Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-30 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.  И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

Слова сии приличны как иудеям, к которым Господь говорил оные, так и неверующим последних времен.

Ибо иудеям особенно неприятно было слышать, что иные, из язычников, будут покоиться с Авраамом и (другими) предками (их), а они будут изгнаны вон.

Идут слова сии к нам, когда мы делаем несообразное с верой. Ибо и мы хвалимся Законом Христовым, но потом попираем его, когда преступаем оный, а потому хотя мы кажемся «первыми», как принявшие Христа и Его учение с самых пеленок, но будем «последними», потому что язычники, уверовавшие при конце своей жизни и богоугодно пожившие в остальное время, будут поставлены выше.

Толкование на Евангелие от Луки

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Лук.13:23-30

Кто был вопрошавшие Иисуса Христа о малом числе спасающихся и какой повод был к сему вопросу, ев. не говорит. Но только Иисус Христос прямо не отвечал на этот вопрос, а воспользовался им, чтобы дать нравоучение: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата (покаяния и самоотвержения ср. Мф.7:13) в царствие Божие», при чем ответ (утвердительный) на предложенный вопрос обращает в мотив этого нравоучения: «ибо многие поищут войти и не возмогут». После сего Иисус Христос в притче раскрыл и причину, по которой многие безуспешно будут искать входа в царство Божие. В этой притче Иисус Христос продолжает раскрывать образ, под которым Он представлял царство Божие в словах: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата», – образ дома, в который ведут и пространные врата. Хозяин этого дома сначала долгое время ожидал возвращения членов своей семьи на покой ночной, а потом, когда мера долготерпения сию кончилась, затворил двери. Тогда возвращаются члены его семьи, до сих пор презиравшие удовольствие тихой семейной вечери и предпочитавшие ему шум городских улиц, пребывание вдали от домохозяина, и начинают, стоя вне дома, стучать в двери и просят впустить их; но домохозяин не признает в них членов своей семьи: «не знаю вас, откуда вы». Запоздавшие ссылаются на прежнее с ним знакомство: «мы ели и пили пред тобою (не вместе с тобою, чем указывалось бы не на внешнее только отношение, но и на внутреннее общение между ними и домохозяином), и на улицах наших учил ты»; но и теперь домохозяин не признает в них своих и произносит над ними решительный суд: «отойдите от меня все делатели неправды». И вот, осужденные оставаться вне теплого и радушного домашнего крова на сырости и холоде в ночное время, они, еще к большому своему страданию, видят, как блаженствуют в царстве Божием Авраам, Исаак и Иаков и с ними все пророки и как входят в это царство приходящие от востока и запада, и севера, и юга. «И вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними», – это и вывод из непосредственно предыдущего и вместе не прямой ответ на вопрос о малом числе спасающихся. В этой притче противоположение дня и ночи есть противоположение настоящей жизни, времени делания и созидания своего спасения, и загробной жизни, времени воздаяния. Запоздавшие ссылаются на прежнее свое знакомство с домохозяином: для первоначальных слушателей Иисуса Христа это значило, что они будут ссылаться на принадлежность свою к обществу народа Божия, к которому прежде всего был посылаем Мессия и среди которого Он действовал на земле, и на то, что они с наслаждением слушали Его, когда Он учил их. (Отсюда можно заключить, что речь Иисуса Христа направлена была не против врагов Его, а к назиданию слабых Его последователей, временно увлекавшихся Его учением.) В отношении же к христианам это значить, что они будут ссылаться на принадлежность свою к христианскому обществу. Итак, почему же «многие поищут войти в царствие Божие и не возмогут?» Потому что они лишь за гробом сознают свою греховность и пожелают войти в это царство, после того как всю земную жизнь свою были «делатели неправды» (ср. притчу «О богаче и бедном Лазаре». Лк.16:19-31).

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними

(См. Мф.20:16).

«Последние» – это язычники, которых евреи не считали достойными допущения в Царство Божие, а «первые» – народ иудейский, которому было обещано Царство Мессии (ср. Деян.10:45).

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И се, суть последнии, иже будут перви, и суть первии, иже будут последни

Это значит, что бывшие избранным народом Божиим, т. е. евреи, не уверовав во Христа, сделаются последними, а язычники, бывшие прежде последними, уверовав, сделаются первыми. Слова эти могут относиться и к нам, христианам: и из нас стоящие высоко здесь на земле могут быть последними, т. е. погибнуть там в загробной жизни и наоборот.

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Лк.13:23-30

Неужели мало спасающихся
, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?

Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (Мф.7:13-14); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многиеи не возмогут, то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затвореныТогда вы, думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы. А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».

Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible