При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-6 Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это. Господь хотя знал развращение фарисеев, однако ж, входил в дом их; входил потому, что заботился о пользе их душ. Ибо они, если желали, могли бы получить себе пользу то от слов Его и учения, то от проявления знамений. Поэтому, когда предстал на средину «страждущий водяною болезнью», Господь смотрел не на то, чтоб не соблазнить их, но на то, чтобы оказать благодеяние нуждающемуся в исцелении. Ибо там, где предстоит очень много пользы, нам не должно заботиться о тех, кои безумно соблазняются. Господь обличает неразумие тех, кои намеревались упрекнуть Его; поэтому и спрашивает, позволительно ли лечить в субботу, или нет. Не явно ли Он позорит их как безумных? Ибо тогда, как Сам Бог благословил субботу, они возбраняют делать добро в оную и таким образом делают ее проклятой. Ибо не благословен тот день, в который не совершают никакого доброго дела. Но они, поняв, к чему клонится вопрос, умолчали. Тогда Иисус творит Свое дело и чрез прикосновение исцеляет больного человека. Потом этим поступком пристыжает и фарисеев, говоря им как бы так: если Закон воспретил миловать в субботу, то неужели ты не попечешься о сыне, подвергшемся бедствию в субботу? И что говорю о сыне? Неужели ты оставишь вола без помощи, если увидишь его в беде? Как же не безумно подстерегать за исцелением в субботу человека, страждущего водянкой? - Водянкой страждет и всякий, кто от распутной и беспечной жизни страшно заболел душой и нуждается во Христе. Таковый будет исцелен, если предстанет пред Христом. Ибо кто постоянно содержит в мысли, что он пред Богом и Бог видит его, тот будет грешить сколь можно меньше.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших

Исполнение закона Христова состоит в том, чтобы носить тяготы друг друга, как говорит Павел: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2). Но разве может быть большая потребность в исполнении этого закона, чем в случае смерти, когда душа, исшедшая из тела и обремененная тяжестью долгов, не может помочь сама себе и уплатить долги. Там затворяется дверь покаяния и связываются деятельные силы к благотворению, как было сказано выше. Осталась только одна надежда на нас, живых, которые понесли бы бремя нуждающегося друга молитвами, милостыней, и особенно Бескровными Жертвами, Если будем пренебрегать этим, какой ответ воздадим? Какую получим милость, не совершив милости? Послушайте, что говорит Христос: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и a субботу (Лк.14:5)? Если вы так заботитесь о бессловесных, впавших в яму, то насколько больше должны творить благодеяния умершим! Стыд и срам заботиться о скоте, а братию презреть.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?  И не могли отвечать Ему на это. 

– «Если у кого из вас» и пр.: см. прим. к Мф.12:11.
– «В колодезь» или цистерну (у Мф. в яму), которые не всегда обносимы были изгородью. Если законом о субботе не запрещается подать помощь в беде животному и освободить его от опасности, то неужели в отношении к человеку подобное действие противно этому закону?
– «Не могли отвечать»: так убедительно при своей простоте было это доказательство.

Толкование на Евангелие от Луки

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Суббота.

Суббота. Этим словом означается седьмой день недели, в который иудеи под страхом даже смертной казни должны были оставлять всякий труд, посвящая все время этого дня богоустановленному покою (Исх.20:10,31:13,34:21,35:2, Чис.15:32). Празднование субботы долженствовало напоминать евреям сотворение мира и освобождение из Египта. Праздничный день этот, как и все священные дни евреев, начинался и оканчивался вечером, от вечера пятницы до вечера субботы. Строгость субботнего покоя простиралась даже до запрещения разводить огонь для приготовления пищи, которую поэтому надлежало за день приготовить к субботе. Но такая строгость, без сомнения, не возбраняла дел необходимости, дел любви. Богослужение в субботу отличалось против ежедневного сугубым жертвоприношением (Чис.28:92Пар.31:3, Неем.10:33).

В позднейшее время, уже после плена Вавилонского понятие о покое субботнего дня было извращено. Так, по мнению фарисеев, нарушителем субботнего покоя был тот, кто в субботу, проходя мимо засеянного поля, сорвал бы несколько колосьев и ел; также и тот, кто оказал бы в этот день пособие больному, а вместе с тем и сам выздоровевший, если бы он, встав на ноги, уносил с собой больничное ложе (Мф.12:2,10; Мк.2:23,3:2; Лк.6:1,13:14; Ин.9:14). Но если представлялась опасность лишиться чего-нибудь из имущества, то те же самые фарисеи и в субботу допускали всякий житейский труд (Мф.12:11, Лк.14:5).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это

Господь, подобно тому как ранее разъяснил необходимость исцеления скорченной женщины в субботу (Лк.13:15), разъясняет теперь необходимость той помощи, которую Он только что оказал страдавшему водянкой. Если люди не стесняются вытащить и в субботу осла (согласно Тишендорфу – «сына», υἱός) или вола, попавших в колодезь, то – заключение это подразумевается – нужно было помочь и человеку, которого «заливала вода»… И фарисеи опять не могли найти, что Ему отвечать на такое заявление.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 5-6 И отвещав к ним рече: котораго от вас осел или вол в студенец впадет, и не абие ли исторгнет его в день субботный? И не возмогоша отвещати Ему к сим

Господь, исцелив больного в субботу, дал фарисеям подобающее назидание, несколько подобное тому, которое Он сделал еще недавно, при исцелении скорченой женщины (Лк. 13:15 и 16).

В студенец (колодезь), – так называемую цистерну; у еванг. Матфея, просто, в яму (Мф. 12:11). У евреев, в их каменистой и скудной потоками и дождями местности, колодцы обыкновенно устраивались таким образом: выдалбливалась более или менее глубокая яма, и во время осенних и зимних дождей в нее собиралась вода, которую и брали отсюда, как у нас берут из ключевого колодца, для употребления. Цистерны не всегда бывали огорожены и, по истощении воды, до новых дождей подолгу стояли пустыми. Поэтому животные легко могли падать в эти цистерны.

Господь говорит излишним ревнителям субботнего покоя, что если не запрещается законом в субботу подать помощь в беде животному и освободить его от опасности, то неужели же противно ему подобное действие в отношении к человеку? Также не задолго пред сим, при исцелении скорченной женщины. Господь говорил им подобное: не отвязывает ли каждый из вас своего вола или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? и это не считается грехом против субботы (Лк. 13:15). Господь говорил так ясно и убедительно. Потому и не могли отвечать (невозмогоша отвещати), т. е. возражать.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible