Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Прочие

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 12-13 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Ни недужная, ни  другой кто не просил, или ходатайствовал об исцелении ее; но Сам Спаситель только что увидев сию страждущую, умилосердился над нею и, пригласив и сказав сие: «освобождаешься», исцелил от болезни ее, пример нам подавая, чтобы и мы, когда увидим имеющих нужду в милости нашей, не ожидали заступления и просьбы, но добровольно являя милость, благотворили им. Поскольку же недуг женщины не был естественный, как проказа, водяная болезнь, слепота, немота, расслабление и прочие болезни, каковые Он исцелял, но сатанинское было связание, для того сказал так: «освобождаешься от недуга твоего»; освободилась, то есть, от уз сатанинских. Видишь же, что говоря это: «освобождаешься от недуга твоего», также возложил на нее и пречистые Свои руки для того, чтобы этим показать как всемогущественную силу слова Его, так и чудотворную благодать Божественной Его руки. Видишь же и женщину, тогда же освободившуюся от сатанинского связания, и простершуюся и славящую Бога, благодетеля своего и Владыку.

Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами, часть 2

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Лук.13:10-17

Из того же времени, к которому относится ответ Иисуса Христа на известие об умерщвленных Пилатом галилеянах, ев. Лука рассказывает еще следующее событие. Иисус Христос был в одной из синагог в субботу и учил; тут же была женщина, которая по действию сатаны, уже восемнадцать лет была скорчена и не могла стоять прямо. Иисус исцелил ее. Это возбудило негодование начальника синагоги: он и его товарищи по направлению учат народ, что в субботу не должно делать никакого дела, ни даже исцелять больных; между тем Иисус Христос, сильнее всякого слова, самым делом учит противному, совершая чудесные исцеления больных в субботу, и тем низлагает авторитет законников и фарисеев, как учителей народа, истолкователей закона. Но негодовавший начальник синагоги не осмеливается обратиться с упреком к Самому Иисусу, чувствуя себя несостоятельным доказать правоту своих суждений в беседе с Ним. Он обращается с упреком к народу, но говорит, разумеется, так, чтобы и Христос слышал. И Господь не оставляет без ответа этот упрек: «Лицемер! – сказал Господь, – не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же страдалицу, которая притом не язычница и не самарянка, а дочь Авраама (следовательно, достойна и по твоему взгляду и всякого человеческого сочувствия и благости Божией), не надлежало ли освободить от уз сатаны в день субботний?»

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 11-13  Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.  Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.  И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 

– «Восемнадцать лет»: долговременность болезни увеличивала славу чуда.
– «Имевшая духа немощи»: по характеру выражения немощь женщины происходила от злого духа, как показывают и дальнейшие слова Спасителя – связал сатана (ст. 16).
– «Подозвал и сказал» и пр.: примечательно, что исцеление последовало не по просьбе женщины, и Господь даже не спрашивал о вере ее, как то делает в подобных случаях. Вероятно, Он видел в сердце этой женщины живую веру, по которой она, несмотря на болезненное свое состояние, не переставала приходить к общественному богослужению в синагоге, где могла находить утешение себе и духовное облегчение от немощи телесной.
– «Освобождаешься – и возложил на нее руки»: по всемогущему слову Его и чудодейственному возложению рук женщина тотчас выздоровела, и от полноты глубокой благодарности стала славословить Бога.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-17 В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его

Об исцелении Христом скорченной женщины в субботу говорит только евангелист Лука. В синагоге в субботу Господь исцелил скорченную женщину, – хотя косвенно, в своем обращении к народу, – и начальник синагоги поставил Ему это действие в вину, так как Христос нарушил субботний покой. Тогда Христос обличил лицемерного ревнителя закона и подобных ему, указав на то, что и по субботам иудеи водят поить свой скот, нарушая таким действием предписанный им покой. Это обличение заставило устыдиться противников Христа, а народ стал выражать радость по поводу совершаемых Христом чудес.

«Духа немощи» (стих 11), т. е. беса, который ослаблял ее мускулы (см. стих 16).

«Ты освобождаешься» (стих 12) – точнее: «ты освобождена» (ἀπολέλυσαι), наступающее событие представлено в этом выражении как уже совершившееся.

«Начальник синагоги» (стих 14; см. Мф.4:23).

«Негодуя, что Иисус исцелил в субботу» (стих 14; см. Мк.3:2).

«Сказал народу» (стих 14). Прямо обратиться ко Христу он боялся ввиду того, что народ очевидно стоял на стороне Христа (ср. стих 17).

«Лицемер» (стих 15) – по более точному чтению: «лицемеры». Так называет Господь начальника синагоги и других представителей духовной власти, стоявших на стороне этого начальника (Евфимий Зигабен) за то, что они под видом соблюдения в точности закона о субботе хотели посрамить Христа.

«Не ведет ли…» (стих 15). Согласно Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу.

«Сию же дочь Авраамову…» (стих 16). Господь делает заключение высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу – освободить эту страдалицу от болезни, которую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих служителей – бесов).

«О всех славных делах» (стих 17) – пропущено: бывающих или совершающихся (τοῖς γενομένοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 12-13 Видев же ю Иисус, пригласи и рече ей: жено, отпущена еси от недуга твоего. И возложи на ню руце: и абие простреся и славляше Бога

Достойно примечания обстоятельство, что Господь исцеляет женщину не по ее просьбе, – точно также Он воскрешает сына Наинской вдовы (Лк. 7:13 и дал.) – и не спрашивая ее о вере, как то делал в подобных случаях. Следовательно, Господь, как всеведущий, видел в сердце ее веру. Что больная женщина была глубоко верующею, это видно и из того, что, несмотря на свое болезненное состояние, она не переставала ходить в синагогу, чтобы молиться и поучаться в слове Божием, и это конечно не могло не доставлять ей и утешения, и некоторого облегчения. Урок – для больных, в чем они могут находить для себя и утешение и облегчение!..

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Исцеление скорченной женщины (Лк.13:10-17)

Во время пребывания Своего в Галилее Иисус вошел в субботний день в синагогу и совершил там чудо: исцелил женщину, которая восемнадцать лет была скорчена и не могла выпрямиться. Присутствовавшие при этом фарисеи молчали, но начальник синагоги высказал негодование и, обращаясь к народу, сказал, чтобы приходили исцеляться в другие шесть дней недели, но не в субботу.
 

Много раз уже разъяснял Христос, что добрые дела позволительно делать и в субботу; объяснил Он Своим слушателям и теперь, что если они совершают в субботу много житейских дел, не терпящих отлагательства до другого дня, например, отвязывают вола своего или осла и ведут на водопой, то, конечно, должны оказывать помощь ближним, избавлять их от страданий во всякое время, хотя бы в субботу. Относительно этой скорченной женщины Христос сказал, что сатана связал ее вот уже восемнадцать лет. Эти слова толкуются различно. Епископ Михаил полагает, что скорченная женщина не была бесноватой в строгом смысле этого слова, но болезнь ее происходила от действия духа нечистого. Того же мнения держался и блаженный Феофилакт. Другие же полагают, что женщина эта была связана узами греховной порочной жизни своей, от которой и произошла ее болезнь, а так как грехи приписываются действию сатаны, то и слова Иисуса надо понимать в этом смысле.

Когда Иисус окончил Свою речь, пристыженные противники Его молчали, а народ радовался, что видел такие славные дела.

Толкование Евангелия

Руководство для сельских пастырей

Лк.13:10-17

Объяснение Евангелия в неделю 27-ю

Сегодня из святого Евангелия на обедне читалось о том, как Спаситель исцелил одну женщину, которая восемнадцать лет страдала тяжёлой болезнью — нечистая сила скорчила её.

Пришёл Спаситель в субботу в одну из синагог. — Суббота у евреев был день праздничный, то же, что у нас воскресенье, собирались они в этот день в синагогу — т. е. такой дом, в который сходились на молитву, слушать как читают и толкуют закон — точно так, как мы, христиане, сбираемся по воскресным и праздничным дням в церковь молиться и слушать божественную службу и поучения. И Спаситель пришел в синагогу — чтобы учить народ, — а собралось его здесь много. Там же была женщина, страдавшая восемнадцать лет от тяжелой болезни, которую наслал на нее сатана. Она была скорчена и никак не могла разогнуться и стоять прямо. Господь, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга своего, ты будешь здорова, — и возложил на нее руки. Она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. Народу было много; все видели это чудо.

Досадно стало начальнику синагоги, что на Иисуса Христа обратили все внимание, и главное, что в субботуисцелил Он больную, в такой день, в который по закону не полагалось ничего делать. Евреи неверно толковали закон; добро всегда можно и нужно делать, и Господь затем и исцелил женщину, чтоб научить всех, и самого начальника синагоги, который лучше других знал и толковал закон, что доброе дело для ближнего следует во всякое время делать, не разбирая ни праздников, ни будней. А начальник синагоги, не понимая дела, в досаде сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Он так только отвод сделал, что сказал народу, а сказать-то это он думал Спасителю. Потому, Спаситель в ответ на слова его сказал: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? А эту женщину, дочь Авраамову — т. е. такую же еврейку, как и ты, имеющую родоначальником — праотцем своим Авраама, не следовало ли освободить от мучительной болезни — даже хоть и в субботу, — ведь она уже восемнадцать лет мучится.

Спаситель назвал начальника синагоги лицемером, потому что он, как и все вообще старейшины и книжники еврейские, любили и старались казаться святыми, благочестивыми, т. е. аккуратно ходили в синагогу, усердно соблюдали посты, клали частые поклоны, ходили, повесив голову — всё это затем, чтобы народ видел, какие они святые люди, всё делали напоказ только, а на душе у них добра не было. Они считали только самих себя праведниками, думали, что они только чисты перед Богом, близки к Нему. За то Спаситель и назвал начальника синагоги лицемером, и верно, он не лучше был других, тоже обманывал людей, притворялся и казался им добрым, благочестивым. Какой же он добрый, когда он сказал, что в субботу нельзя исцелить больного, сказал это потому, что зависть, ненависть его мучила; ему досадно было, что народ обратился к Спасителю, а не к нему, и радовался за исцелившуюся, прославлял Господа, а не его; он думал, что выше его нет никого. Этими словами Спаситель пристыдил всех, кто только против Него думал что-нибудь, — и весь народ радовался о всех славных делах Господа.

Чему мы должны научиться из нынешнего евангелия? Что должны твёрдо помнить? Тому научиться, и помнить то, что для доброго дела не нужно разбирать дней, а напротив ещё — если в будни делаешь добро ближнему, тем более в воскресенье и праздничные дни должны делать его. Дни эти обыкновенно посвящаются Господу Богу, и в эти дни мы особенно должны благодарить Его за те благодеяния, какие получили в течении недели, чем же лучше и достойнее возблагодарить Господа милосердного, как не тем — что, подражая Его милосердию, сделаем кому-нибудь из ближних доброе дело? 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka