Скрыть
И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-8 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю

Господь, со славой вошедший во Иерусалим, в доказательство Своей власти творит то, что дом Отца Своего очищает от торгашей. Он сделал это и в начале проповеди, как говорит евангелист Иоанн (2, 13-18). А теперь снова делает то же, во второй раз. Это служит к большему обвинению иудеев, что они не уцеломудрились от первого Его открытого вразумления, но продолжали торговать в храме и называли Его противником Божиим, тогда как Он почитает Отца и Бога до такой степени, что дом Его очищает от торгашей. В обличение их Он приводит и слова Исаии: «дом Мой назовется домом молитвы» (56, 7). А они безумно спрашивают Его: «какою властью Ты это делаешь?» Однако же им можно было понять, что поскольку Он привел слова пророка во свидетельство, что дом Божий есть дом молитвы, а не торжище и вертеп разбойников (ибо любостяжание и торгашество свойственны разбойникам), то какая же, наконец, нужда спрашивать Его, какой властью Он это делает, когда можно прямо заключить, что так повелевает Бог чрез пророка? А они спрашивают: «какою властью Ты это делаешь»? Закон, - говорят, - распоряжаться в храме предоставил происходящим от Левии, как же Ты, не происходящий от Левиина колена, делаешь это и похищаешь священные права? Но, о иудеи, вспомните слова Давида: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек назван священником. А Мелхиседек не был священником ни по Закону, ни по происхождению от Левиина колена. Ибо как быть сему, когда он за столь много лет был прежде Левия? Потом, с чего ты требуешь от Христа порядка законного? Бог законам не подлежит. Когда нужно было, Он повелел, чтобы священники были из колена Левиина, а теперь отменяет тот закон и предызбирает священство Мелхиседека. Поэтому и продающих жертвенных животных, как-то: овец и голубей, Он выгоняет, с одной стороны, чтоб сохранить благолепие и благоприличие храма, а с другой, чтоб и то показать, что не должно уже веровать в умилостивление Бога жертвами животными. Итак, Господу легко было ответить им, что «так сказано», и сказать, что так повелевает пророк, или лучше, Бог. Однако ж, чтоб обличить их в постоянном противлении Духу Святому и в том, что они не хотели веровать не только древнему пророку Исаии, быть может, или и забытому, но и так недавно явившемуся, почти невещественному и бесплотному Иоанну, для сего на вопрос их со своей стороны дает им настоящий, достойный удивления, вопрос. Сим вопросом Он и им заграждает уста, и нам показывает, что если они не поверили такому пророку, каков Иоанн, по их мнению больший Его, когда сей свидетельствовал о Нем, то как же поверили бы они Его ответу на то, какой властью Он это делает? Ибо, что бы Он ни сказал, они, во всяком случае могли перетолковать это и осмеять, подобно тому, как они презрели и слова Иоанна, бывшего у них в большой славе.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,  и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его. 

– «И учил каждый день в храме» и пр.: общее обозначение деятельности Иисуса Христа, в это время последнего пребывания Его в Иерусалиме.
– «Каждый день», т. е. 4 или 5 дней от входа в Иерусалим до своих страданий (ср. Лк.22 и парал.). – «Искали погубить Его»: ср. прим. к Мк.11:18 и парал.
– «Не находили»: как бы привести в исполнение свое намерение, ибо «народ неотступно слушал Его» и, в случае посягательства на безопасность Его, мог, как предполагали начальники его, произвести открытое возмущение. Таково было положение дел: Христос ежедневно непрестанно учил в храме народ; народ неотступно с любовью слушал Его учение; начальники же народа искали случая погубить Его, но пока не находили.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 45-48 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его

Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком (Мк.11:15–17) и отчасти – с Матфеем (Мф.21:12–13).

«И учил каждый день в храме». Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк (Мк.11:17).

«Неотступно слушал». Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 47-48 И бе учя по вся дни в церкви. Архиерее же и книжницы искаху Его погубити, и старейшины людем: и не обретаху, что бы сотворили Ему: людие бо вси держахуся Его, послушающе Его

По вся дни (каждый день), т. е. последние 4 или 5 дней от входа Господа в Иерусалим до Его страданий (сл. Лк. 22:53). Искаху (искали) Его погубити. Погубить Иисуса Христа было решено начальниками народа, первосвященниками (архиереями), книжниками и старейшинами народа еще раньше, как повествует еванг. Иоанн (Ин. 5:16, 7:32 и др.); теперь уже придумывали они, каким бы образом привесть в исполнение это свое решение – придумывали тем более, что обстоятельства не благоприятствовали им в этом: потому что народ так торжественно встретил Господа при входе в Иерусалим (Лк. 19:37 и 38), и все людие (весь народ) держахуся Его послушающе Его (неотступно слушал Его), и, судя по сему, враги Христовы могли опасаться, боялись, сказано у Марка (Мк. 11:18), что народ заступится за Господа, если бы они вздумали сделать Ему какое-нибудь насилие, и таким образом может не только сделать много неприятностей им одним, как Его недоброжелателям, но и навлечь беду от Римлян на всю еврейскую нацию, как и высказался у евангелиста Иоанна первосвященник Каиафа (Ин.11:49, 50).

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О храме.
 

Лк.2:49. Что разумеет здесь Божественный Отрок под тем, что принадлежит Отцу Его? Несомненно храм: Лк.2:46. Господь всегда любил посещать храм: Лк.19:46-47; следовали Его примеру и апостолы: Деян.5:42; здесь различаются дома от храмов. Храм иногда назывался «церковью»: Деян.11:26.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible