Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Cт. 23-25 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

Спасающихся мало, потому что узкие врата не могут вместить многих.

«Хозяин дома» есть Господь. Он всех людей созывает к насыщению и наслаждению неистощимыми благами. Те, кои рачительны, стараются войти прежде часа самого обеда. А для ленивых и приходящих после часа обеда двери затворяются. Час же обеда что иное, как не жизнь настоящая? Она есть поистине время самое отличное для приготовления к духовному насыщению. Когда Хозяин дома «встанет», то есть воскреснет на суде, и «затворит двери», то есть путь добродетели, по которому нельзя идти по отходе из здешней жизни (ибо путем добродетели мы можем ходить только в здешней жизни), то хотя жившие здесь нерадиво станут «стучаться в двери», ибо тогда только с бесполезным покаянием поищут они пути добродетели, призывая оную голыми словами, без дела, как бы какими ударами и стуком; но Хозяин дома, по праву заперев двери, примет вид, что и не знает, откуда они. Справедливо так поступит Он. Потому что они от диавола, а Господь знает Своих (2Тим.2,19).

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут

Слава Богу, что есть путь в Царствие Небесное, хотя и тесный; будет время, что и этого не будет. Домувладыка небесный и земной встанет и затворит двери, и тогда хотя бы и хотел кто войти в Царство Небесное, да не заможет. Пока двери еще не заперты, старайтесь пробираться. Тесный путь есть путь правды, а широкий – неправды.

Дневник. Том II. 1857–1858

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Cт. 23-27 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды

В этих словах Спасителя – обличение протестантов, которые говорят, что достаточно, мол, одной веры, а дел добрых можно и не совершать. Без добрых дел не достичь Царства Небесного. Также и латиняне здесь посрамляются: они говорят, что можно быть и нечестивым и войти в Царство Небесное, только, как выражаются католики, если святые отдадут этим нечестивым свои «сверхдолжные» дела.

Грешник может жить в свое наслаждение, предаваясь своим порокам, и не печалиться: нужно только купить эти лишние добрые дела через папу от святых, и Царство Небесное будет у грешника. Может ли быть большее извращение христианского учения? Ложь латинства – всякому очевидна. Всякий человек на Страшном Суде Христовом даст отчет о себе, о своей жизни – ходатайства других уже будут неуместны. Притом можно ли сказать вообще, что какой-либо угодник Божий сделал добрых дел больше, чем нужно? Этот ложный взгляд на идеал христианский, который бесконечен, как и говорит Спаситель: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Какие бы великие дела ни сотворили бы мы, мы смиренно должны говорить: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). А также, ведь все добро, что мы сделали, совершили при помощи Божией (Ин. 15:5).

Мы остановились на очевидных всякому положениях, чтобы показать, как далеко ушли от христианской истины протестанты и католики, – они извратили ясное и премудрое учение Спасителя. А это – оттого, что и протестанты и католики ушли от Церкви Божией (Мф. 15:13–14).

Ст. 23-24 Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут

Мы часто задаем вопрос: почему это Царство Божие наследуют лишь немногие, а большинство-то как? – Этот вопрос отдадим на милость и мудрость Божию. А нас должен интересовать вопрос: как спастись?.. Господь нас учит, что в Царство Небесное ведет путь узкий: страданий и трудов добродетельных. Об этом должны быть главнейшие заботы…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Лк.13:23-30

Кто был вопрошавшие Иисуса Христа о малом числе спасающихся и какой повод был к сему вопросу, ев. не говорит. Но только Иисус Христос прямо не отвечал на этот вопрос, а воспользовался им, чтобы дать нравоучение: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата (покаяния и самоотвержения ср. Мф.7:13) в царствие Божие», при чем ответ (утвердительный) на предложенный вопрос обращает в мотив этого нравоучения: «ибо многие поищут войти и не возмогут». После сего Иисус Христос в притче раскрыл и причину, по которой многие безуспешно будут искать входа в царство Божие. В этой притче Иисус Христос продолжает раскрывать образ, под которым Он представлял царство Божие в словах: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата», – образ дома, в который ведут и пространные врата. Хозяин этого дома сначала долгое время ожидал возвращения членов своей семьи на покой ночной, а потом, когда мера долготерпения сию кончилась, затворил двери. Тогда возвращаются члены его семьи, до сих пор презиравшие удовольствие тихой семейной вечери и предпочитавшие ему шум городских улиц, пребывание вдали от домохозяина, и начинают, стоя вне дома, стучать в двери и просят впустить их; но домохозяин не признает в них членов своей семьи: «не знаю вас, откуда вы». Запоздавшие ссылаются на прежнее с ним знакомство: «мы ели и пили пред тобою (не вместе с тобою, чем указывалось бы не на внешнее только отношение, но и на внутреннее общение между ними и домохозяином), и на улицах наших учил ты»; но и теперь домохозяин не признает в них своих и произносит над ними решительный суд: «отойдите от меня все делатели неправды». И вот, осужденные оставаться вне теплого и радушного домашнего крова на сырости и холоде в ночное время, они, еще к большому своему страданию, видят, как блаженствуют в царстве Божием Авраам, Исаак и Иаков и с ними все пророки и как входят в это царство приходящие от востока и запада, и севера, и юга. «И вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними», – это и вывод из непосредственно предыдущего и вместе не прямой ответ на вопрос о малом числе спасающихся. В этой притче противоположение дня и ночи есть противоположение настоящей жизни, времени делания и созидания своего спасения, и загробной жизни, времени воздаяния. Запоздавшие ссылаются на прежнее свое знакомство с домохозяином: для первоначальных слушателей Иисуса Христа это значило, что они будут ссылаться на принадлежность свою к обществу народа Божия, к которому прежде всего был посылаем Мессия и среди которого Он действовал на земле, и на то, что они с наслаждением слушали Его, когда Он учил их. (Отсюда можно заключить, что речь Иисуса Христа направлена была не против врагов Его, а к назиданию слабых Его последователей, временно увлекавшихся Его учением.) В отношении же к христианам это значить, что они будут ссылаться на принадлежность свою к христианскому обществу. Итак, почему же «многие поищут войти в царствие Божие и не возмогут?» Потому что они лишь за гробом сознают свою греховность и пожелают войти в это царство, после того как всю земную жизнь свою были «делатели неправды» (ср. притчу «О богаче и бедном Лазаре». Лк.16:19-31).

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 23-24  Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:  подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. 

«Некто»: из сказания евангельского нельзя догадаться, кто был этот вопрошавший и по каким побуждениям и с какой целью предложил этот вопрос, не видно чтобы ходячий в то время. Может быть, вопрошавший слышал о строгости некоторых требований Спасителя от желающих войти в Царство Мессии.
– «Спасающихся»: вступлением в Царство Мессии, достойных войти в это царство.
– «Он же сказал им»: т. е. всем присутствующим тут в это время, не удостаивая отвечать исключительно предложившему вопрос. По своему обычаю, Господь на теоретически поставленный вопрос отвечает практическим наставлением. Смысл ответа тот, что лучше бы, вместо подобных вопросов – многие ли немногие ли спасутся, всякому позаботиться о том, чтобы употребить действительнейшие средства для собственного спасения, а иначе может случиться, что при всем Божием желании спасения им – они окажутся неспособными к этому, хотя, по-видимому, будут иметь некоторые благовидные, но на самом деле неосновательные и поверхностные, притязания на это. 
– «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (см. прим. к Мф.7:13): нет ничего невероятного, в том, что этот простой и выразительный образ Господь повторял не один раз с некоторыми видоизменениями, как и здесь, – сравнительно с указанным у ев. Матфея изречением. – Царство Божие, Царство Мессии, или Церковь Христова, представляется здесь под образом дома, в который кроме больших входных (парадных) дверей, ведет еще узкая тесная дверь, и через нее только иногда дозволяется вход (так вход в царство Мессии для иудеев того времени был тесный вход через покаяние и самоотвержение). Многие бы поискали войти в эту тесную дверь, но не смогут, – так они испорчены нравственно и столько в них предрассудков относительно царства Мессии, что они не в силах побороть их, и не смогут потому войти в Царство Христово. То же имеет приложение и относительно царства славы на небесах, после смерти человека, или после второго пришествия Господня (ср. прим. к Мф.7:13-14,22-23). – В пример того, почему не смогут войти в это царство многие, хотя будут искать того чтобы войти, Спаситель указывает тех, которые взыщут этого поздно (ст. 25), и тех, которые будут выставлять свои мнимые добродетели (26–27).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут

(См. Мф.7:13).

Евангелист Лука усиливает мысль Матфея, так как у него поставлено вместо «входите» – «подвизайтесь войти» (ἀγωνίζεσθε εἰσελθεῖν), что предполагает сильное напряжение, которое потребуется для вхождения в славное царство Божие.

«Многие поищут войти» – когда уже минует время домостроительства спасения.

«И не возмогут», потому что в свое время не покаялись.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

подвизайтеся внити сквозе тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут

Образ взят от устройства домов или древних городов. Царство Божие или Церковь Христова представляется здесь в виде дома, в который, кроме больших главных дверей, ведет еще узкая, тесная дверь; или – города, окруженного стенами с разными воротами в них, и одни из ворот, которые вели на главные и многолюдные улицы, были широкие, другие, которые вели в улицы более уединенные, были узкие. Учение о пути в Царство Небесное находится и в Евангелии Матфея, но там оно несколько пополнее, чем у Луки, и высказано само по себе, а не вследствие вопроса: входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13-14).

Широкие врата и пространный путь, это – образ греховной жизни, жизни по своей греховной воле, без ограничения и стеснения ее, без отказа себе в чем-либо, которая обыкновенно влечет к погибели в аду (2Пет. 3:7; Евр. 10:39). И идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении тесные же врата и узкий путь, это – образ добродетельной жизни, ведущей в жизнь блаженную в раю (Мф. 25:45), т. е. жизнь не по своей воле и по своим желаниям, не в угоду себе, а по заповедям Божиим, и мало людей идет этим путем: так как это – путь постоянной борьбы с собой, многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния.

Узкими вратами Господь называет искушения, как произвольные, напр, пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и пр.», пишет блаж. Феофилакт. «Кто гордится пред другими, кто прельщается земными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного обидного слова перенести, те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», учит один из святителей (Филар.).

«Стесняй себя во всем, поучает еписк. Феофан, это и будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтобы отворить ее и протесниться сквозь нее. Как да чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: не гневайтеся всяко, и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к тебе, и стесни тем свою заносчивость. Так – в отношении ко всякому порочному движению.»

В частности под тесными вратами разумеется вход для евреев Христова времени в Его царство – вход чрез покояние и самоотвержение, а между тем они были так нравственно испорчены и имели такое множество неправильных понятий о Мессии. Мнози, глаголю (говорю) вам, взыщут взыти (поищут войти), и не возмогут. Это значит, что многие из евреев пожелали бы войти в Царство Христово и из христиан войти в рай для блаженства, но не войдут. Почему не войдут? Это далее указывает Господь: с одной стороны, потому, что уже будет поздно (Лк. 13:25), а с другой, потому, что не будут достойны того (Лк. 13:26-27).

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут

Многие пожелают войти в него, когда уже поздно будет думать об этом; и станут они стучать в двери и молить, чтобы им отворили их. И станут ссылаться на свою веру в Господа, на знакомство с Его учением, со значением Его искупительной жертвы; но все это будет тщетно: они в жизни своей не подвизались, не употребляли усилий над собой, чтобы стать достойными Царства Небесного. И за это врата Царства закроются перед ними, и услышат они грозный приговор: отойдите от Меня все делатели неправды (Лк.13,27). В притче о десяти девах, ожидавших прихода жениха, Господь назвал таких беспечных людей неразумными и сказал, что они услышат тот же приговор: «Уйдите отсюда! Не знаю вас» (Мф.25,1-12). В притчах о минах и талантах (Мф.25:14-30, Лк.19:12-27) Христос разъяснил, что закроются врата Царства Небесного и перед тем, кто не воспользовался данными ему даже малыми талантами, то есть силами, чтобы подвизаться войти в это Царство; закроются, несмотря на то, что он веровал во Христа и называл Его Господом; закроются за то, что он зарыл свой талант в землю вместо того, чтобы употребить его в дело, как силу, открывающую врата Царства Небесного.

Толкование Евангелия


Лк.13:23-30

Неужели мало спасающихся
, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?

Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (Мф.7:13-14); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многиеи не возмогут, то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затвореныТогда вы, думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы. А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».

Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 24. подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

О спасении.

 

Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14, открыты пред нами, пока не настал последний час второго Пришествия Господня: Лк.13:25-28; а в частности для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39;28:5-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka