Скрыть
Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 12, 14 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами

Человек добра рода - это не имеющий общения по роду ни с кем другим, кроме Бога, Который превыше всех. Как людьми доброго рода называем происходящих от царской крови, так истинно добра рода Тот, Кто имеет бытие из сущности Отчей. И Спаситель может быть назван Человеком добра рода. Ибо Господь не только по Божеству разумеемый есть добра рода, как по естеству имеющий в Себе чистоту, простоту и неподмесность, но и по человечеству, конечно, есть род от семени Давидова по плоти. Он идет на страну далече, отстоящую не столько местом, сколько состоянием дел. Ибо один и тот же Бог и близок к каждому из нас, когда добрые дела делают нас Своими Ему, и далече от нас, когда чрез приближение к погибели сами себя удаляем от Него. Сей-то добра рода Человек, увидя, что в мире царствует грех, что мир подпал жестокому мучительству врага, и сжалившись над безначалием, согласился царствовать над нами. Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима (1Кор. 15, 25). Посему когда пришел Он в сие надземное место, на страну, далече сущую от Бога, чтобы прияти царство над язычниками, по сказанному в псалме: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое (Пс. 2, 8), тогда подвластные князю века сего, не только люди, но и силы, под его начальством воюющие, не приняли царства Его. Но поскольку Он давал заповеди, назначал им дела их, повелевал не в праздности пребывать, а требовал от них дел, то послаша послы вслед Его, отрицаясь иметь Его Царем. Посему кто эти послы, как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром, говорившие Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но яко Сам рече: Царь есмь Иудейский (Ин. 19, 21)? Впрочем, лукавство препятствующих хотя их осудило, однако же не положило преграды Домостроительству. Конечно, много таких, которые в жизни сей не хотят, чтобы царствовал над ними Христос. Ибо покорившиеся блуду, обладаемые гневом, поработившиеся любостяжательности не хотят, чтобы царствовал над ними Господь, и, сколько зависит от их произволения, отказываются от Его царства.

Толкование на книгу пророка Исаии

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-14 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами

Мне кажется, что люди сии, слыша о Царствии Божием, понимали оное чувство о благоволении будто бы Божием на освобождение народа еврейского, поэтому и предполагали, что Иисус, восходя в Иерусалим, примет это царство. Но Господь, чтобы показать им, что они рассуждают неразумно, ибо Царствие Его не чувственное, а вместе выразить и то, что Ему как Богу известны их помыслы, говорит настоящую притчу, выводя Себя в лице человека высокого рода. Ибо хотя Он соделался человеком, но не отступил и от высоты и благородства Божества. Совершив же Таинство Домостроительства во плоти, снова отправился в дальнюю страну, то есть, чтобы и по человечеству сесть с плотью «одесную престола величия на небесах» (Евр. 8, 1). Ибо как Бог - Он всегда восседал с Отцом, а как человек - Он тогда сел, когда вознесся, ожидая, доколе враги положены будут под ноги Его (Евр. 10, 12-13). А это будет в конце мира, когда все, и нежелающие, покорятся Ему, уверовав, что «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 11). «Граждане» его суть иудеи, ненавидящие Его. «И видели, - говорит Он, - и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин. 15, 24). Они не хотели, чтоб Он царствовал над ними. Поэтому, отрекаясь от Его царства, и говорили Пилату: «нет у нас царя», и опять «не пиши: Царь Иудейский» (Ин. 19, 15. 21). Однако же Захария взывает: «Ликуй от радости, дщерь Сиона: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Зах. 9, 9); и Исаия: «Вот, Царь будет царствовать по правде» (32, 1); и Давид: «Я помазал Царя Моего над Сионом» (Пс. 2,6). Иудеи возненавидели Господа, а Он рабам Своим дал десять мин. «Рабы» Его суть те, коим вверены служения в Церкви. Говорится, что их «десять», по причине совершенства церковного предстоятельства. Ибо порядок в Церкви имеет совершенное устроение предстоятелей, и не было нужды их ни больше, ни меньше. Например, мы видим в Церкви три следующие действия: очищение, просвещение и совершение, три и степени, между которыми разделены эти действия. Диаконы очищают оглашением и учением, пресвитеры просвещают крещением, архиереи на священные степени поставляют и совершают, то есть рукополагают. Видишь ли, степени соразмерены с действиями, и степеней предстоятелей ни больше, ни меньше? Этим-то рабам Господь раздает десять «мин», то есть дарований, которые каждому даются на пользу (1Кор. 12, 7). Ибо всяк, кому вверено предстоятельство, хотя бы недостоин был, имеет дарование от самого помазания, и это есть поистине великое Таинство человеколюбия и Домостроительства Божия.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами

«Граждане возненавидели его» и пр.:– черта, опять напоминающая недавний случай с Архелаем, сыном Ирода. После того как Архелай ушел в Рим искать утверждения на царстве, иудеи, которые не любили его и боялись, послали посольство из 50 человек в Рим просить, чтобы он не был утвержден на царстве, но напрасно. – В отношении к Христу этими чертами предсказывается отвержение Его народом иудейским как своего Мессии, но напрасно: Он остался их и всего мира Царем и Судией, который потребует отчета от рабов своих и накажет не хотевших признать над собой царской власти Его. «Кто эти послы, как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром? Впрочем лукавство препятствующих хотя их осудило, однако же не наложило преграды домостроительству» (Вас. В. 2, 376).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами

Под «гражданами», не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно понимать единоплеменников Христа, неверующих иудеев.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И граждане его ненавидяху его, и послаша послы вслед его, глаголюще: не хощем сему, да царствует над нами

Это обстоятельство притчи заимствовано Господом из недавнего в Его время случая с Архелаем, сыном царя Ирода. Иудеи не любили его и не желали, чтобы он царствовал у них; поэтому, когда Архелай отправился в Рим, чтобы получить утверждение в царской власти, они послали туда посольство с просьбою не утверждать Архелая; только это было напрасно (Иос. Фл.).

В отношении к Иисусу Христу это обстоятельство имеет следующий смысл: иудейский народ отверг Иисуса Христа, своего Мессию, но напрасно. Он остался Царем и Судиею их и всего мира, Который потребует отчета от Своих рабов и накажет всех тех, которые отвергли Его, не уверовали в Него (Мих.). «Кто эти послы, говорит св. Василий Вел., как не виновники смерти Спасителя, думавшие, что крестом пресекут царствование Его над миром?» Здесь также разумеются и все люди, слушающие проповедь Христова учения, но не принимающие его, не верующие в Господа.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible