Скрыть
Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-41 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто

Хотя Господь знает недоброжелательство фарисеев, однако ж, обедает с ними потому, что они были лукавы и нуждались в исправлении. Ибо для того Он обедает с ними, чтобы иметь повод к улучшению нравов их. Например, и теперь, смотря на неразумный их обычай - умываться пред вкушением пищи, научает, что душа должна быть очищена добрыми делами, так как полоскание водой очищает не душу, а тело. Они, безрассудные, думали, что чрез погружение в воде и омытие тела вместе с телом очищается и душа их. Поэтому Господь воспользовался прекрасным примером чаши. И как время было стола, Он упоминает о чаше и блюде и, заимствуя свидетельство от того, что лежало пред глазами, убеждает фарисея, что как нет никакой пользы, если чаша снаружи чиста, а внутри наполнена всякой грязью, так нет никакой пользы и в том случае, если, при омывании тела, душа исполнена всякой нечистоты, например, хищения и лукавства. Господь сделал намек на две господствующие страсти иудеев: словом «хищение» - на любостяжание, словом «лукавство» - на зависть и следствия зависти. Итак, никакой нет пользы, если душа находится в таком состоянии. Безрассудные! Не Тот же ли сотворил и душу, Кто сотворил тело, на котором вы так много останавливаетесь? Поэтому вы должны и душу очищать. Потом научает их, как очищается внутренность, именно: указывает на милостыню. Смотри, пожалуй, как Он, указав на милостыню, врачует обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо кто истинно милостив, тот не будет ни похищать у того, кому он творит милостыню, ни завидовать ему. Итак, поскольку Он порицал в них две страсти, то изгоняет их одним лекарством, именно милостыней, которая есть первая дверь боготворящей любви. А где любовь, там какое любостяжание и зависть? «Из того, что у вас есть», то есть от имения вашего. Хорошо сказал: «из того, что у вас есть», а не просто: «из того, что есть», потому что имение находится в сердце любостяжательного и господствует в нем. Почему и Давид заповедует не прилагать сердца к богатству (Пс. 61, 11), то есть не пригвождать его и не привязывать.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства

Как много и ныне есть людей, у которых наружная сторона чиста и гладка, но которые внутри полны грабительства и лукавства. Безумцы, зачем вы оставляете в пренебрежении внутреннюю, существеннейшую сторону? Разве и этой последней не один и тот же Творец с первою? Но из имения вашего дайте милостыню, и все у вас будет чисто.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. 

– «Господь сказал ему» и пр.: обличительные на фарисеев изречения, весьма сходные с теми, какие помещены ев. Матфеем в длинной обличительной речи против фарисеев, сказанной Господом незадолго до его страданий (гл. Мф.23). – Евангелист Матфей об этом обеде у фарисея не упоминает. Господь, часто обличавший фарисеев, вероятно, иногда повторял при подобных обстоятельствах изречения свои против них. Вероятно и то, что ев. Лука, не сообщающий грозной речи Спасителя против фарисеев, помещенной у ев. Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения и вложил их в уста Господа, при обличении Им фарисеев, за обедом у фарисея, о котором он один повествует.
– «Ныне вы, фарисеи»: ныне – не в противоположность лучшему древле, ибо ниоткуда не видно, чтобы Господь одобрял фарисейство прежних родов; это слово – «ныне» стоит здесь как общее неопределенное выражение в смысле вот, да, и т. п.
– «Внешность чаши и блюда» и пр.: см. прим. к Мф.23:25. У ев. Матфея противоположение внешнего чаши и блюда внутреннему, содержащемуся в них; у ев. Луки противоположение внешнего чаши – внутреннему душевному состоянию самих фарисеев; общий смысл впрочем один и тот же: внешность чаши чиста, а то, что в ней, приобретено хищением и неправдой, которыми заражена душа (внутренность) фарисеев.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства

Господь начинает здесь обличать фарисеев в ложном благочестии, повторяя то же, что, по Евангелию от Матфея, он высказал в Своей речи против фарисеев в Иерусалиме (Мф.23). Можно полагать, что евангелист Лука только приурочил к этому обеду данные обличения. На самом деле едва ли возможно допустить, чтобы Господь обратился с ними к хозяину дома и его друзьям: настоящее их место именно там, где они находятся у евангелиста Матфея.

«Ныне вы», т. е.: «вот, вы!»

«А внутренность ваша». У Матфея это выражено несколько иное (Мф.23:25). Там сравнивается внешность и внутреннее содержание чаши и блюда, а здесь – внешняя чистота сосудов и внутренняя нечистота пьющих и вкушающих из них.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Рече же Господь к нему: ныне вы, фарисее, внешняя сткляницы и блюда очищаете, внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства

Эти и затем дальнейшие обличительные изречения на фарисеев очень сходны с приведенными Матфеем в целой, посвященной исключительно обличению фарисейских предрассудков, речи, которая была сказана Господом незадолго до Своих страданий (Мф. гл.23).

Евангел. Матфей не говорит об обеде у фарисея, но Господь, Который часто обличал фарисеев, по всей вероятности, при подобных обстоятельствах, нередко повторял Свои изречения против них, как напр, повторил об обеде. Также вероятно и то, – трактует епископ Михаил, – что ев. Лука, не сообщающий речи Спасителя против фарисеев, которая помещена у Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения и вложил их в уста Господа при обличении Им фарисеев за обедом у одного из них, о котором он повествует. Ныне, – в смысле вот. У еванг. Матфея сказано так: вы очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23:25). Это значит, что фарисеи, боясь, чтобы как-нибудь не сделаться нечистыми от прикосновения к чему-либо нечистому, даже очень заботились об чистоте посуды при столе и еще придавали сему религиозное значение; тогда как эта посуда внутри была наполнена яствами и питиями, которые у них были добыты неправедным способом – обманом, хищением и лицемерием. Потому еванг. Лука в противоположение внешности чаш и блюд прямо ставит внутреннее душевное состояние фарисеев.

У еванг. Матфея тут прибавлено: фарисей слепой! очисть прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23:26), т. е. сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питье в чаше твоей были приобретены честным образом; тогда, и только тогда можешь достигнуть и того, что и внешность блюда и чаши будет действительно чистою: иначе и при внешней чистоте они не будут действительно чистыми внутренне, т. е. нравственно. В словах по Матфею св. Златоуст разумеет очищение тела и души – под внешностью разумеет тело, а под внутренностью душу, и говорит, что если в блюде важно внутреннее, то тем более в нас самих. «Ты стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т. е. внешность твоего существа, поучает блаж. Феофилакт, а между тем внутренность твоя полна всякой нечистоты: ибо ты хищник, творишь неправду. Омой внутреннее, т. е. очисть душу от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об обрядах.
 

Лк.11:38-40. Если бы фарисеи очищали внутреннее, как важнейшее, а, вместе с тем, и внешнее, то Господь не осудил бы их, ибо «кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее» (ст. 40). Таинства и обряды Православной Церкви введены не для внешнего только очищения, но, главным образом, для действия на внутреннее, на душу: Мф.5:23; Ин.3:5; Иак.5:14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible