Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-14 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя; Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются.

Захария смущается; ибо необычайное видение возмущает и святых. Но Ангел останавливает возмущение. Ибо везде по сему узнаются видения Божественные и бесовские: если помысл сначала смутится, но потом, с рассеянием страха, вскоре совершенно успокоится, то видение поистине от Бога; если же страх и возмущение более усиливаются, то видение - от бесов.
Для чего Ангел сказал: «услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына», ибо Захария молился не о сыне, а о грехах народа? Одни говорят: так как Захария молился о грехах народа, а имел родить сына взывающего: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), то Ангел прилично говорит ему: услышана молитва твоя об отпущении грехов народа, ибо ты родишь сына, чрез которого будет отпущение грехов. Другие же понимают так: Захария! Молитва твоя услышана, и Бог простил народу грехи. Потом как бы он сказал: откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына; а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу.

Толкование на Евангелие от Луки

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 13-17 Ангел же сказал ему (Захарии): …услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие… он будет велик пред Господом… и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный

Иоанн – это совесть. Она в человеке как пророк, как голос Бога в пустыне жизни. И потому даже естественная весть, т. е. не просвещенная христианством, если она не повреждена грехом, всегда влечет к Богу; она, как бы «исполненная Духа Святаго», от дня рождения своего обращена к Богу, и зовет к Нему, и подсказывает исполнение Божиего закона. Вот почему, когда в душе возрождается заглушенный голос совести, тогда наступает «радость и веселие», потому что душе открывается путь к Богу. И как Иоанн Предтеча своим явлением и проповедью «предтек» пред Господом и приготовил душу к принятию Господа, так возрожденный голос совести предшествует явлению душе Бога. Этот голос совести «обратит (душу) ко Господу Богу» ее; он «предыдет (пред Господом) в духе и силе Илии», как неподкупный и суровый обличитель неправды души… И он же выправит кривые пути жизни, когда привьет «непокоривым образ мыслей праведников» и умирит жизнь, вернув «сердца отцов детям». Так возрожденная совесть, как строгий голос пророка, обличает душу человека, выправляет ее кривизну, расчищает терния греха и порока, чтобы освободить путь Господу и представить Ему душу, как «народ приготовленный».

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Ст. 8–17. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

Однажды, когда в очередную свою неделю Захария отправлял священническое служение при храме Иерусалимском (пред Богом) и ему досталось по жребию войти во внутреннюю часть храма (ναὸς) – в святилище для каждения (или утреннего или вечернего Исх.30:7-8), вдруг предстал пред ним Ангел Господень по правую руку алтаря кадильного, между ним и столом с хлебами предложения. Неожиданность видения небесного вестника исполнила дух Захарии смущения и страха. Но Ангел успокаивает, его, возвещая ему добрую весть об исполнении его постоянной сердечной молитвы, – о рождении ему Елисаветою сына, которому он должен будет дать имя Иоанн (богоблагодатный, боговолюбленный). После этого Ангел раскрывает пред Захариею назначение имеющего родиться от него сына, как предтечи Мессии, и чрез это одновременно благовествует о наступлении, вместе с рождением Иоанна, мессианских времен. Рождение Иоанна будет не только предметом личной семейной радости Захария, но и мнози о рождении его возрадуются; потому что он будет необыкновенный человек – не пред людьми только, но и пред Господом (Мф.11:11). В чем раскроется духовное величие Иоанна, Ангел определяет так: по образу жизни и поведению он будет назорей, посвятить себя Господу (Числ.6 гл.), а Бог с Своей стороны ниспошлет Духа Святого на него, силами и дарами Которого он исполнится еще от чрева матери своей и, следовательно, соделает его пророком в народе своем (Иер.1:5). Исполняя это свое призвание, как пророка, он «многих из сынов израилевых обратит к Господу Богу их». В этих словах определяется деятельность Иоанна, свойственная вообще пророческому служению, и затем указывается особенная пророческая деятельность его, как Предтечи Мессии. – Это теперь и высказывается в дальнейших словах Ангела и той предвидет пред Ним духом и силою Илииною и др. Эти слова должны были напомнить священнику Захарии пророчество последнего из ветхозаветных пророков – Малахии (Мал.3:1,4:5,6) о дне Господнем великом, когда Бог пошлет народу своему Ангела своего, Илию Фесвитянина, и внезапу приидет в церковь свою Господь, Ангела Завета. Деятельность Иоанна будет состоять в приготовлении народа Божия к Господу – Мессии, которое он исполнит, возвративши современному поколению сердца праотцев – Авраама, Исаака, Моисея и др., непокоривым образ мыслей праведников.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 13-17. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
 

«Не бойся»: Ангел прежде всего успокаивает смущенного и устрашившегося Захарию, так как для принятия нового откровения нужен спокойный дух, и – новое благовестие имеет предметом не страшное, а радостное; не кару, не наказание, не бедствие хочет возвестить Ангел, а благословение, спасение, радость и веселье.
– «Услышана молитва твоя»: обыкновенно полагают, что Ангел говорит о молитве Захарии относительно разрешения неплодства его жены. И действительно, неплодство у евреев считалось знаком немилости Божией к неплодным и навлекало на таких поношение и от людей (ср. ст. Лк.1:25), а потому несомненно, что праведные Захария и Елисавета пламенно молились Богу о разрешении неплодства, как молились о том и все неплодные в Израиле. Но можно ли ограничивать только этим одним предмет молитвы праведного священника, о которой говорит Ангел? Можно ли полагать, что уже старый священник во святилище, пред лицом Божиим, не имел другого предмета молитвы, кроме лично относящегося к себе, – что у него в душе в то время не было другого желания, другой надежды, другого чаяния, другой молитвы? – Праведник, он без сомнения принадлежал к сонму, хотя не многочисленному вероятно, тех тогдашних праведников, лучших людей того времени, которые ожидали утехи Израилевой, ждавших Царства Мессии и молившихся о скорейшем открытии его (Лк.2:38,25). Не вероятнее ли предположить, что об этом главным образом была его святая молитва старческая, о Мессии и Его царстве?
– Связь речи в повествовании не представляет препятствий так домышляться о предмете молитвы Захарииной и не дает основания считать таковым одно лишь разрешение неплодия, хотя на первый взгляд кажется и указывает на это. – Общее содержание речи Ангела относится собственно к Мессии (ст. Лк.1:16,17) и потом уже к Предтече Его – сыну Захарии и Елисаветы – и может быть выражено применительно к этому объяснению так: молитва твоя, Захария, вместе с молитвой других подобных тебе, о наступлении Царства Мессии услышана; по Божию определению, царство это должно открыться вскоре, вскоре должен родиться Мессия и Его Предтеча, и этим Предтечею будет твой сын Иоанн, которого родит тебе заматорелая в летах жена твоя Елисавета и о рождении которого вы оба так пламенно молили Господа. Такое объяснение подтверждается всем дальнейшим повествованием о рождении Иоанна Крестителя, где первым и главнейшим предметом служит Мессия.
 «Родит тебе сына»: для уверения Захарии Ангел предрекает ему, что жена его родит ему именно сына, и еще прежде рождения предрекает даже имя имеющему родиться младенцу. То же самое было относительно самого Господа (ср. Мф.1:21).
– «Тебе радость и веселье»: если радостью для всякого истого Израильтянина сопровождалось рождение и обыкновенного дитяти, то тем большей радостью и весельем должно было быть рождение дитяти, предвозвещенное Ангелом, так как это дитя по самой необыкновенности события долженствовало быть необыкновенным. Эта радость особенно должна была возрасти при дальнейшем откровении Ангеловом, которое Захария, как видно из его дальнейшей молитвенной песни, понял в ее главных и существенных чертах и значении.
– «О рождении его возрадуются»: со временем, когда он будет благоуспешно совершать дело, к которому призван Богом, многие, на которых он будет иметь благотворное влияние, будут радоваться, что родился на свет такой человек.
– «Он будет велик пред Господом»: что велико в глазах людей, то часто ничтожно пред Господом; а потому, если Иоанн будет велик пред Господом, то этим указывается на истинное, действительное величие его, величие в том деле, которое он по изволению Божию исполнит, величие в жизни, в проповеди, в деле.
– «Не будет пить вина и сикера»: указывается, что Иоанн будет назорей, которые по закону (гл. Чис.6) должны воздерживаться в продолжение всей своей жизни от вина и сикера или вообще всяких хмельных напитков. Таковы были в древности великие назореи Сампсон и Самуил. – Сикер – всякий напиток не из винограда, производящий опьянение, хотя бы легкое.
– «Духа Святаго исполнится» и пр.: исполнение Духа Святого или благодати Святого Духа от чрева матери означает необыкновенно обильное сообщение даров благодати такому человеку для исполнения необыкновенных, предназначенных ему дел, а равно и особенное содействие Божие такому человеку в исполнении его предназначения (Иер.1:5. Пс.23:9,10). Это буквально исполнилось на Иоанне, когда он еще будучи во чреве матери радостно взыграл при входе к Елисавете Богоматери (ст. Лк.1:41-44).
– «Сынов Израилевых»: потомков (см. прим. к Мф.1:1) Израиля или Иакова; так в священных книгах называется иногда весь народ евреиский, и потому выражение – многих из сынов Израиля значит: многих из народа еврейского.
– «Обратит к Господу»: обратит проповедью и вообще деятельностью своей, обратит посредством покаяния, убедит их оставить порочную жизнь и обратиться к жизни по закону Господню. Предтеча действительно обратился к народу с проповедью о покаянии, и к нему стекалось множество иудеев и обращались к Господу.
– «Пред Ним»: то есть пред лицом Господа Бога, или частнее пред лицом Мессии, как Предтеча Его.
– «В духе и силе Илии» (см. прим. к Мф.11:14): с той же несокрушимой ревностью и нравственным могуществом, с какими некогда действовал великий ревнитель по истинной религии во времена безбожия и религиозного отупения народа пророк Илия.
– «Возвратит сердца отцов детям» и пр.: перечисляются некоторые частные действия на народ общеблаготворной деятельности Предтечи Христова. – При упадке народной нравственности в то время, как и всегда в подобных случаях, семейные нравственные связи ослабели, и это – великое несчастие народа как в религиозно-нравственном, так и в политически-социальном отношении. Этому ослаблению весьма много способствовало тогда разделение народа на разные религиозные секты, последователи которых вносили даже в семью разлад и раздвоение, как это обыкновенно бывает у сектантов. Этому противодействовать необходимо было проповеднику близкого открытия Царства Мессии – царства мира и любви между всеми, особенно между членами одной семьи, которая может иметь величайшее благотворное действие во всех отношениях.
– «Непокоривым» и пр.: непокоривый (ἀ’πηυὴς), – противоположность праведному (δι’χαιος), то есть вообще безнравственный, нечестивый, которого основное нравственное начало – непокорность закону Божию и самочиние (эгоизм). Выражение: «непокоривым (возвратит) «образ мыслей праведников» значит: людей безнравственных сделать нравственными, нечестивых – благочестивыми.
– «Представить Господу народ приготовленный»: приготовить народ к принятию Мессии, указывая ему на близость Его пришествия и призывая к покаянию. Бог всегда требовал и требует от людей особенного нравственного очищения, когда имеет особенным образом открыться или явиться им (ср. Исх.19:14, 15. 2Пет.3:11, 12). То же и перед пришествием Искупителя. Само собой разумеется, что от нравственной воли самих людей зависит – последовать такому требованию или нет, приготовиться или не приготовляться, очищаться или нет. В проповеди Крестителя выразилось ясно это требование Божие и – не вина Предтечи, если и после его проповеди народ остался не вполне приготовленным к принятию Мессии. Он вполне приготовлен был проповедью Предтечи, но оказался не вполне готовым к этому по своему нравственному нерадению, невнимательности и злой воле. «Приготовил Господу, то есть Христу, людей способных к принятию проповеди. Скажу некоторое подобие. – Когда приходил какой-нибудь пророк с проповедью, то не все веровали, но способные, т. е. предуготовившие себя к тому: так и Иоанн приготовлял Господу людей, но не непокорных, а способных, то есть предуготовившихся к принятию Христа» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Луки

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иоанн Предтеча и Креститель Господень

Иоанн Предтеча и Креститель Господень
 (Мф.3:1, Мк.1:4, Лк.1:60-63, Ин.1:6) – был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его (Лк.1:13), и родился за шесть месяцев до рождения Господа Иисуса. Его рождение и служение были предсказаны ангелом Гавриилом (Лк.1:5-15), Исаиею (Ис.40:3) и Малахией (Мал.4:5). Обстоятельства, предшествовавшие и последовавшие за рождением Иоанна Предтечи, подробно изложены в Евангелии от Луки (Лк.1:1-80).

Юность свою Иоанн провел в пустыне до самого времени своего явления народу. Одежду носил он из грубой верблюжьей шерсти, с кожаным поясом на чреслах, а пищей для него служили акриды, род саранчи, и дикий мед (Мф.3:4, Мк.1:6). Будучи тридцати лет от роду, Иоанн начал проповедовать в пустыне Иудейской и призывать народ к покаянию в грехах и исправлению жизни. Его проповедь была очень сильна, хотя немногословна. Покайтесь, восклицал он, ибо приблизилось царствие Божие! (Мф.3:26). Сила оной была так велика, что Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность иудейская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои (Мф.3:5).

Начало проповеди Иоанна Крестителя, по словам евангелиста Луки, относится к 15 г. царствования Тиверия, в прокуратурство над Иудеей Понтия Пилата и в правление Галилеей Ирода Антипы. Первоначальным местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, впоследствии берега Иордана, преимущественно Вифавара и Еннон. Увещевая народ к покаянию и исправлению греховной жизни, Иоанн проповедовал ему, что крещение водой, совершаемое им, есть только приготовление к принятию Мессии и что Мессия, имеющий вскоре явиться, есть больший его, Иоанна Крестителя. И вот Господь Иисус Христос, Агнец Божий, хотя и безгрешный, но берущий на Себя грехи мира, приходит вместе с другими на берег Иордана и требует крещения от руки Иоанновой, дабы, как сказал Он, исполнить всякую правду (Мф.3:15). Суровый проповедник пустыни, видя грядущего к нему Иисуса, указал на него народу и ученикам своим как на Агнца Божия, вземлющаго грехи мира.

Евангелисты Матфей (Мф.3:13-17) и Марк (Мк.1:9-11) подробно передают обстоятельства, предшествовавшие крещению Господа от Иоанна в Иордане и последовавшие за оным. Засвидетельствовав затем о Христе, как об истинном Сыне Божием и Спасителе мира и пред народом (Ин.1:15-18), и перед священниками и левитами (Ин.1:19-28), и перед учениками своими (Ин.1:35-37), Иоанн продолжал свое высокое служение в духе и силе Илии (Лк.1:17), являя при сем глубочайшее смирение. Он до того проникся смирением, что считал себя недостойным развязать ремень у обуви Его (Ин.1:27).

Обличая пороки и заблуждения людей, Иоанн Креститель, подобно Илие, не щадил и властителей земных. Имея сильное влияние на Ирода, который, по замечанию евангелиста, даже с удовольствием слушал его (Мк.6:20), бесстрашный проповедник истины не поколебался громко обличать нечестивого царя за его беззаконную связь с Иродиадой, женой брата его, которая притом доводилась ему племянницей. Смелые обличения пророка не нравились царю, и он приказал заключить его в крепость Махерус, лежавшую на границе Персии и Аравии. Он готов был даже убить Иоанна, если бы не боялся народа, потому что его принимали за пророка (Мф.14:5).

О посольстве от Иоанна из темницы двух учеников к Иисусу Христу мы читаем в Евангелии от Матфея (Мф.11:2-6) и от Луки (Лк.7:18-23), и по отшествии посланных Господь назвал его большим, чем были все пророки во Израиле: из рожденных женами, сказал Он, нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя (Лк.7:28).

Ненависть Иродиады к Иоанну была еще сильнее и неумолимее, чем у самого Ирода, именно вследствие того, что он безбоязненно осмелился обличать ее беззаконие. Потому она искала удобного случая умертвить его. Этот желанный случай скоро представился. В день рождения Ирода, во время пира, который он давал своим вельможам, Соломия, дочь Иродиады, своей пляской доставила такое удовольствие царю и гостям его, что он предложил ей просить, чего она хочет, обещая дать ей даже до половины царства (Мк.6:21-23). По совету матери Соломия потребовала у царя на блюде главу Иоанна Крестителя, и он, чтобы не показаться неверным своей клятве, послал в темницу оруженосца (спекулатора), и тот, усекнув главу его, подал ее на блюде девице, а девица отдала оную своей матери. Услышав об этом, ученики Иоанновы пришли и похоронили тело его, потом пошли ко Христу и рассказали Ему о случившемся (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).

Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна св. Церковь совершает семь раз в году, а именно: 23 сентября – в честь его зачатия, 24 июня – в день его рождения, 29 августа – в день усекновения его главы, 7 января – на другой день Крещения Господня, 24 февраля – в память первого и второго обретения его главы, 25 мая – в память третьего обретения его главы и 12 октября – в память перенесения из Мальты в Гатчину, в 1799 г., десной руки его.

Библейская энциклопедия 1891г


Захария 

Захария (воспомянутый Господом)  (Лк.1:5) – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в I главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечей Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие, Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие.

Обещанный сын родился, и, когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом – как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн – имя его, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле.

Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу (Лк.1:68-79), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений.

Библейская энциклопедия 1891г


Рождество Христово 

Рождество Христово  (Мф.1:18-25). О тайне воплощения сына Божия на земле, кроме Богоизбранной Девы Марии, знали только два лица, по откровению от Духа Святого: это родители Предтечи, 3ахария и Елисавета. Нужно было сообщить эту тайну и третьему праведнику. Ангел Господень явился обрученному мужу Пресвятой Деве во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою. Родившееся в ней – от Духа Святого. Она родит Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус (Спаситель): потому что Он спасет народ Свой от грехов их. С этого времени Иосиф не только был хранителем девства Богоматери, но и предреченной от пророка Исаии тайны воплощения Бога от Девы.

Лк.2:1-21: В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе; почему и Иосиф с Пресвятой Девой Марией, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына; Сама спеленала Его и положила в ясли.

Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот предстал им ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но ангел сказал им: не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленатого Младенца, лежащего в яслях. Вдруг явилось с ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога и пели: Слава на небесах, (царствующему) Богу! и на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам! Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам? И нимало не медля пошли: и нашли Богородительницу Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились и благодарили Бога за все, что слышали и видели.

В восьмой день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное обрезание и дали Ему имя Иисус, которое преднарек Гавриил во время благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя (Лк.2:21).

Рождество Христово празднуется Православной Церковью 25 декабря [по старому стилю].

Толковая Библия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн

«Услышана молитва твоя». Едва ли Захария, как представитель всего народа (Лк.1:10), мог в это время молиться о своих личных нуждах. Вероятнее всего то предположение (блж. Августин, Евфимий Зигавин), что Захария молился о даровании иудейскому народу давно уже ожидаемого Мессии. Ангел и возвещает ему, что такая его молитва Богом услышана: Мессия скоро придет.

«И жена твоя Елисавета…» В доказательство истинности своего предсказания о скором пришествии Мессии Ангел объявляет, что уже намечен и Предтеча Мессии, каковым будет вскоре родившийся сын Захарии.

«И наречешь…» см. комментарии к Мф.1:21.

«Иоанн». В переводе с еврейского – Бог милостив (Иоханан).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 13-14 Рече же к нему Ангел: не бойся, Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветь родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн: и будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются

Услышана молитва твоя и пр. Некоторые толкователи думают, что здесь разумеется молитва о разрешении неплодства, но вот как рассуждает об этой молитве проф. Богословский: «как ни глубоко лежало в душе Захарии желание потомства, и как ни часто, быть может, он выражал это желание прежде в молитвах пред Господом; в настоящее время он потерял всякую надежду иметь детей и не верил даже Ангелу, возвестившему ему об этом. Гораздо вернее поэтому предположить, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших утехи Израилевой – Мессии, молился не о чем-либо другом, как о скорейшем пришествии Его. При том он, как священник, представлявший собою во время каждения посредника между Богом и молившимся народом, без сомнения, и должен был молиться не о своих нуждах, а о нуждах народа, о его спасении.

«Господь милостив, как бы так говорил Ангел Захарии: ты молишься о пришествии Мессии. Молитва твоя услышана. Он придет скоро. Ему будет предшествовать предтеча. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и он будет предтечею Мессии». И будет тебе радость и веселие – о том, что родится у тебя в старости сын, да еще такой сын, рождение которого предвозвещено Ангелом и который будет предтечею Мессии (радость, это – чувство в душе, а веселие – радость, выражаемая внешним образом). И мнози о рождестве его возрадуются, т. е. тогда, когда он благоуспешно будет совершать то дело, для которого родится – дело приготовления людей к принятию Спасителя.

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Молитва Захарии (Лк. 1:13-17)
 

Обыкновенно полагают, что ангел говорил о молитве Захарии относительно разрешения неплодия его жены, но это одно только предположение. Если Захария и молился прежде о даровании ему потомства, то в описываемое Евангелистом время он уже потерял всякую надежду иметь детей, так как не поверил даже ангелу, возвестившему ему о предстоящем рождении Елисаветой сына. Вернее, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших Мессию, молился ни о чем другом, как о скорейшем пришествии Его. И вот, в ответ на такую молитву он слышит от ангела то, чего никак не мог ожидать: и жена твоя Елисавета родит тебе сына. Применительно к этому объяснению речь ангела может быть выражена так: ты молился о пришествии Мессии; молитва твоя услышана: Он придет скоро; сын твой, которого родит тебе Елисавета, жена твоя, будет Предтечей Его.
Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера. Сикером назывался всякий опьяняющий напиток, приготовленный не из винограда. Словами этими ангел указывает на то, что Иоанн будет назорей, которые, по закону (Числ., гл. 6), должны были воздерживаться в продолжение всей своей жизни от всех хмельных напитков. И Духа Святаго исполнится еще от чрева матери. Этими словами ангел указывает на необыкновенное обилие даров Духа Святого, которые будут сообщены Иоанну для выполнения Его предназначения (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 2, 243).
Ангел говорит, что сыну Захарии, Иоанну, предстоит приготовить народ израильский к пришествию Мессии и обратить сынов Израилевых к Господу Богу их.
Евреи того времени, хотя и поклонялись Единому Истинному Богу и соблюдали законы Моисея, но перестали понимать нравственное значение этих законов и считали точное соблюдение обрядовой стороны их единственным условием спасения; на себя они смотрели, как на избранный Богом народ, который должен господствовать над всеми; Мессию ожидали в полном блеске земного величия, как великого завоевателя, который покорит Израилю все народы земли и будет царствовать вечно. Словом, вера их в Бога и обещанного им Мессию была слишком далека от истиной веры их праотцов. Народ с такими извращенными понятиями не мог, конечно, понять учение Иисуса Христа о царстве не от мира сего, и поэтому к принятию этого учения надо было подготовить его. Задача нелегкая! Для выполнения ее требовался человек, одаренный свыше особой силой духа, такой, например, силой, какой одарен был пророк Илия, великий ревнитель истинной веры в Бога во время безбожия и нравственного отупения народа израильского. Вот почему ангел говорит, что Иоанн многих (но не всех) из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; предыдет пред Ним (то есть Богом, Мессией) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца (веру) отцов детям, и непокоривым (нечестивым) образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный, и для сего он Духа Святого исполнится от чрева матери своей.

Толкование Евангелия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Как можно крестить младенцев, не имеющих сознания?

Ответ:
Господь, по Своей бесконечной любви, соединенной с правдой, осеняет младенцев в крещении Своею благодатью и очищает их (без всякого личного их участия) от прародительского греха, который они без участия сознания и воли унаследовали от родителей.
Хотя младенцы и лишены сознания, однако способны к восприятию благодати, которую Господь подавал им (Иер.1:5; Лк.1:13-15,41-44; Мк.10:15-16) и подает (в таинстве крещения – Ин.3:5).

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Младенцы – кусок мяса.

Ответ:
Нет, младенцы имеют душу живую и способную к восприятию благодати Божией ( Иер.1:5; Лк.1:13-15; Мк.10:16 и др.).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible