Скрыть
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

Святые отцы

Прочие

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел

Евангельская смоковница есть человечество; Домовладыка - Бог и Отец; Виноградарь - Сын Божий, пришедший возделать и очистить виноград наш. О смоковнице, которую Домовладыка повелевает посещи, как бесплодную, говорит Он: остави ю и се лето (8). Если не исправили людей закон и Пророки, и не принесли люди плодов покаяния, то пусть орошены будут Моим учением, Моими страданиями, тогда, может быть, сотворят плод благопокорности, аще ли же ни, во грядущее посечещи ю (9), в другом, нескончаемом веке отлучив от части праведных Твоих.

Письма. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-9 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее

Согласно с ходом речи приводит притчу сию. Перед этим Он сказал: если вы не покаетесь то погибнете. Теперь, кстати присовокупляет притчу сию. Смоковница есть народ иудейский, производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий. Стоял он в винограднике Божием, то есть в церкви иудейской. Домовладыка - Христос - приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел, но не нашел. Приходил Он по три срока: раз - через Моисея, в другой - через пророков, а в третий - Сам лично. Наконец, поскольку, несмотря на все это, иудеи не покаялись, Христос отсек их от любви Божией. Ибо они уже не называются народом Господним и людьми святыми, но вместо их введены язычники, могущие приносить плод (Мф. 21, 43). - Под смоковницей можно разуметь и все человечество: под домовладыкой - Бога Отца; под виноградарем - Сына Божия, явившегося во плоти для того, чтоб приложить попечение и очистить наш виноградник. Христос не позволяет срубить эту смоковницу как бесплодную, говоря Отцу: «оставь ее и на этот год». Если (люди) не улучшились чрез Закон и пророков и не принесли плода покаяния, то Я еще напою их Своим учением и страданиями, и, может быть, они принесут плод благопокорности. Если ж смоковница не принесет плода, то после срубишь ее, отвергнув их от участи праведных. По три раза Бог искал плода в роде нашем (человеческом), и (трижды) он не дал: в первый раз, когда мы преступили заповедь в раю (Быт. 3); в другой, когда во время законодательства слили тельца (Исх. 32) и славу Бога променяли «на изображение вола, ядущего траву» (Пс. 105, 20); в третий, когда испрашивали (на распятие) Спасителя и Господа, говоря: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19, 15). - И каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? Или Ангел хранитель каждого, или и сам человек. Ибо каждый сам для себя есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным опасностям, мы говорим: Господи! Оставь и на этот год, и мы покаемся. Ибо это означает окопать и обложить навозом. Душа окапывается, когда она оттрясает с себя пыль житейских забот и делается легкой. Она облагается навозом, то есть теплотой жизни бесславной и всеми презираемой. Ибо когда кто для спасения души оставляет славу и решается на жизнь бесславную, тогда это называется обложить душу навозом, чтобы она принесла плод. Если принесем плод, то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод принесут. - Говорится, что домохозяин приходил к смоковнице по три года, может быть, потому, что нам даны три Закона, через кои Господь к нам приходит, именно: естественный, Моисеев и духовный. Нам следовало приносить плод и при руководстве естественного закона, ибо природа сама по себе научает должному. Но поскольку Господь нашел естественный закон бездейственным в нас, то в помощь естественному Он дал Моисеев Закон. Когда же и сей оказался бесполезным по нашему нерадению, Он дал Закон духовный. Итак, чьей души не улучшат эти три закона, кто не может улучшиться, несмотря на долголетие и человеколюбие, тот уже не оставляется на дальнейшее время, поскольку Бог не может обманываться отсрочками. - Разумей, пожалуй, под тремя годами и три состояния возрастов: отрочество, или юность, которая считается до восемнадцати лет, мужество и состояние тех, кои начинают уже седеть. Поэтому, если мы и на старости, в этот третий год, не принесем плодов и если нам еще попущено будет жить, чтобы обложить себя навозом, чрез восприятие бесславной жизни ради Христа, а мы и опять солжем, тогда Господь уже не пощадит нас, но срубит, чтобы мы не занимали землю напрасно и притом с вредом для других. И это изъяснение мне кажется более близким к предлежащей цели.

Журнал «Странник» (†1864)

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

 

Этою притчею Господь убеждает иудеев, а вместе с ними и всех людей, живущих в грехах, каяться и делать добрые дела.
Что разумеется под именем виноградника? – Церковь Божия.
Что означает смоковница, не приносящая плода? – Она означает во-первых народ иудейский, а во-вторых и всех вообще людей, – которые хотя и принадлежать к Церкви Божией, но не имеют истинной, живой веры в Бога, и потому не делают добрых дел, а все больше и больше грешат.
Кто разумеется под именем господина виноградника? – Бог Отец.
А под именем виноградаря? – Сын Божий, Господь Иисус Христос, посредник между Богом и людьми.
Что означает трехлетнее ожидание господином плодов от смоковницы? – Означает вообще долготерпение Господа, который, не смотря на грехи людей, не наказывает их немедленно в праведном гневе своем, а все терпит и – терпит в ожидании, что они покаются и исправятся.
Что означает ходатайство виноградаря? – Ходатайство Спасителя пред правосудным Богом о том, чтобы время, которое дается грешникам на покаяние и исправление, было как можно больше продолжено.
Что означают те средства, которые виноградарь обещает употребить для того, чтобы получить плоды от смоковницы? – Они означают те многочисленные и разнообразные средства, какие Бог употребляет для нашего спасения; например, учение слова Божия, богослужение, убеждения пастырей Церкви, счастливые и несчастные обстоятельства жизни, и т. п.
Чему научает нас то обстоятельство, что виноградарь просит о том, чтобы только отсрочить посечение смоковницы, а не о том, чтобы оставить ее без посечения? – Тому, что если мы не раскаемся во грехах своих и не исправим жизни своей, то рано или поздно, неизбежно потерпим за то наказание.

Притчи Христовы

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?  Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. 
 

– «И сказал сию притчу»: от беды, постигшей Галилеян, умерщвленных Пилатом, и восемнадцати человек, задавленных упавшей башней, по поводу которых Господь косвенно предсказал беду целому народу, если не покается, взор Господа переносится на это бедствие, ожидающее целый избранный некогда народ, и Он произносит притчу об этом, которой между прочим объясняется и причина долготерпения Божия, не погубляющего пока целый народ так, как погибли Галилеяне и восемнадцать человек.
– «Имел в винограднике смоковницу»: необычное дело садить смоковницу в винограднике, но эта необычность допускается в речи Господа по высшему смыслу притчи. Под виноградником разумеется целый мир; под смоковницей же разумеется народ еврейский, одиноко по своему положению и назначению стоявший среди других народов, как бы одинокая смоковница в винограднике.
– «Третий год прихожу» и пр.: три года – время достаточное, чтобы дознать, плодовито то дерево или нет. Если и в третий год на ней нет плодов, то, значит, она бесплодна и ее надобно срубить; зачем ей и землю занимать? Можно посадить на месте ее плодовитое дерево.
​​​​​​​– «Окопаю и обложу навозом»: это обычные средства удобрения, чтобы более было плодов на дереве. Если и после этого не будет на нем плодов, тогда и ждать от него нечего, и надобно будет срубить его. – Под хозяином виноградника разумеется Бог Отец, под виноградником – мир, под бесплодной смоковницей – народ еврейский (ср. прим. к Мф.21:19), под виноградарем – Иисус Христос. Пришествие хозяина виноградника искать плода на смоковнице – выражение требования Божия от народа живой веры и доброй нравственности, в настоящем случае – веры в Иисуса Христа и добрых, соответствующих этой вере дел; отсутствие плодов на смоковнице – отсутствие таковой веры и таковых дел в общем смысле, в общей массе евреев, как народа, готового отвергнуть Мессию своего; повеление срубить смоковницу – изречение божественного суда над народом, готовность отвергнуть этот недостойный народ; просьба виноградаря – моление долготерпеливого Господа пощадить еще народ, не отвергать его еще немного, если же нет – тогда отвергнуть (Бог и Господь конечно знали судьбу народа; но речь идет приточная, человекообразная, указывающая на милосердие Господа к народу). Примечательная частная черта этой притчи – посещение смоковницы третий год и решение срубить ее на четвертый. Вероятно, эта притча была сказана в третий год общественного служения Христова; на четвертый же год Господь был распят, и совершилось отвержение избранного прежде Богом народа (в массе) и принятие язычников в Царство Христово или Церковь Христову вместо бесплодной смоковницы – народа еврейского. Не содержится ли здесь указание на свыше, чем трехлетнюю общественную деятельность Христову?

 

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-9 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее

Чтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского народа, Господь говорит притчу о бесплодной смоковнице, от которой хозяин виноградника пока все еще ждет плода, но – такой вывод должно сделать из сказанного – скоро его терпение может истощиться, и он ее срубит.

«И сказал» – сказал, обращаясь к толпам народа, стоявшим около Него (Лк.12:44).

«В винограднике… смоковницу». В Палестине на хлебных полях и виноградниках везде, где допускает почва, растут смоковницы и яблони (Тренч, с. 295).

«Третий год прихожу…» Точнее: «три года прошло уже с тех пор, как стал я приходить:» (τρία έτη, ἀφ́ οὗ…).

«На что она и землю занимает?» Земля в Палестине очень дорога, раз она предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев. «Занимает» – точнее: вынимает силу из земли – влагу (καταργεῖ).

«Окопаю ее и обложу навозом» – это уже крайние меры для того, чтобы сделать смоковницу плодородной (так и теперь поступают с апельсиновыми деревьями на юге Италии, – Тренч, с. 300).

«Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Перевод этот не совсем ясен. Почему оказавшуюся неплодной смоковницу нужно срубить только «в следующий год»? Ведь хозяин заявил виноградарю, что она напрасно истощает почву значит, от нее нужно избавиться именно тотчас же после последней и окончательной попытки сделать ее плодородной. Дожидаться еще год – нет никакого основания. Поэтому лучше принять здесь чтение, установленное Тишендорфом: «Может быть, она принесет плод в следующий год? (κἂν μὲν ποιήσῃ καρπόν εἰς τὸ μέλλον) Если же нет, срубишь ее». До следующего же года нужно дожидаться потому, что смоковницу в текущем году только еще будут удобрять.

Притчей о бесплодной смоковнице Господь хотел показать иудеям, что Его выступление как Мессии – это последняя попытка, которую делает Бог с целью призвать иудейский народ к покаянию, а после неудачи этой попытки для народа ничего более не остается, как ожидать себе скорого конца. Но кроме этого, прямого смысла притчи, она имеет и таинственный. Именно бесплодная смоковница означает «всякий» народ и «всякое» государство и церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога назначения и которые поэтому должны быть удалены со своего места (ср. Откр.2:5 обращение к Ангелу Ефесской церкви: «сдвину светильник твой с места его, если не покаешься»). Затем в ходатайстве виноградаря за смоковницу отцы Церкви видели ходатайство Христа за грешников или ходатайство Церкви за мир, или праведных членов Церкви – за неправедных. Что касается упоминаемых в притче «трех лет», то одни толкователи видели здесь обозначение трех периодов домостроительства Божественного – закона, пророков и Христа, другие – указание на трехлетнее служение Христа. Но все эти толкования не имеют основания в самой притче, детали которой, как и всякой притчи вообще, не нуждаются в изъяснении: важно только оттенить главную мысль притчи, а эта мысль вполне ясна всякому.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церкви.

Лк.13:6-9. Притча о смоковнице показывает, что пока дерево находится под попечением виноградаря в винограднике, хотя и бесплодное, до тех пор для него еще не потеряна надежда быть плодовитым; так и люди, пока в Церкви, для них есть надежда на спасение: Ин.15:5; а для отпадших потеряно всё: Ин.15:6; Евр.6:4-6;10:28-29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible