Скрыть
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-19 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя

И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот десять человек прокаженных встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13, 46). Они остановились «вдали», как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом, Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой повелено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились. Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился. - Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости - видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 18-19 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя

Говоря же: «Кроме сего иноплеменника», Он показал неблагодарность и жестокосердие Иудейского народа, и что язычники готовы были к обращению, Израильтяне же совершенно равнодушны к делу спасения. Поэтому и вернувшемуся (Самарянину) Он по справедливости благосклонно дарует и душевное спасение, предызобразившее спасение язычников чрез веру, говоря ему: «Востав, иди: вера твоя спасе тя: иди в мире»; не возвратившихся же, порицая самым молчанием (об их спасении), Он показал, что они потеряли спасение души.

Эти десять прокаженных напоминают собою весь человеческий род: потому что все мы заболели проказой, как все покорившиеся греху; как говорит божественный Павел: «Вси согрешиша и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его» (Рим.3:23–24); итак, все мы таким образом заболели проказой; Господь же, снисшед с небес, и восприяв наше естество, освободил его от приговора за грех. Но Иудеи показали себя упорными по отношению к такому (великому) благодеянию; обратившиеся же из язычников от их безрассудного пути и прежних, привычных им, зол, воздали славу Богу, не только исповедуя (признавая) спасение и возвещая великую милость Истощившего Себя до нас ради нас, по неизреченной пучине Своего человеколюбия, но и покорившись Его заповедям и живя по ним, и по причине такого образа жизни, шествуя в мире, т.е. находясь в мире с самим собою и друг с другом и с Богом; в отношении с Богом: делая угодное Ему, целомудрствуя, делая правду, «в молитвах и молениях терпяще» (Деян.1:14) «воспевающе и поюще в сердцах наших» (Еф.5:19), а не только губами; в отношении с самими собою: покоряя плоть духу и избирая образ жизни по совести и имея внутренний в нас порядок (или: мир) мыслей благоустроенным и благоговейным; в отношении же друг с другом: – «Приемлюще друг друга и прощающе, аще кто на кого имать поречение (жалобу), якоже и Христос простил нас» (Кол.3:13), и – проявляя милосердие друг к другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел к нам.

Беседы (омилии). Омилия 63. На 12-е воскресение Евангельских чтений по Луке

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-19 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя

При входе в одно селение Христа встретило десять прокаженных (см. Мф.8:2). Они стояли вдали, потому что закон запрещал им приближаться к здоровым людям, чтобы не заразить последних (Лев.13:46), и громко говорили Христу, чтобы Он помиловал их. Ясно, что у них была некоторая вера в Христа, как Богопосланного пророка. Господь в ответ им повелевает идти и показаться священникам. Очевидно, Он этим самым давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми. Прокаженные поверили Господу и пошли, чтобы священники посмотрели на них и объявили их выздоровевшими (Лев.14:3–4). Куда, к какому священнику пошел самарянин, не сказано, но, несомненно, к своему самарянскому. И вот на дороге оказалось, что все действительно освобождены от проказы. Это было великим чудом, и, конечно, все исцеленные должны бы были поскорее вернуться ко Христу, чтобы возблагодарить Его и через Него – Бога за полученное исцеление. Но только один из исцеленных скоро, повидимому, и не дойдя до священника, вернулся, и это был самарянин. Христос, отметив неблагодарность исцеленных иудеев, обращается к иноплеменнику (ἀλλογενής, ср. Мф.10:5) с успокоительными словами, указывая ему, что собственно спасло его. Этот факт евангелист Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники – самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению – оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И рече ему: востав иди: вера твоя спасе тя

Вера твоя спасе тя (спасла тебя). «Очевидно, в этих словах заключается больше, чем указание на одно исцеление прокаженного, замечает один из церк. проповедников (о. Ключарев). Исцеление получили и иудеи, но Господь не похвалил их веры, а укорил за маловерие. Господь как бы так говорил исцеленному: вера твоя не только приобрела исцеление твоему телу, но и душу твою поставила на путь спасения и поведет тебя ко спасению!»

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О благодарности Богу.

Лк.17:18-19. Иноплеменник, кроме веры, показал еще высокую добродетель, – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение, как, например, похвалил женщину, возлившую миро на главу Его: Мф.26:12-13, или бедную вдовицу, пожертвовавшую последние лепты: Мк.12:43.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible