Скрыть
В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Как добрый отец, увидев детей, успевших в чем-нибудь достойном похвалы, радуется, так и Спаситель возрадовался тому, что апостолы удостоились таких благ. Поэтому Он благодарит Отца за то, что такие таинства утаены «от мудрых», то есть фарисеев и книжников, истолковывавших Закон, и от «разумных», то есть учеников этих же книжников. Ибо кто учит, тот мудр, а кто учится и понимает уроки, тот разумен; например, Гамалиил - мудр, а Павел - разумен, ибо первый - учитель, а второй - разумеет то, чем наставляет первый. - Господь называет учеников Своих «младенцами», потому что они были не из искусных в Законе, а были избраны большей частью из простого класса народа и из рыбарей. Впрочем, они могли быть названы младенцами и по их незлобию. А те (фарисеи и книжники) не были настоящими мудрецами и разумными, а только казались. Итак, сии таинства утаены от мудрых и разумных, которые казались таковыми, а на самом деле не были. Ибо, если бы они были таковыми, то таинства были бы открыты им. «Ей, Отче», благодарю Тебя, «ибо таково было Твое благоволение», то есть, что такое у Тебя было благоволение и хотение и так было угодно Тебе.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.  И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали. 

 Славословие Господом Бога Отца (21), изречение о познании Отца и Сына (22) и ублажение учеников (23–24) ев. Матфеи представляет произнесенными при других случаях (Мф.11:25-27 и Мф.13:16-17; см. прим. к этим стихам). Или Господь повторял эти изречения, или один из евангелистов не в хронологической связи поставил их. Если допустить это последнее: то надобно полагать, что они изречены были в той связи, в какой поставляет их ев. Лука. Ибо: 1) у него точнее переходное от повествования к повествованию выражение – «в тот час», тогда как у ев. Матфея общее – «в то время» (ср. прим. к этому стих.); 2) у него указываются даже внешние движения Господа, что указывает на большую точность рассказа: «обратившись (после славословия, обращенного без сомнения к небу, ст. 21) к ученикам сказал» (ст. 22); «обратившись к ученикам, сказал им особо» (ст. 23), где в первом случае разумеются 70 и 12 учеников вместе, а в последнем – только 12 (ср. Мф.13:10, 16-17).
 

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-24 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали

Эти слова, согласно евангелисту Матфею, были произнесены при других обстоятельствах (Мф.11:25–27, 13:16–17). Можно думать, что настоящее место изречениям Христа именно здесь, где их приводит евангелист Лука, потому что они вполне отвечают контексту речи.

«В тот час», т. е. в час возвращения 70-ти.

«Возрадовался», как отец, радующийся успеху его детей (Феофилакт).

«Духом» – по лучшему чтению: «Духом Святым». Дух Святой исполнял Христа (Лк.4:1) и был, так сказать, постоянным возбудителем Его к Мессианской деятельности. А в настоящий раз Христос и выступает именно как Мессия, Царь Своего Царства, раздающий награды Своим верным служителям.

«Сие», т. е. то, что возвещали ученики Христа.

«Кто есть Сын», т. е. кто Он по Своему существу.

«Особо» (стих 23). Ясно, что при этом разговоре Христа с 70 присутствовали и посторонние слушатели.

«И цари» (стих 24). Это выражение находится только у Луки.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

В той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою

Славословие И. Христом Бога Отца, как равно и далее, изречение Его о познании Отца и Сына (Лк. 10:22), и ублажение учеников (Лк. 10:23-24), передается и еванг. Матфеем; но у сего евангелиста они произнесены при других случаях (Мф. 11:25-27 и 13:16-17). Это разноречие объясняется или тем, что Господь иногда повторял Свои изречения, или тем, что один из евангелистов поставил их не в хронологическом порядке (Мих.).

Утаил еси сия (сие), т. е. то, что открыто ученикам Христовым – тайны веры Христовой. От премудрых (мудрых) и разумных, т. е от книжников и фарисеев, еврейских ученых, которые по преимуществу считали себя мудрыми и разумными (Ин. 9:40. Злат. Феоф.), и вообще от всех тех, которые считают себя мудрыми, имея лишь мирскую мудрость.

Младенцам, т. е. людям простым, как младенцы, незнакомым с книжною мудростию. Таковы были Апостолы. Им Господь открыл тайны Своей веры, и они приняли эти тайны в простоте своей души и не только сами приняли веру Христову, но и проповедают ее другим; тогда как ученые книжники и фарисеи не только сами не принимают проповеди евангельской, но и препятствуют другим принимать ее, преследуют и самых проповедников. «Утаил – это не значит, чтобы Бог был, но сами люди бывают причиною сего, пишет св. Златоуст. Так сказано в том же смысле, в каком говорит Павел о язычниках: предал их Бог в неискусен ум» (Рим. 1:28).

Тако бысть благоволение пред Тобою (ибо таково было Твое благоволение), т. е. такова Твоя благая и премудрая воля. Ты ведешь все к лучшему, часто путями, для людей непостижимыми или кажущимися им неправильными. Господь И. Христос, замечает св. Златоуст, произнес свою молитву: исповедаютися (славлю Тебя) и пр. для того, чтобы показать, что фарисеи, не слушая Его, отпадают не только от Него, но и от Бога Отца.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об учености.
 

Лк.10:21Премудрыми и разумными Господь считает здесь тех, которые полагаются на свою мудрость, так, как, напр., богатые на свое богатство: Мк.10:24-25; такими «мудрецами» могут быть и безумные и слепые люди: Мф.23:17; под младенцами разумеются те, которые (подобно апостолам) в простоте сердца ищут премудрости Божией и своим разумом не превозносятся: Кор.10:5. Истинная мудрость и ученость Господом не отрицается: Мф.23:34; Деян.22:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible