвы (Рим.3:25-26; Евр.10:1-4), а только ради этой жертвы каявшиеся избавлялись от наказаний, определенных судом Божиим (2Цар.12:133Цар.21:27-29; Ион.3:10 и др.). Человека безгрешного никогда не было на земле, нет и не будет (1Ин.1:8;10; Иак.3:2 и др.), только один Бог без греха (Откр.15:4). Совершив искупление Господь по любви к людям благоволил дать апостолам и их преемникам власть прощать или удерживать грехи, и верующие должны не только в душе каяться пред Богом, но и приходить к ним и исповедывать свои грехи (Деян.19:18) для получения прощения. В раскаянии только пред Богом нет еще надлежащего смирения, нет глубокого сознания своего недостоинства. В истинно кающемся естественно желание унизить себя, отдать свои поступки на суд духовного врача, который обличил бы его, найдя в нем недостаток сокрушения о грехах, и утешил бы, когда грешник предался «чрезмерной печали» (2Кор.2:7). Напротив, нежелание открыть пастырю Церкви грехи есть признак того, что они еще привлекательны душе, что к ним еще не чувствует она отвращения, что скорбь о вине пред Богом еще не искренна, не полна и не глубока.(1) Вот почему, нам кажется, сектанты и отвергают таинство покаяния.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - Остроумов С. Письма о правосл. благочестии. 1907 г., стр. 194, 203.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible