Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.14-15. И сказал Господь Моисею, говоря: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности;
Жертва повинности должна быть приносима в случае согрешения по ошибке или забвению «против посвященного Господу», напр. в случае невзноса десятины, начатков и под. За такую вину свою согрешивший должен принесть в жертву Господу овна и, после оценки священником этой жертвы соответственно вине, должен возвратить невнесенную «святыню» и прибавить к тому пятую часть по оценке, а свяшенник, совершивши обряды этой жертвы, сходные с обрядами жертвы о грехе, кроме кропления кровью вокруг алтаря (Лев.7:1-5.) очистить согрешившего от вины его (Лев.5:14-16). Вообще эта жертва повинности (овна) с оценкою ее должна быть приносима во всех случаях согрешения по неведению против прав Господа, когда нарушается интерес скинии или священнослужащих (Лев.17-19). Точно такую же жертву повинности, овна за грех с оценкою его по степени вины, должен принесть согрешивший против ближнего с нанесением ущерба его правам собственности, напр. если похитить что-либо, или утаить порученное, или найденное, что потерял ближний, и под. При этом согрешивший должен отдать сполна собственность ближнего и прибавить к тому еще пятую долю того (Лев.6:1-7).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
15. если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности;
16. за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему.
Слова: «и сказал Господь Моисею» означают новый отдел. Этот отдел заключает в себе жертвы повинности. Приношения этих жертв определены в 1 – 7 стихе VII главы Левита (Лев. 7:1-7). Они приносятся как возмездие за причиненный ущерб достоянию частного лица (Лев. 6:4,5). Прежде всего требовалось отдать сполна должное и прибавить пятую часть (Лев. 5:16; Лев.6:5; также см. Чис. 6:5-8), и принести в жертву овна (Лев. 5:18). Довольно темное во всех переводах изложение 15-го стиха подает повод к разным пониманиям его, из которых, кажется, самое основательное следующее: 15 стих имеет преимущественно в виду ненамеренное уклонение по забывчивости или другим причинам от уплаты следуемого святилищу приношения в каком бы виде оно ни было, деньгами ли, как выкуп душ (Исх. 30:12), или же как приношение первых плодов земных, посвящение первенцев и т. д. Овен, приносимый в жертву (как полагает О. Герлах), зачитывался по оценке священников в число следуемой с виновного платы, остальная часть взыскивалась серебром (Кларк), и на всю повинную сумму накладывалась пеня, равная одной части пятой всей должной святилищу суммы. Кларк так определяет отличие жертвы повинности от жертва за грех (Лев. 5:14 до Лев. 6:7):
1.Они приносились в тех случаях, тогда нанесен был ущерб чьему-либо достоянию или собственности.
2.Они сопровождались возвратом ценности известного убытка с приплатою пени.
3.Кровь жертва не возлагалась на роги жертвенника всесожжения и никогда не вносилась в скинию, как при жертве за грех.
4.В жертву приносили овна, а не овцу или козу, (как в Лев. 6:28-32). 5.В жертвах как в уставе их принесения не сделано различия по положению приносящего, как в жертвоприношениях за грех
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Жертва о преступлении (Лев.5:14-19, Лев.6:1-7)
Жертва о преступлении, или так называемая в Писании жертва повинности, была частным видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению или в припадке страсти, а не по убеждению (по принципу) и не дерзновенной рукой, – как сказано в Писании (Чис.15:30), т. е. не с нахальством и публичным бесстыдством. В сию жертву употреблялся овен с такими же точно обрядами, какие наблюдались в жертве за грех от частных лиц. Кроме сего, в случае присвоения чужой собственности, кающийся должен был возвратить похищенное и присоединить еще к нему пятую часть в знак искренности своего раскаяния (Лев.6:5. Срав. Чис.5:5-8).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-16 И сказал Господь Моисею, говоря: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности; за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему
Здесь начинается новый раздел речи законодателя, именно указывается первый случай правонарушения, требовавшего жертвы вины: если кто «согрешит не хотящи от святых Господних» (ст. 15), он приносил в жертву барана вместе с 1/5 его стоимости по оценке священника. Блаж. Феодорит (вопр. 2 на Лев.) говорит: «Нередко случалось, что иной за недосугом не приносил вовремя посвященного Богу, как-то — первородных, или начатков, или обетов. Итак, впадшего в сие преступление Бог подвергает взысканию, превышающему требовавшееся приношение. Ибо повелевает сперва заплатить весь божественный долг, приложив к нему пятую часть настоящей цены, а потом в жертву о преступлении принести овна»…
Ст. 14-19 И сказал Господь Моисею, говоря: если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесет Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке, серебряными сиклями по сиклю священному, в жертву повинности; за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему. Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех, пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему. Это жертва повинности, которою он провинился пред Господом
Конец пятой главы, ст. 14–19, связывается с началом главы шестой. ст. 1–7 (в еврейской Библии первые семь стихов VI гл. отнесем к концу V гл., так что с 14–19 ст. V гл. образуют непрерывное целое: действительно, единство обоих отделов по предмету содержания требовало бы соединении их в одно целое, а не разъединения на две главы, как в перев. LXX, в Вульг., в славян. и русск.). Самостоятельность и отличие жертвы повинности, ascham, от жертвы за грех, chattath, видны не только из различных обрядов той и другой, определяемых в законе (жертва повинности: V:14–19; VI:1–7, жертва греха: IV:1–35; V:1–13; VI:23–30), но из того, что в известных случаях предписывалось приносить жертвы греха и повинности совместно (напр. Чис VI:12, 14). Но различие их по значению в древнее и новое время определялось более или менее неудовлетворительно, напр. жертва греха — за грехи попущения (commissionis), жертва повинности за грехи опущения (ommissionis): 1-я за грехи против положительных заповедей, 2-я против запрещений; 1-я против грехов известных и другим людям, 2-я против скрытых или тайных. Может быть, ближе к истине будет такое разграничение рассматриваемых видов умилостивительной жертвы: жертва греха неоднократно приносится за целое общество, за весь народ (Лев XVI; Чис XIX); жертва повинности есть всегда жертвоприношение только частных лиц за их индивидуальные грехи; в первой господствует моральный критерий и идея евангельского отпущения грехов, expiatio, в последней преобладает идея возмездия или возмещения за правонарушение, допущенное человеком в отношении Бога или людей, жертва повинности вообще имеет характер преимущественно обрядово-дисциплинарный.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Каяться нужно в душе перед Богом (Пс.31:5;50:3), а не перед священником – грешным человеком..
Ответ: В указанных псалмах говорится о покаянной молитве царя Давида, который, однако, каялся пред пророком Нафаном, посланным к нему Богом (2Цар.12:1-14). Таинства покаяния (разрешения грехов) в Ветхом Завете не было. Если и существовало тогда покаяние и исповедание грехов (Лев.4-6;16:21 и др.), то оно не давало прощения грехов, так как не было еще искупительной Христовой жертвы (Рим.3:25-26; Евр.10:1-4), а только ради этой жертвы каявшиеся избавлялись от наказаний, определенных судом Божиим (2Цар.12:13; 3Цар.21:27-29; Ион.3:10 и др.). Человека безгрешного никогда не было на земле, нет и не будет (1Ин.1:8;10; и др.), только один Бог без греха (Откр.15:4). Совершив искупление Господь по любви к людям благоволил дать апостолам и их преемникам власть прощать или удерживать грехи, и верующие должны не только в душе каяться пред Богом, но и приходить к ним и исповедывать свои грехи (Деян.19:18) для получения прощения. В раскаянии только пред Богом нет еще надлежащего смирения, нет глубокого сознания своего недостоинства. В истинно кающемся естественно желание унизить себя, отдать свои поступки на суд духовного врача, который обличил бы его, найдя в нем недостаток сокрушения о грехах, и утешил бы, когда грешник предался «чрезмерной печали» (2Кор.2:7). Напротив, нежелание открыть пастырю Церкви грехи есть признак того, что они еще привлекательны душе, что к ним еще не чувствует она отвращения, что скорбь о вине пред Богом еще не искренна, не полна и не глубока.(1) Вот почему, нам кажется, сектанты и отвергают таинство покаяния.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - Остроумов С. Письма о правосл. благочестии. 1907 г., стр. 194, 203.