Скрыть
Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю

Потому-то и совершится это, что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не была бы достойна послужить этой тайне. Итак, веруй по той самой причине, по которой не веришь. Не потому однако ж, чтобы брак был сам по себе худ, а потому, что девство лучше его. Образ же пришествия на землю общего всех Господа долженствовал быть выше нашего, так как то было пришествие царское. В рождении Он должен был иметь нечто общее с нашим рождением, но иметь и отличное от нашего. И то, и другое совершилось; а как, выслушай. То, что он родился от чрева матери – это у Него общее с нами; а что Он родился без брака – это выше нашего естества. Иметь во чреве – свойственно природе человеческой; но зачатие без совокупления – выше человеческого естества. Так уразумей отсюда и сходство Его, и превосходство пред тобою. Заметь еще премудрость и в том, что ни превосходство Его не уничтожило подобия и сродства с нами, ни сродство его с нами не помрачило превосходства. Но и то и другое открывалось в делах Его: одни из них были совершенно общи с нами, а другие – отличны от наших.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 49

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 34-35 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Дева сказала: «кaк будет это» не потому, что она как бы не поверила, но потому, что она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события, ибо ничего подобного не было прежде сего и ни после сего не будет. Поэтому и Ангел прощает Ей и не осуждает как Захарию, но еще объясняет образ события. Захария справедливо осуждается: он имел много примеров, так как многие неплодные рождали, а Дева не имела ни одного примера. «Дух Святый, - говорит, - найдет на Тебя», устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. «И сила Всевышнего, - Сын Божий, ибо Христос есть сила Божия (1Кор. 1, 24), - осенит Тебя», то есть покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит «осенить». Быть может, иной скажет: как живописец сначала набрасывает тень, потом раскрашивает окончательно, так и Господь, созидая Сам Себе плоть и составляя образ человека, сначала оттенил плоть во утробе Матери, смесив ее из кровей Приснодевы, а потом образовал ее. Но это сомнительно. Ибо одни говорят, что вместе с тем, как Господь осенил утробу Девы, тотчас же стал совершенный младенец, а другие не принимают сего. Выслушай же, что говорит: «посему и рождаемое Святое», то есть растущее в утробе твоей постепенно, а не вдруг явившееся в совершенном виде. Отсюда и уста Нестория заграждаются. Ибо он говорил, что не Сын Божий, обитавший в утробе Девы, воплотился, но простой человек, родившийся от Марии, стал иметь впоследствии Бога своим сопутником. Пусть же слышит, что рождаемое в утробе, именно оно, было Сын Божий, не иной был носимый во чреве и иной Сын Божий, но один и тот же был Сын Девы и Сын Божий. Смотри, как указал и на Святую Троицу, поименовав Духа Святаго, силу - Сына, Всевышнего - Отца.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю

Благодатная же Дева, когда услышала эти необыкновенные и божественные слова к Ней Архангела: «Господь с Тобою» и «се зачнеши и родиши Сына», царствующего во веки – Сына Вышняго, – сказала: «Како будет сие, идеже мужа не знаю». Ибо хотя и весьма духовное и высшее телесных страстей ты Мне приносишь Благовещение, однако, ты Мне возвещаешь зачатие, и чревоношение и рождение, которые следуют в соответствии с зачатием; но как же это будет Мне, когда Я мужа не знаю, – говорит Она. Говорит же это Дева отнюдь не потому, что не верила бы словам Архангела, но из желания узнать по возможности, как это произойдет.

Омилия 14. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы

Николай Сербский, свт. (†1956)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю

Выслушав сие послание небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя: как будет это, когда Я мужа не знаю? («Хорошо спросила Она ангела: «Как сие возможно?» – ибо Она ранее читала, что Дева во чреве приимет, но не читала, каким образом во чреве приимет». Свт. Амвросий.) Слова сии выражают не Ее неверие гласу архангельскому, но лишь Ее детское целомудрие и простодушие. Что бы сказал кто-нибудь из вас на подобное извещение, полученное от самого необыкновенного гостя из всех гостей? То, что вам пришло бы на ум первым, когда вострепетало бы сердце ваше, не так ли? Но Дева Мария не изрекла ничего излишнего. Если Ее вопрос, предположим, является излишним для Нее, то для нас он не таков. Ради нас Ее благодатный дух вопрошает о том, о чем, конечно, спросили бы все мы, находящиеся под бременем законов природы. Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас – удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия. Что отвечает Гавриил?

Беседы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

«Как будет это» и пр.: «как возможно зачать во чреве и родить» (Евф. Зигаб.) без мужа? Вопрос естественного недоумения, а не сомнения и неверия, как у Захарии (ст.Лк.1:18-20). «Дева сказала сие не потому, что Она как бы не поверила, но потому что Она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события: ибо ничего подобного не было прежде этого, ни после этого не будет.– Захария справедливо осуждается: он имел много примеров, так как многие неплодные рождали; а Дева не имела ни одного примера». (Феофил.)

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю

Вопрос Пресвятой Девы – это не выражение сомнения или неверия, это естественное желание узнать, как совершится такое необычайное рождение Царя-Мессии. Так как Дева была уже в это время обручена Иосифу, то этими словами Она показывает, что это обручение не повлечет за собой никаких супружеских отношений между Ней и Иосифом: это, так сказать, дело уже решенное

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 34-35 Рече же Мариамь ко Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? И отвещав Ангел рече ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий

Како будет сие и пр. Это вопрос – не сомнения и неверия, как у Захарии (ст. 18–20), а естественного недоумения: Пресв. Дева уверовала словам Ангела, как это засвидетельствовал Сам Дух Св. устами праведной Елисаветы (Лк. 1:45), посему и не требует от него знамения, подобно тому, как требовал священник Захария, когда возвещено было ему о рождении сына. Но неизменная любовь к чистоте девства побуждает Ее спросить Ангела: как может родиться от Нея Сын, когда Она дева? Она дала обет хранить девство, а между тем Ангел говорит, что у Нея будет Сын. «Дева Мария, пишет блаж. Феофилакт, сказала сие не потому, что как бы не поверила, но потому, что Она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события: ибо ничего подобного не было прежде сего, и после не будет. Захария справедливо осуждается, он имел много примеров, так как многие неплодные рождали, а Дева не имела ни одного примера.»

Каким-же это образом, Она думала, что и обет девства будет сохранен, и Сын родится? Дух Святый найдет на Тя (Тебя) и пр., т. е. зачатие и рождение совершится не образом естественным, от мужа, а сверхъестественным, непостижимым, чрез наитие Св. Духа, чрез осенение силою Всевышнего, и потому рожденный не будет подобен обыкновенным детям, которые, зачинаясь и рождаясь во грехах, с рождением приносят в мир грех и проклятие; но будет свят, непричастен никакому греху. Так как Христос имел принести Себя в жертву правосудию Божию за грехи человеков, то Сам не должен был иметь никакого греха, даже и первородного, от которого не свободен ни один человек. Потому и зачался в предочищенной для сего Деве особенным действием Божиим, и в самом рождении называется Святым, Сыном Божиим (Мих.). Сыном Божиим, т. е. и по человечеству Своему, рожденному от Девы, Сын Божий, прежде век рожденный от Бога Отца, будет Сыном Божиим Единородным, почему Св. Дева Мария и именуется Богородицею, Богоматерью. Были такие лжеучители, которые говорили, что в И. Христе только нравственно соединены два естества Божеское и человеческое, а потому Св. Деву Марию называли не Богородицею, а Христородицею; на 3-м Всел. соборе они осуждены.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании Пресвятой Богородицы.
 

Мф.1:16,20,21-25. От пречистой Девы Mарии родился Иисус Христос: «Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18), по пророчеству Ис.7:14; и Ангела: Лк.1:27,34. Ее будут ублажать все роды: Лк.1:48. Иисус Христос и на кресте не оставляет Её Своим сыновьим попечением: Ин.19:26, как же нам, грешным, оставаться непочтительными к Той, Которую и Ангел назвал: благословенна ты между женами: Лк.1:28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.

Мк.3:33-35. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святаго Еммануила: Мф.1:23, стала чужой Сыну Своему. Здесь нам дается знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так у кого же еще больше было этой связи, как не у Матери Божией? Лк.1:30-49;11:27 – не оставил Своим попечением Ииcус Христос Её и тогда, когда был уже на кресте: Ин.19:26-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Присно-Девстве Пр. Богородицы.

Мк.6:3. Что здесь перечислены не родные братья Христу, видно из пророчества Исаии: Се, Дева: Мф.1:23; и из слова Самой Богородицы: Лк.1:34-35; если бы у Иисуса Христа были родные братья, то не было бы нужды поручать Присно-Деву Иоанну Богослову: Ин.19:26-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible