Скрыть
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-12 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить. Теперь предлагает награду за исповедание веры. Так как Он сказал: «не бойтесь убивающих тело» и прибавил, что и волосы ваши сочтены, то чтобы кто-нибудь не сказал: дай же мне и награду какую-нибудь, ибо что мне будет из того, что Ты счел мои волосы. - Он говорит (таковому): ты желаешь и награды? Слушай. Кто исповедает (веру) во Мне, тот Мной будет признан пред Богом. Сказал: исповедает «во Мне», то есть при Моем содействии и Моей силой, и Я исповедую его «в нем», то есть при его содействии. Ибо как мы предварительно нуждаемся в Боге, так как без Него не можем ничего сделать (Ин. 15, 5), так и Бог нуждается в нас. Ибо если Он не найдет в нас дел достойных, Он и не принимает нас; а иначе Он был бы лицеприятен. Итак, мы исповедуем в «Нем», то есть при Его содействии, а Он «в нас», то есть при нашем содействии. Ибо если мы не дадим Ему повода, Он и не будет свидетельствовать за нас. А отвергающийся отвергается не силой Божией, почему Он и не присовокупил: «Мною», но сказал: кто отвергается «Меня». - Так как всякий святой пребывает во Христе, а Христос в нем (Ин. 15,5), то, может быть, и не поэтому ли сказал так: кто (Меня) исповедует «во Мне», то есть пребывая, того исповедую и Я, в нем пребывая. - «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Это значит: кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого сына человеческого, едящего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли, или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком. - «А кто скажет хулу на Святаго Духа тому не простится». Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех. - «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям» и прочее. Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: «не бойтесь убивающих тело». Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного мудрых по плоти (1Кор. 1, 26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, - у тебя будет иной образ речи. «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить». Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тот час научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими

(См. Мф.10:32–33).

Господь здесь убеждает учеников к твердому исповеданию своей веры и указывает на ожидающую их за это награду.

«Пред Ангелами Божиими». Евангелист Лука говорит об «Ангелах» как о слугах, окружающих престол Небесного Царя. Евангелист Матфей – прямо об Отце Небесном, пред Коим Христос признает Своими верных Его исповедников.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 8-9 Глаголю же вам: всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки, и Сын Человеческий исповесть его пред Ангелы Божиими: а отвергийся мене пред человеки отвержен будет пред Ангелы Божиими

Это изречение есть и в Евангелии Матфея (Мф. 10:32 и др.). Исповедает что вообще значит объявить пред другими, во всеуслышание, то, что думаешь или чему веришь (Рим. 10:9). Исповедать Христа значит не только веровать в Него внутренно, в душе, но и словом и делом показывать эту свою веру в Него, напр., своими беседами о Нем, преданностию Его Церкви и своим поведением. Подобным образом исповедывали Христа в первые времена христианства так называемые исповедники, которые и пострадали за веру в Него, но не до смерти, и мученики, которые положили самую жизнь за Христа.

И Сын Человеческий, т.е. Он, Христос (чит. в объясн. Лк. 5:24) исповесть (исповедает) его, т.е. признает и объявит Своим верным последователем, достойным райской награды за веру и исповедание. Пред Ангелы Божии, у Матфея, пред Отцем Моим Небесным. Мысль одна и таже, т.е. это будет в то время, когда Господь придет для суда над всем родом человеческим (Мф.25:31-40). Бог Отец в Священ. Писании представляется окруженным всегда Ангелами, как ближайшими Его служителями (Ис. 6:3; Откр. 4:2 и дал.). Там же говорится, что Господь придет и на всемирный суд, окруженный Ангелами (Мф. 25:31).

А отвергийся Мене (кто отвержется Меня) пред человеки. Отрекаться от Христа – значит не веровать в Него, как Спасителя, отвергать Его учение. Так иногда случалось во времена гонений на христиан. Но можно отрекаться Христа и не прямо, напр, своим нехристианским поведением, небрежностью в исполнении христианских обязанностей, уклонением от церкви в ереси, т.е. в разные религиозные лжеучения и заблуждения и раскол, и, наконец, нерадением о своем спасении, коснением в грехах, неисполнением христианских обязанностей, напр., поста, молитвы, из-за боязни насмешек со стороны других, и т. п. Отвержен будет, т.е. не будет признан от Христа Его учеником и принят в Его блаженное царство, а будет осужден на мучение в аду (Мф. 25:41).

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церковном учительстве.

Лк.12:8-9. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мк.8:381Ин.4:15; а второе для тех, кто на это поставлен: 1Кор.12:28-29; а не для того, кто сам собою предвосхищает недарованную ему честь: Евр.5:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible