Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Евангелие от Луки 13:30
И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
Святые отцы
Прочие
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Гладков, Б. И. (†1921)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 27-30 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
Слова сии приличны как иудеям, к которым Господь говорил оные, так и неверующим последних времен.
Ибо иудеям особенно неприятно было слышать, что иные, из язычников, будут покоиться с Авраамом и (другими) предками (их), а они будут изгнаны вон.
Идут слова сии к нам, когда мы делаем несообразное с верой. Ибо и мы хвалимся Законом Христовым, но потом попираем его, когда преступаем оный, а потому хотя мы кажемся «первыми», как принявшие Христа и Его учение с самых пеленок, но будем «последними», потому что язычники, уверовавшие при конце своей жизни и богоугодно пожившие в остальное время, будут поставлены выше.
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Кто был вопрошавшие Иисуса Христа о малом числе спасающихся и какой повод был к сему вопросу, ев. не говорит. Но только Иисус Христос прямо не отвечал на этот вопрос, а воспользовался им, чтобы дать нравоучение: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата (покаяния и самоотвержения ср. Мф.7:13) в царствие Божие», при чем ответ (утвердительный) на предложенный вопрос обращает в мотив этого нравоучения: «ибо многие поищут войти и не возмогут». После сего Иисус Христос в притче раскрыл и причину, по которой многие безуспешно будут искать входа в царство Божие. В этой притче Иисус Христос продолжает раскрывать образ, под которым Он представлял царство Божие в словах: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата», – образ дома, в который ведут и пространные врата. Хозяин этого дома сначала долгое время ожидал возвращения членов своей семьи на покой ночной, а потом, когда мера долготерпения сию кончилась, затворил двери. Тогда возвращаются члены его семьи, до сих пор презиравшие удовольствие тихой семейной вечери и предпочитавшие ему шум городских улиц, пребывание вдали от домохозяина, и начинают, стоя вне дома, стучать в двери и просят впустить их; но домохозяин не признает в них членов своей семьи: «не знаю вас, откуда вы». Запоздавшие ссылаются на прежнее с ним знакомство: «мы ели и пили пред тобою (не вместе с тобою, чем указывалось бы не на внешнее только отношение, но и на внутреннее общение между ними и домохозяином), и на улицах наших учил ты»; но и теперь домохозяин не признает в них своих и произносит над ними решительный суд: «отойдите от меня все делатели неправды». И вот, осужденные оставаться вне теплого и радушного домашнего крова на сырости и холоде в ночное время, они, еще к большому своему страданию, видят, как блаженствуют в царстве Божием Авраам, Исаак и Иаков и с ними все пророки и как входят в это царство приходящие от востока и запада, и севера, и юга. «И вот есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними», – это и вывод из непосредственно предыдущего и вместе не прямой ответ на вопрос о малом числе спасающихся. В этой притче противоположение дня и ночи есть противоположение настоящей жизни, времени делания и созидания своего спасения, и загробной жизни, времени воздаяния. Запоздавшие ссылаются на прежнее свое знакомство с домохозяином: для первоначальных слушателей Иисуса Христа это значило, что они будут ссылаться на принадлежность свою к обществу народа Божия, к которому прежде всего был посылаем Мессия и среди которого Он действовал на земле, и на то, что они с наслаждением слушали Его, когда Он учил их. (Отсюда можно заключить, что речь Иисуса Христа направлена была не против врагов Его, а к назиданию слабых Его последователей, временно увлекавшихся Его учением.) В отношении же к христианам это значить, что они будут ссылаться на принадлежность свою к христианскому обществу. Итак, почему же «многие поищут войти в царствие Божие и не возмогут?» Потому что они лишь за гробом сознают свою греховность и пожелают войти в это царство, после того как всю земную жизнь свою были «делатели неправды» (ср. притчу «О богаче и бедном Лазаре». Лк.16:19-31).
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними
(См. Мф.20:16).
«Последние» – это язычники, которых евреи не считали достойными допущения в Царство Божие, а «первые» – народ иудейский, которому было обещано Царство Мессии (ср. Деян.10:45).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
И се, суть последнии, иже будут перви, и суть первии, иже будут последни
Это значит, что бывшие избранным народом Божиим, т. е. евреи, не уверовав во Христа, сделаются последними, а язычники, бывшие прежде последними, уверовав, сделаются первыми. Слова эти могут относиться и к нам, христианам: и из нас стоящие высоко здесь на земле могут быть последними, т. е. погибнуть там в загробной жизни и наоборот.
Гладков, Б. И. (†1921)
Лк.13:23-30
Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?
Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (Мф.7:13-14); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многие, и не возмогут, то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. Тогда вы, думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы. А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».
Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»