Скрыть
Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 54-59 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки

Поскольку Господь вел речь о проповеди и наименовал ее огнем и мечом, то очень вероятно, что слушатели, не понимая значения слов Его, смутились. Поэтому Он говорит; как перемены в воздухе вы распознаете по некоторым признакам, так и Мое пришествие вам должно было признать из того, что Я говорю и что делаю. Мои слова, подобно как и дела, показывают во Мне противника вашего. Ибо вы - мытари и похитители, а Я не имею, где голову приклонить (Лк. 9, 58). Поэтому как по туче вы предвозвещаете дождь и по южному ветру - жаркий день, так следовало вам распознать и время Моего пришествия и догадаться, что Я пришел не мир дать, но дождь и смущение. Ибо Я и Сам есмь облако, и иду с запада, то есть человеческой природы, которая прежде унизилась и была в густом мраке от греха. Пришел Я и огонь низвести, и сделал жаркий день. Ибо Я есмь юг - теплый ветер и противоположен холодности севера. Поэтому и явился Я из Вифлеема, который лежит к югу. Сказав это, Господь преподает им учение и о достохвальном мире. Указав похвальное разделение, показывает и мир беспорочный. Именно говорит: когда соперник повлечет тебя в судилище, то еще на дороге всячески постарайся разделаться с ним. Или иначе: «постарайся освободиться» разумеется в таком смысле, что хотя бы ты и ничего не имел, но возьми взаймы под проценты и «постарайся освободиться», чтобы тебе разделаться с ним, «Чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу, пока не отдашь и последней полушки». Господь говорит это с тем, чтобы оплотяневших привести в страх и побудить к миру. Он знает, что страх убытка и наказаний всего более смиряет оземленевших, поэтому и говорит это. - Разумеют эту речь и о диаволе. Ибо он есть соперник наш. Поэтому мы, будучи еще на «дороге», то есть в этой жизни, должны постараться, через упражнение в добродетели, освободиться от него и ничего не иметь с ним общего, чтобы на будущем суде он не предал нас Судии. Ибо самые дела его, которые мы здесь совершали, предадут нас суду, а Судия отдаст нас истязателю, то есть какой-нибудь мучительной и злотворной силе, и будет наказывать нас до тех пор, пока не получим должное и за последние грехи и не исполним меру наказания. А так как мера наказания никогда не исполнится, то мы будем вечно мучиться. Ибо если будем в темнице до тех пор, пока не заплатим и последней полушки, а заплатить ее мы никогда не будем иметь возможности, то очевидно, что казнь будет вечная.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;  и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.  Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?  Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

– «Сказал же и народу»: вероятно, между этим народом, слушавшим в то время Господа, были фарисеи и книжники; почему речь эта и имеет строгий характер, и Господь упрекает слушателей своих в лицемерии (ст. 56), с каковым словом Он обращается исключительно к книжникам и фарисеям. Или может быть Господь видел, что закваска фарисейская, о которой Он говорил выше (ст. Лк.12:1), так глубоко уже проникла и в самый народ, а потому и к нему Он обращается со строгой речью. С подобной речью обратился Он, по сказанию ев. Матфея (Мф.16:1-4), к фарисеям и саддукеям, искушавшим Его; но повествуемое здесь ев. Лукой, кажется, другое событие, а не то.
– «Облако с запада» и пр.: если облако шло с запада, со Средиземного моря, ожидали дождя (3Цар.18:44); когда дул «южный ветер», из жарких стран Аравии, ждали засухи и зноя (Иов.37:17). Эти наблюдения были верны, и ожидания сбывались.
– «Лице земли и неба» и пр.: см. прим. к Мф.16:3.
– «Как же времени сего не узнаете?» Такие или другие признаки такой или другой погоды узнавать умеете, а духовных знамений времени не умеете распознавать (ср. прим. к тому же ст. Мф).
– «По самим себе не судите»: вы видите, или должны видеть над самими собой, какое время теперь настало и чему быть должно. Вы видите совершаемые Мной чудеса необычайные, слушаете мое учение, которое приводит вас в изумление и восторг, так что вы постоянно теснитесь около Меня; вы должны видеть, что на Мне исполняются пророчества ваших пророков о временах Мессии: как же по этим приметам вы не заключаете, что настало пришествие Мессии и открытие Его царства, что Он сам среди вас? Предсказателям погоды по приметам вы верите, а пророкам вашим, предсказавшим признаки пришествия Мессии, не верите, и признаков этих не понимаете, не хотите уразуметь.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 54-59 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки

Причина тех раздоров, о возникновении которых только что предсказал Христос, если принять прежде всего во внимание слушателей Христа – иудеев, лежала в самом народе иудейском. Этот народ не хотел признать, что с пришествием Христа наступило столь долгожданное мессианское время. Поэтому Господь и упрекает народ в этом нежелании понять великий смысл совершающихся пред ним событий – дел Христовых. Христос обличает народ теми же словами, с которыми Он некогда обратился к фарисеям (см. Мф.16:1–4).

«Облако… с запада», т. е. со Средиземного моря, тучу, полную влаги.

«Лицемеры». Так по всей справедливости должно было назвать народ, потому что здравый смысл народ еще не утратил, он только не хотел вникнуть в значение того, что совершал перед его глазами Христос.

«Зачем же и вы по самим себе не судите…» Здесь сила мысли заключается в слове ἀφ́ ἑαυτῶν, неточно переведенном в русском тексте выражением «по самим себе». Господь упрекает народ в том, что он не хочет в смысле знамений времени, им переживаемого, разобраться самостоятельно, «сам по себе», не руководясь вредными внушениями фарисеев.

«Когда ты идешь…» Мысль о необходимости воспользоваться совершающимися ныне знамениями времени Господь подкрепляет здесь притчей, содержание которой взято из обыденной жизни. Хорошо поступает тот, кто, не доводя дело до судебного разбирательства, спешит помириться с противником своим или заимодавцем, потому что суд не помилует не платящего должника и отдаст его истязателю (πράκτωρ), на обязанности которого у греков лежало взыскание всяких долгов. Так и слушателям Своим Господь советует этой притчей сделать поскорее то, что требуется от них настоящим положением вещей, т. е. принести поскорее покаяние в своем упорстве, с каким они доселе не хотели признать во Христе Богопосланного Мессию и этим избавиться от угрожающего им суда Божия (такое же наставление находится и у Мф.5:25–26, но здесь оно более на месте, чем там). Впрочем, Господь предоставляет самому народу сделать приложение к себе этой притчи. Сделать же это было нетрудно, потому что время, в которое жил этот народ, действительно было похоже на деловые отношения между должником и кредитором. Уже Иоанн Креститель проповедовал покаяние и предвозвещал пришествие Господа на суд, а потом Христос Сам засвидетельствовал о Себе пред народам как об Искупителе от греха и внушал мысль о строгой ответственности, которой подвергнутся все непокорные Его увещаниям. Если народ теперь пренебрегает всеми предлагаемыми ему средствами для того, чтобы освободиться от своей вины перед Богом, то и с ним Бог поступит как с должником из притчи.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 54-57 Глаголаше же и народом: егда узрите облак восходящь от запада, абие глаголете: туча грядет: и бывает тако: и егда юг веющь, глаголете: зной будет: и бывает. Лицемери, лице небу и земли весте искушати: времене же сего како не искушаете? Что же и о себе не судите праведное

У еванг. Матфея есть подобное повествование (Мф. 16:2 и дал.); но здесь у св. Луки, толкует еписк. Михаил, кажется, другое событие, а не то. У еванг. Матфея, Господь обращается со строгою речью к фарисеям и саддукеям (о фарисеях и саддукеях чит. в объясн. Лк. 3:7). Когда фарисеи и саддукеи с целью искушения Его, т. е. с целью поставить Его в затруднение и чрез это унизить Его в глазах народа, просили Иисуса Христа показать им знамение с неба (Мф. 16:1), т. е. показать какое-нибудь особенное, необычайное или чудесное явление на тверди небесной, подобное напр, чудесному грому, остановлению солнца и луны или возвращению тени, как сделали Иисус Навин и пророки Самуил и Исаия.

Епископ Михаил так пишет, объясняя это место Евангелия Луки: «вероятно между народом, слушавшим в то время Господа (глаголаше народом), были фарисеи и книжники; или быть может, Господь видел, что закваска фарисейская, т. е. их ложное учение, о чем Он говорил выше (Лк. 12:1), уже глубоко проникла и в самый народ, а потому и к нему Он обращается со строгою речью. Фарисеи и саддукеи, а с ними и другие рассуждали так: «Иисус творит чудеса все на земле, а вся земля и воздух, по их верованиям, переполнены бесами, следовательно, и знамения земные творит Господь силою бесовскою, при помощи князя бесовского. Пусть же Он покажет знамение с неба, – оттуда, где бесы не имеют никакой власти, как напр. Иисус Навин остановил солнце, Исаия возвратил солнечную тень и т. п. Наверное, Ему не удастся, и тогда смелее мы можем говорить, что Он не от Бога, что Он – в союзе с князем бесовским (Троиц. Л.). При сем св. Златоуст прибавляет о фарисеях и саддукеях: «А не знали они, что Моисей в Египте совершил много знамений и на земле, напротив, огонь, сшедший с неба на скот и детей Иова, был от диавола: из чего видно, что не все, происходящее с неба, – от Бога; равно и не все, бывающее на земле, – от бесов.»

Облак восходит с запада, т. е. с Средиземного моря, вследствие чего происходит дождь (3Цар. 18:44). Егда юг веющ (когда дуете южный ветер), т. е. из жарких стран, оттого происходит засуха и зной (Иов. 37:17). Времене же сего како не искушаете (как не узнаете), т. е. времени явления в мир Христа Спасителя, которому и предшествовали и которое сопровождают многие особые признаки, как напр., явление в мир Предтечи Христова Иоанна с проповедью о Нем и совершаемые Самим Христом многие чудеса. Здесь как бы так говорит Господь: вы могли бы видеть над самими собою, какое теперь настало время – вы видите совершаемые Мною великие чудеса, напр., исцеление неизлечимых больных, воскрешение мертвых, слушаете Мое божественное учение. Поэтому вы должны бы видеть, что на Мне в точности исполняются предсказания ваших пророков о временах Мессии. Как же по этим приметам вы не заключаете, что настало время явления Его и Он среди вас со Своим новым царством? Предсказателям погоды по приметам вы верите, а пророкам вашим, предсказавшим признаки пришествия Мессии, не верите, не хотите их уразуметь (Мих.). А между тем, по ним вы так же верно могли бы судить о Мне, как верно узнаете погоду по приметам неба. Для чего же вам еще нового знамения?

По Евангелию Матфея прибавлено Иисусом Христом: другого знамения не дастся, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16:4, 12:39), т. е. Господь указал на величайшее знамение – на чудо сохранения пророка Ионы во чреве китовом в продолжении трех суток, которое служит прообразованием воскресения Христова после трехдневной смерти Его и которое самым ясным образом доказывает божественность Его, как Мессии.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible