Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Евангелие от Луки 1:59
В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
Святые отцы
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 57-64 Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
Дева пребыла с Елисаветой около трех месяцев, быть может, потому что поражена была чудом и нуждалась в некотором утешении, какое могла находить в пребывании с Елисаветой; но когда приблизилось рождение, она удалилась.
«Елисавете же настало время родить»; нужно заметить, что о грешниках не говорится - исполнилось время родить, но только там это говорится, где рождающийся праведен. Ибо роды грешников обыкновенно несовершенны и неполны, и лучше бы для них, если б они не рождались.
Почему имя давалось после обрезания? Потому, что прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя. Иначе: обрезание означает отвержение плотских свойств, ибо никто не достоин именоваться воином Божиим и быть вписанным по имени в книге небесной, прежде чем отвергнет и отсечет плотские свойства. Елисавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица. А может быть, Иоанн и сам назначил себе имя; ибо он сообщил матери пророчественный дар. Захария, не будучи в силах объявить им знаками, просит дощечку; и когда он относительно имени дитяти оказался совершенно согласен с женой, все удивились, ибо не было сего имени в родстве их, и никто не мог сказать, что оба они уговорились об этом еще прежде времени. Иоанн - значит благодать Божия; поэтому и отец тотчас получил благодать и пророчествует прежде о Христе, а потом и о сыне.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею
Пришли обрезать: по закону Моисееву (Лев. 12:3), основанному на повелении Божием Аврааму (Быт. 17:9 и дал.), всякий еврейский младенец мужского пола непременно должен быть обрезан. Это было символом завета между Богом и народом еврейским, символом особенного избрания и освящения народа еврейского в особенный собственный Богу народ (Быт. 17:9 и дал.), так что слово необрезанный значило то же, что нечистый, неосвященный, не принадлежащий к обществу верных Израильтян; поэтому даже купленные рабы из язычников, и не евреи, жившие в Палестине и желавшие быть в числе народа еврейского и потому принимавшие участие в церковных празднествах евреев, непременно подлежали обрезанию (Быт. 17:12, Исх. 12:48). — Обрезание совершать повелено было тем же законом на восьмой день по рождении. Вместе с обрезанием обычай повелевал нарекать имя новорожденному младенцу (ср. Быт. 21:3—4). Примечательно, что у многих народов восточных, у которых не было обрезания, наречение имени младенца происходило также на седьмой или восьмой день. Хотели назвать и пр.: был обычай называть сына по имени отца или кого-либо из близких родственников (Тов. 1:9); это первое имя, а потом давали и другое, какое вздумается, заимствуемое большей частью от особенных обстоятельств рождения, или от особенных целей родителей, иногда же, опуская первое, давали только второе — собственное имя. Так, не только хотели назвать, но уже и назвали было (exocXvv) рожденного Елисаветой младенца именем отца его Захарии, и только вмешательство матери воспрепятствовало этому.
Толкование на Евангелие от Матфея
– «Пришли обрезать»: по закону Моисееву (Лев.12:3), основанному на повелении Божием Аврааму (Быт.17:10 и дал.), всякий еврейский младенец мужского пола непременно должен быть обрезан. Это было символом завета между Богом и народом еврейским, символом особенного избрания и освящения народа еврейского в особенный собственный Богу народ (Быт.17 и дал.), так что слово необрезанный значило то же, что нечистый, неосвященный, не принадлежащий к обществу верных Израильтян; поэтому даже купленные рабы из язычников, и не евреи, жившие в Палестине и желавшие быть в числе народа еврейского и потому принимавшие участие в церковных празднествах евреев, непременно подлежали обрезанию (Быт.17:12. Исх.12:44. Исх.12:48). – Обрезание совершать повелено было тем же законом на «восьмой день» по рождении. Вместе с обрезанием обычай повелевал нарекать имя новорожденному младенцу (ср. Быт.21:3,4). Примечательно, что у многих народов восточных, у которых не было обрезания, наречение имени младенца происходило также на седьмой или восьмой день.
– «Xотели назвать» и пр.: был обычай называть сына по имени отца или кого-либо из близких родственников (Тов.1:9); это первое имя, а потом давали и другое, какое вздумается, заимствуемое большей частью от особенных обстоятельств рождения, или особенных целей родителей, иногда же, опуская первое, давали только второе – собственное имя. Так, не только хотели назвать, но уже и назвали было (ἐχα’λυν) рожденного Елисаветой младенца именем отца его Захарии, и только вмешательство матери воспрепятствовало этому.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Имя
Имя. В глубокой древности израильтяне именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах, окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах или выражали свои пожелания, соединявшиеся с мыслью о младенце и его будущности (Быт.25:25,29:32-34,30:18,20,23,24,35:18; 1Цар.1:20,4:21; Исх.2:22).
В позднейшие времена, когда язык еврейский заключал в себе уже достаточное количество готовых личных имен, иудеи при наречении новорожденному имени выбирали только из известных имен отца, деда или других наиболее уважаемых сродников (Тов.1:9, Лк.1:59,61). Хотя наречение того или другого имени зависело от родителей младенца, но имели свое влияние на это также родственники и друзья (Руф.4:17, Лк.1:59-61).
В Новом Завете слово имя часто означает характер, веру или учение Христово (Деян.5:41,8:12,9:15).
Выражение на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (Откр.19:16) указывает на древний обычай восточных народов украшать верхнюю одежду князей, сановных лиц и героев различными надписями выражавшими их отличие. Свято имя Его (т. е. Господа), сказала Пресвятая Дева Мария в хвалебной песне при встрече со своей родственницей Елисаветой (Лк.1:49).
Захария
Захария (воспомянутый Господом) (Лк.1:5) – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в I главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечей Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие, Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие.
Обещанный сын родился, и, когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом – как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн – имя его, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле.
Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу (Лк.1:68-79), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
(церк-сл.) И бысть во осмы́й день, приидо́ша обре́зати отроча́, и нарица́ху е́ и́менем отца́ его́, Заха́рию.
Пришли люди, которые обычно занимались этим. И нарицаху именем отца его. При обрезании давалось новорожденному имя, при выборе имени уважалось мнение людей, приглашенных для совершения обрезания. Они на этот раз думали и советовали назвать младенца Захариею.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею
Те же родственники и друзья явились в дом Захарии, чтобы присутствовать при торжестве обрезания его новорожденного сына. (Об обрезании см. комментарии к Быт.17:10–12.) Родственники настаивали на том, чтобы при обрезании младенцу было дано имя отца, как напоминание о том, что Бог наконец вспомнил о своих верных рабах, которые так долго томились в ожидании детей (имя Захария значит «Бог вспомнил»).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 59-60 И бысть во осмый день, приидоша обрезати отроча, и нарицаху е именем отца его, Захарию. И отвещавши мати его рече: ни, но да наречется Иоанн
Обрезание было знаком завета между Богом и еврейским народом, знаком избрания и освящения сего народа в особенный, принадлежащий Богу, народ ((Быт. 17:9) и дал.), так что слово «необрезанный» значило нечистый, неосвященный и не принадлежащий к обществу верных израильтян. Закон о обрезании получил свое начало при Аврааме, первом патриархе еврейского народа, и повторен был всему сему народу чрез Моисея (Дев. 12:3). Духовное значение обрезания было следующее: в предшествующем ему состоянии оно означало нечистоту и порчу человеческой природы, а с совершением его – исправление и освящение чрез имевшего родиться Мессию, – внутреннее обрезание, т. е. умерщвление плотского, греховного и; рождение духовного, святого человека (Зап. на кн. Быт.). В новом завете обрезание заменено крещением. Обрезание совершали в доме родителей и опытные лица, которых назначал глава священников. Оно происходило в 8-й день по рождении, и в это же время нарекалось имя младенцу (Быт. 21:3-4). Этот день обыкновенно служил семейным праздником, на который приглашались соседи и родственники. Такой семейный праздник был и в доме Захарии в 8-й день по рождении сына. Нарицаху е (хотели назвать его) именем отца его. Обыкновенно нарекал имя отец, вероятно, по примеру древних праотцев (Быт.5), но в настоящем случае, при немоте Захарии, явилось недоумение: как назвать новорожденного? По древнему обычаю, дети нарекались именем отца или кого-либо из ближайших родственников (Тов. 1:9), и потому хотели было назвать сына Захариина именем самого отца. Когда же услыхала об этом Елисавета, которая знала или по внушению Духа Св. (Феоф.), или по предварительному письменному объяснению Захарии, какое должно быть имя ее младенцу, то сказала: ни, да наречется Иоанн (нет, а назвать его Иоанном).