Скрыть
если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности;
     
     Что значит сказанное: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу?


Нередко случалось, что иной за недосугом не приносил вовремя посвященного Богу, как-то: первородных, или начатков, или обетов. Итак, впадшего в сие преступление Бог подвергает взысканию, превышающему требовавшееся приношение. Ибо повелевает сперва заплатить весь Божественный долг, приложив к нему пятую часть настоящей цены, а потом в жертву о преступлении принести овна ценою в пятьдесят сиклей и таким образом получить отпущение греха. Сие и подобное сему узаконив о согрешивших непроизвольно, тем, которые согрешили произвольно, взяли залог и затаили или учинили какую неправду и грех увеличили ложною клятвою, повелевает также сперва отдать обиженным, что незаконно отняли, и приложить к цене всего пятую часть, а потом принести овна и умилостивить Бога. Так поступил и блаженный Закхей, ибо кого чем обидел, возвратил вчетверо, а потом половину собственности своей отдал нищим.
 

Толкование на книгу Левит

Георгий Константинович Властов (†1899)

14. И сказал Господь Моисею, говоря:
15. если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности; 
16. за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему.

Слова: «и сказал Господь Моисею» означают новый отдел. Этот отдел заключает в себе жертвы повинности. Приношения этих жертв определены в 1 – 7 стихе VII главы Левита (Лев. 7:1-7). Они приносятся как возмездие за причиненный ущерб достоянию частного лица (Лев. 6:4,5). Прежде всего требовалось отдать сполна должное и прибавить пятую часть (Лев. 5:16; Лев.6:5; также см. Чис. 6:5-8), и принести в жертву овна (Лев. 5:18). Довольно темное во всех переводах изложение 15-го стиха подает повод к разным пониманиям его, из которых, кажется, самое основательное следующее: 15 стих имеет преимущественно в виду ненамеренное уклонение по забывчивости или другим причинам от уплаты следуемого святилищу приношения в каком бы виде оно ни было, деньгами ли, как выкуп душ (Исх. 30:12), или же как приношение первых плодов земных, посвящение первенцев и т. д. Овен, приносимый в жертву (как полагает О. Герлах), зачитывался по оценке священников в число следуемой с виновного платы, остальная часть взыскивалась серебром (Кларк), и на всю повинную сумму накладывалась пеня, равная одной части пятой всей должной святилищу суммы. Кларк так определяет отличие жертвы повинности от жертва за грех (Лев. 5:14 до Лев. 6:7):
1.Они приносились в тех случаях, тогда нанесен был ущерб чьему-либо достоянию или собственности.
2.Они сопровождались возвратом ценности известного убытка с приплатою пени. 
3.Кровь жертва не возлагалась на роги жертвенника всесожжения и никогда не вносилась в скинию, как при жертве за грех.
4.В жертву приносили овна, а не овцу или козу, (как в Лев. 6:28-32). 5.В жертвах как в уставе их принесения не сделано различия по положению приносящего, как в жертвоприношениях за грех

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 И сказал Господь Моисею, говоря: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности; за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему

Здесь начинается новый раздел речи законодателя, именно указывается первый случай правонарушения, требовавшего жертвы вины: если кто «согрешит не хотящи от святых Господних» (ст. 15), он приносил в жертву барана вместе с 1/5 его стоимости по оценке священника. Блаж. Феодорит (вопр. 2 на Лев.) говорит: «Нередко случалось, что иной за недосугом не приносил вовремя посвященного Богу, как-то — первородных, или начатков, или обетов. Итак, впадшего в сие преступление Бог подвергает взысканию, превышающему требовавшееся приношение. Ибо повелевает сперва заплатить весь божественный долг, приложив к нему пятую часть настоящей цены, а потом в жертву о преступлении принести овна»…

Ст. 14-19 И сказал Господь Моисею, говоря: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности; за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему. Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех, пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему. Это жертва повинности, которою он провинился пред Господом

Конец пятой главы, ст. 14–19, связывается с началом главы шестой. ст. 1–7 (в еврейской Библии первые семь стихов VI гл. отнесем к концу V гл., так что с 14–19 ст. V гл. образуют непрерывное целое: действительно, единство обоих отделов по предмету содержания требовало бы соединении их в одно целое, а не разъединения на две главы, как в перев. LXX, в Вульг., в славян. и русск.). Самостоятельность и отличие жертвы повинности, ascham, от жертвы за грех, chattath, видны не только из различных обрядов той и другой, определяемых в законе (жертва повинности: V:14–19; VI:1–7, жертва греха: IV:1–35; V:1–13; VI:23–30), но из того, что в известных случаях предписывалось приносить жертвы греха и повинности совместно (напр. Чис VI:12, 14). Но различие их по значению в древнее и новое время определялось более или менее неудовлетворительно, напр. жертва греха — за грехи попущения (commissionis), жертва повинности за грехи опущения (ommissionis): 1-я за грехи против положительных заповедей, 2-я против запрещений; 1-я против грехов известных и другим людям, 2-я против скрытых или тайных. Может быть, ближе к истине будет такое разграничение рассматриваемых видов умилостивительной жертвы: жертва греха неоднократно приносится за целое общество, за весь народ (Лев XVI; Чис XIX); жертва повинности есть всегда жертвоприношение только частных лиц за их индивидуальные грехи; в первой господствует моральный критерий и идея евангельского отпущения грехов, expiatio, в последней преобладает идея возмездия или возмещения за правонарушение, допущенное человеком в отношении Бога или людей, жертва повинности вообще имеет характер преимущественно обрядово-дисциплинарный.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible