Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-50 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.

Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, - говорит, - призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала.
И «отныне будут ублажать Меня все роды», не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. - Наименовала Его «Сильным», чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. «Имя Его» назвала «святым», чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят.
Не ко Мне одной «милость Его», но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия «в роды родов», указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19, 29). Внимай: прежде душа величает Господа, потом дух радуется. Или что то же: величает Бога тот, кто ходит достойно Бога. Ты называешься христианином, - не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится. Знай и то, что Писание, по-видимому, просто называет духом и душой одно и то же, но собственно оно различает. Ибо оно называет душевным человеком того, кто живет по естеству и руководится человеческими помыслами, например, в случае голода ест, врага ненавидит и вообще ни в чем не представляется возвышающимся над естеством; а духовным называет того, кто побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом. Таково в Писании различие между душой и духом (1Кор. 2, 14-15; Гал. 6, 8). Быть может, врачи различают их иначе, но нам нужно внимать Писанию, а врачи пусть заблуждают.

Толкование на Евангелие от Луки

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей… что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его

Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его. «Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его!.. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»… Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя! Да будет «свято имя Его»!

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о призывании святых, то есть ангелов Божиих и прочих святых, от сего мира отшедших

Поем, благословляем, поклоняемся, славим, хвалим, ублажаем, величаем и превозносим возвеличившую и превознесшую род человеческий Преблаженную и Пренепорочную Богородицу Деву Марию, ибо и Сама Она, будучи исполненной Святым Духом, провозвестила: Отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный (Лк.1:48-49). Причиной Своего ублажения и прославления Богородица называет не что иное как величие, которое Ей сотворил Всемогущий Бог: будут ублажать Меня все роды. Но почему? Потому что сотворил Мне величие Сильный. О, если бы узнали противники величие Сильного, которым Он возвеличил Матерь Свою, думаю, что они придержали бы свои отточенные языки и, отвернув змеиный яд, вместе с нами бы благочестиво восхваляли, ублажали, величали Матерь Света.   И кто может постичь величие Богородицы, ни с кем несравненной, всю тварь превосходящей, Дочь Бога Отца, Мать Бога Сына, Невесту Бога Духа Святого. Бог Отец благоволением, Бог Сын воплощением, Бог Святой Дух осенением почтил Ее. Не в этом ли величие Богородицы – быть Служительницей тайны, сокровенной от века, из чистых Девических Своих кровей обрести багряницу Царя царствующих, содействовать избавлению рода человеческого, и дать единородному Сыну Божию кровь, излиянную за нас на Кресте, ради искупления всего мира. Не в этом ли величие Богородицы – получить от Ангела благовещение, услышать с Небес «Радуйся!», противоположное Евиной печали, и этим Ангельским «Радуйся!» обрадовать весь мир, и что же все это, если не величие Богородицы!   Быть исполненной Божией Благодатью, большей, чем у всех святых, и, не оскудевая, изливать на нас Божию благодать – что это, если не величие Богородицы!   Слышать от Ангела: «Господь с Тобою!», и не только по вездесущию и всемогуществу Божию, но, прежде всего, по благодати и ближайшему родству иметь с Собой Господа, – что это, если не величие Богородицы!   Называться Елизаветой, исполненной Святого Духа, Благословенной в женах, и получать признаваемое превосходство по благословенному Плоду чрева Своего (по плодам их узнаете их (Мф.7:20)) – не в этом ли величие Богородицы!   Быть Начальницей Ангельской красоты, то есть Девства, прежде неведомого и неоцененного и этим же Девством нетленно процветать прежде Рождества, в Рождестве и после Рождества – не в этом ли величие Богородицы!   Иметь веру в непостижимую и всякий ум превосходящую тайну и слышать из уст, вещающих Святым Духом: «Блаженна Уверовавшая», и, как царская Палата, быть лучше всех украшенной другими добродетелями, надеждой, любовью, смирением, великодушием, мужеством, правдой, мудростью и прочими дарами и красотой Небесной, как драгоценными камнями, – не в этом ли величие Богородицы!   Носить на руках БогоЧеловека, пестовать, питать Своими Дево-Материнскими сосцами и иметь Его у Себя в повиновении (и был в повиновении у них (Лк.2:51)), перенести столько трудов, путешествий, бдения и страданий, оберегая вверенное Сокровище, стоять у самого Креста, тогда как все Апостолы бежали, с душой, пронзенной состраданием Христовым страстям, и не уходить до последнего положения Христа во гроб – не в этом ли величие Богородицы!

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

   Лк.1:46-55

   Этот радостный, боговдохновенный привет, которым встретила Марию Елисавета, привел Богоматерь в сильно-восторженное состояние, и Она излила переполнявшие дух Ее чувства радости и благодарности к Богу-Спасителю в вдохновенном песнопении.
   Разделить эту песнь можно на следующие части: Лк.1:46-47 образуют как бы вступление, имеющее отношение ко всему последующему; в нем указывается предмет славословия – Бог, как Спаситель. Спасение мыслится мессианское. В ст. 48-м и первой половине 49 стиха прославляется Бог, как Спаситель именно по отношении к Марии. Царственный род Давидов находился тогда в уничиженном состоянии, потомки его не занимали тогда видного общественного положения. Но и в этом приниженном, незнатном роде Мария мыслит себя последнею женою. И однако же Господь благоволительно воззрил на Ее смиренное состояние; ибо отныне все будущие поколения людей будут прославлять Ее, как Матерь Спасителя, Мессии. Возвеличение Марии есть дело всемогущества Божия, и потому прославляя Его за это, Она именует Его сильным. Вторая половина 49 стиха и 50 стих образуют переход к прославлению Бога за спасение народа израильского, что содержится в 51–55 стихах. В переходной речи дается общая мысль, которая есть как бы вывод из того, что Бог сотворил для Марии, – мысль о Боге, как святом и потому беспредельно милостивом к людям, стремящимся к святости, с благоговейным страхом свое спасение содевающим. Но эта же святость Божия и милость Его в роды родов к боящимся Его есть основание того, что Бог сотворил чрез Мессию для народа израильского (ст. 54–55: «воспомянув милость к Аврааму и семени его до века»), и что Мария пророчественно созерцает, как уже совершившееся (прошедшие времена глаголов). В последней части речь сначала идет не прямая в выражениях общих и образных (Лк.1:51-53), а потом (в Лк.1:54-55) показывается, кто это смиренные и алчущие, которых Бог вдруг возвысит из уничиженного состояния, проявив силу Своего всемогущества («силу мышцы Своей»). Отсюда же понятно, кто это – гордые в расположениях сердца своего, сильные и богатые: это, очевидно, язычники, господствовавшие тогда над миром и в частности над Израилем. До времени Господь как будто совершенно забыл и отверг народ Свой – Израиля, дозволив возгосподствовать над ним язычникам; но теперь Он снова воспринимает его в свою любовь, осуществляя милости, какие Он обетовал Аврааму и семени его и которые должны простираться в вечность, так как эти милости осуществляются чрез Мессию, вечного царя на престоле Давидовом (Лк.1:32-33).

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 46-55  И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

«И сказала Мария»: под влиянием радостного, восторженного настроения духа от совершившихся событий, перед лицом восторженной и исполненной Духа Святого другини, из души пресвятой Девы излилось чудное песнопение во славу Бога и будущего Искупителя мира. Песнь эта, по лирическому тону и характеру подобная песни Анны, матери Самуила, Мариамы, сестры Моисеевой, пророчицы Девворы, и некоторым песнопениям Давида (Пс.113 и Пс.126), состоит из четырех строф, предметом которых служит славословие или прославление Божией милости (ст. 48), всемогущества (49–51), святости (49, 51, 54), правды (52, 53) и в особенности верности Бога Иеговы завету своему (54, 55).
– «Величит»: чувствует и исповедует, или, что то же, – прославляет, славословит величие Божие, являемое теперь преимущественно в тайне воплощения Искупителя мира, возвещенной и совершающейся теперь.
– «О Боге, Спасителе Моем»: св. Дева разумеет уже и исповедует тайну лица Сына своего, имеющего быть Спасителем или Искупителем всего человеческого рода. Впрочем, славословие относится по преимуществу к Богу Отцу, а потому и слово Спаситель здесь можно принимать не в частном смысле Искупителя, Бога – Слова воплотившегося, а в смысле общем.
– «Призрел»: обратил милостивое свое внимание, посетил своей милостью и благодатью.
– «Смирение рабы своей»: собственно уничижение; разумеется тогдашняя незнатность рода Девы, бедности и внешнее уничижение; без сомнения, не исключается и нравственное сознание смирения, как всецелой преданности воле Божией.
– «Будут ублажать Меня все роды»: в противоположность теперешнему незнатному состоянию и неизвестности Девы, отныне, когда Она избрана для рождения Спасителя всего мира, ублажать – будут благословлять, славословить и превозносить Ее, как Матерь Божию, все роды, все люди, все народы, все человечество, имеющее уверовать в искупление свое Сыном ее и Богом, воплотившимся от Нее.
– «Сотворил Мне величие»: сотворил со Мной великое дело, удостоив Меня чести быть Матерью Господа, и тем самым соделал Меня великой между людьми.
– «Сильный»: всемогущий, Бог. Своим всемогуществом Он один только мог исполнить это великое дело, так как для Него нет ничего невозможного (ст. Лк.1:37).
– «Свято имя Его»: краткое выражение прославления Божия за все то великое, что творит чрез Нее Бог; в этом – все величие Бога, творящего великое, – свят Он. Имя Божие не редко употребляется вместо самого именуемого – Бог; свято имя Божие, значит – свят сам Бог.
– «Милость Его»: милосердие, любвеобильное снисхождение Святого к грешным.
– «В роды родов»: от поколения к поколению, от отцов к детям, от предков к потомкам, навсегда.
– «К боящимся Его»: к благочестивым, добродетельным людям. – Страх пред Богом есть начало и корень благочестия человеческого; не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх, как опасение, как бы не оскорбить любвеобильного Бога преступлением Его заповедей.
– «Явил силу мышцы Своей»: мышца – символ могущества; сила мышцы – символическое изображение божественного всемогущества. Явление этой силы или всемогущества Божия указывается далее в нескольких сильных чертах, относящихся к Царству Мессии. В духе предвидит пресвятая Дева тот великий переворот, какой совершит Бог чрез устроение Царства Сына Ее, и этот переворот в пророческом созерцании представляется Ей уже совершившимся (как то часто у ветхозаветных пророков: почему в этих случаях обороты речи ставятся в прошедшем времени). В немногих, но сильных чертах изображается этот переворот, состоящий вообще в восстановлении истинных отношений людей к божественной правде и святости, извращенных людьми.
– «Рассеял надменных»: надменный – все гордое, что противоположно смирению (ст. 52), основывающемуся на страхе Божием (ст. 50). Так как здесь проводится параллель об отношении правды Божией в новом Царстве Мессии к высокому и уничиженному, и под уничиженным разумеется в частности Израильский народ (ст. 54): то под гордым и надменным, низлагаемым в Царстве Мессии, разуметь можно язычество в его представителях (ср. Феофил.). «Надменных», гордых мыслью, возвышающихся на разум Божий, Он рассеял, обессилил, уничижил, то есть не в среде их гордых язычников явился Спаситель мира и не их избрал посредниками для совершения спасения, а бедный, уничиженный еврейский народ, ибо от него произошло спасение (Ин.4:22).
– «Низложил сильных с престолов»: образное выражение той же мысли. Низложить с престола (образ взят от низвергаемых царей) – значит уничижить, отвергнуть и опозорить. В таковом положении явилось и будет все гордое и надменное в Царстве Мессии; на первом месте, выше всего в нем явились и будут смиренные, по-видимому уничиженные, но самым уничижением стяжавшие высокое нравственное совершенство, и оттого вознесенные высоко в нравственном Царстве Мессии.
– «Алчущих исполнил благ»: иносказательное выражение той же мысли. Без сомнения здесь алчба и удовлетворение ее благами, обогащение и его упразднение разумеются не чувственные, но духовные, ибо речь идет о духовных, а не чувственных благах устрояющегося царства Мессии.– «Алчущих «правды» (ср. прим. к Мф.5:6), стремящихся к оправданию пред Богом, желающих насытиться вообще благами Царства Мессии Он удовлетворил вполне; а богатящиеся, те, кои в своей гордости считали себя богатыми духовными совершенствами и не имели алчбы духовных благ Царства Мессии, остались ни с чем, то есть с тем же своим мнимым духовным богатством, которое в сущности есть ничто.
– «Воспринял Израиля» и пр.: Израиля, т. е. еврейский народ, уничиженный и даже как бы забытый Богом (так как на время от плена вавилонского до Христа он лишен был непосредственных откровений Божиих), снова воспринял Он в свою отеческую любовь, послав ему теперь Искупителя его, и не только его, но и всего мира.
– «Отрока своего», или раба своего, под каковым наименованием и образом он нередко изображался особенно в последней пророческой речи (гл. Ис.40 и дал.) пророка Исаии (напр. Ис.41 и дал. Ис.44 и дал.). В этом наименовании и образе выражается смиренное, уничиженное состояние еврейского народа, и это смирение или уничижение теперь снова вознесено и прославлено явлением среди него Мессии, чем и засвидетельствовано, что Израиль снова воспринят в божественную любовь. – Это сотворил с ним Бог, «воспомянув милость» или основывающееся на милосердии к Роду человеческому падшему обетование о его искуплении, какие обетования даны были «отцам» или праотцам еврейского народа еще в лице Адама (Быт.3:15), потом с особенной ясностью повторены были «Аврааму» (Быт.12и пар.) и «семени его», т. е. потомству его, повторялись через пророков. Разумеются здесь все пророчества о явлении в мир Мессии в среде Израильского народа.
– «Воспомянув»: образное выражение, означающее не забвение Богом этих обетований, а то, что Он привел в исполнение эти обетования лишь с течением времени, в продолжении коего они оставались неисполненными, как бы забытыми по давности времени.
– «До века»: эта милость Божия, явленная Израилю, а через него и всему человечеству в пришествии к нему Мессии, должна продолжаться вечно, как вечно, на все времена простирается действие искупительных заслуг Спасителя. – Так, пророческий вдохновенный взор Марии обнимает время и вечность действия искупительных заслуг имеющего родиться от Нее Сына Ее Мессии.
 

Толкование на Евангелие от Луки

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Имя

Имя
. В глубокой древности израильтяне именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах, окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах или выражали свои пожелания, соединявшиеся с мыслью о младенце и его будущности (Быт.25:25,29:32-34,30:18,20,23,24,35:181Цар.1:20,4:21; Исх.2:22).

В позднейшие времена, когда язык еврейский заключал в себе уже достаточное количество готовых личных имен, иудеи при наречении новорожденному имени выбирали только из известных имен отца, деда или других наиболее уважаемых сродников (Тов.1:9, Лк.1:59,61). Хотя наречение того или другого имени зависело от родителей младенца, но имели свое влияние на это также родственники и друзья (Руф.4:17, Лк.1:59-61).

В Новом Завете слово имя часто означает характер, веру или учение Христово (Деян.5:41,8:12,9:15).

Выражение на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (Откр.19:16) указывает на древний обычай восточных народов украшать верхнюю одежду князей, сановных лиц и героев различными надписями выражавшими их отличие. Свято имя Его (т. е. Господа), сказала Пресвятая Дева Мария в хвалебной песне при встрече со своей родственницей Елисаветой (Лк.1:49).

Библейская энциклопедия 1891г

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

ст. 49-50 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его;

Всесильный сделал меня великой. Да будет свято чтимо имя Его. Боявшиеся Бога всегда найдут у Него милость.

Объяснение важнейших мест Четвероевангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 49-50 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его

Во второй строфе (2-я половина 48-го стиха – 50-й стих) Мария благодарит Бога за благодеяния, оказанные и Ей и всему человеческому роду.

«Отныне» т. е. с того момента, как Елисавета первая прославила Пресвятую Деву.

«Будут ублажать», т. е. прославлять, восхвалять.

«Все роды», т. е. все грядущие поколения людей.

«Что» – правильнее: «потому что».

«Сотворил Мне величие» – сделал для Меня величайшее, неслыханное дело: Она – Матерь Мессии!

«Сильный». Так называет Она здесь Бога, потому что Он по отношению к Ней проявил Свое необычайное могущество (ср. песнь св. Анны).

«И свято имя Его». Перед этой фразой лучше поставить точку, потому что она представляет начало изображения действий Бога по отношению ко всему человечеству: о Себе Пресвятая Дева уже кончила говорить. «Имя» есть откровение существа и силы Божией. Это – Сам Иегова в Своем обнаружении пред человечеством. Обнаружения эти «святы», т. е. в высшей степени чисты, справедливы, – совершенны все дела Божии.

«И милость Его». Наряду со святостью, т. е. чистотой, праведностью, Мария ставит «милость» или милосердие Божие. Бог не только свят, но и благ, милосерд.

«В роды родов» – по более правильному чтению: «в роды и роды» (εἰς γενεὰς καὶ γενεὰς – по нашему греческому тексту εἰς γενεὰς γενεῶν – до самых отдаленных поколений), т. е. передается от одного поколения к другому. Господь милостив к отцам, к детям, внукам и т.д.

«Боящимся Его». Впрочем, Бог милостив к людям до тех пор, пока они боятся Его. Страх пред Богом это то же, что благочестие.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 49-50 яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его: и милость Его в роды родов боящымся Его

Сотвори Мне величие, Сильный, т. е. Всемогущий Бог удостоил Меня великой чести – быть Материю Своего единородного Сына – Спасителя мира. Свято имя Его, т. е. Свят Бог: имя Божие нередко употребляется вместо Самого именуемого – Бога. При приближении к Себе Бога, Пресв. Богородица особенно восчувствовала и поняла святость Его. В пророческом воодушевлении Пресв. Дева говорит о событиях, имеющих еще совершиться, как уже о совершившихся: сотвори (Лк. 1:51), расточи (Лк. 1:51), низложи (Лк. 1:52) и пр. Милость Его, – милосердие Божие к грешным людям, в роды родов – от поколения к поколению, от отцов к детям, от предков к потомкам, навсегда. (К) боящимся Его, т. е. к благочестивым, добродетельным людям: страх Божий, это – боязнь, опасение, как бы не оскорбить Бога преступлением Его заповедей.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka