Скрыть
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного. «Оба были уже в летах преклонных» и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая восхождения в сердце (Пс. 83, 6) и имея жизнь как день, а не ночь, поступая благоприлично как во свете (Рим. 13, 12. 13).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

«Праведны пред Богом»: вели высоконравственную жизнь, были святы. Этой праведности или святости, т. е. высокого нравственного совершенства, достигли они тем, что точно, «беспорочно», то есть неопустительно исполняли заповеди и уставы закона Господня, данные народу еврейскому через Моисея и пророков. Без сомнения, это не было с их стороны лишь внешним одним исполнением закона, без внутреннего духа любви и благочестия, каковое внешнее исполнение не делает правым человека перед Богом (как, например, Апостол Павел свидетельствует о себе, что он до своего обращения «по правде законной был «непорочен», но, однако же, не был в то время прав или праведен перед Богом, а был гонитель. – Флп.3:6). Нет, видно праведность Захарии и Елисаветы основывалась на внутреннем благочестии, коего внешним только выражением было непорочное исполнение заповедей и уставов Господних; это была «истинная праведность» (Евф. Зигаб.) не пред людьми, но пред очами Божиими (ср. Быт.7:1. Деян.8:21).
 «У них не было детей»: праведное исполнение закона, казалось, должно было привлечь на них особенное благословение Божие, внешним выражением которого было у Иудеев, между прочим, обилие детей и потомства; но у Захарии и Елисаветы детей не было, что, по-видимому, служило выражением немилости Божией к ним, на самом же деле было, как видно, испытанием их веры, для большего укрепления ее и возвышения их праведности, по которой они сподобились быть родителями Предтечи Господня.
– «Были уже в летах преклонных»: то есть в таких, когда уже, по законам естественного человеческого плодородия, им нельзя было ожидать рождения детей и они должны были отложить всякую надежду иметь потомство, что так горько было для всякого еврея, тем более благочестивого, ожидавшего пришествия Мессии.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных

Супруги не имели детей, что у евреев считалось очень большим несчастием, так как служило знаком немилости Божией (Втор.28:18). В настоящем случае это, впрочем, как оказалось, не было делом немилости Божией, а, вероятно, служило к тому, что родившийся на старости лет у Захарии и Елисаветы младенец должен был стать предметом их нежнейших попечений, как некогда Исаак стал таким предметом для своих родителей – Авраама и Сарры. Кроме того, что Елисавета доселе была бесплодна, и сам возраст обоих супругов (προβεβηκότες ἐν ταῖς ἡμέραις – «в летах преклонных») не давал вообще надежды на получение детей. И тому и другому супругу было, вероятно, лет по шестидесяти (проф. Богословский, «Детство Господа нашего Иисуса Христа», с. 155).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И не бе има чада, понеже Елисавет бе неплоды, и оба заматоревша во днех своих беста

Не бе има чада (у них не было детей) и пр. Обилие детей и потомства у евреев считалось видимым выражением особенного благословения Божия за благочестие и, наоборот, бездетство служило знаком немилости Божией к грешным людям (Втор. 28:18); так как в ветхозаветное время благочестие тесно соединялось с обилием благ внешних: да благо ти будет и долголетен будеши на земли (5-ая запов.). И вот у Захарии и Елисаветы, несмотря на их праведность, не было детей. Но это было попущено Богом для испытания их веры, подобно как то было с Авраамом и Саррою, – т. е. для того, чтобы еще более укрепить их веру и возвысить их праведность, через что они могли бы удостоиться чести быть родителями Предтечи Христова.

Правда, об испытании веры здесь не говорится, пишет один из толкователей Евангелия (проф. Богосл.), но говорится о физической причине их бездетства – неплодстве Елисаветы и вообще старости обоих (оба были уже в летах преклонныхзаматеревши во днях своих беста); но это – потому и для того, что евангелист поставил себе целью выставить на вид и как можно яснее чудесность события. – Является вопрос: почему Предтече Христову должно было родиться от престарелых родителей? Иоанн Креститель родился так для того, отвечается на это в одном из церковных стихов, чтобы быть истинным Предтечею Того Бога Слова, Который имел родиться от Девы, дабы сии великие события были преславны. «За одним чудом, пишет еще св. Амвросий, долженствовало следовать другое. Необходимо было Иоанну Крестителю родиться от неплодной матери, чтобы люди приготовились видеть рождение Спасителя от безмужной Девы».

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible