Скрыть
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему,

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 76-80 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Кажется странным, что Захария говорит такие слова дитяти, ибо с младенцем, ничего еще не понимающим, не свойственно беседовать. Можно на это сказать, что дитя сие как рождение имело необычайное, - ибо в пришествие Марии оно играло и пророчествовало в утробе, - так ничего нет невероятного, если оно и после рождения понимало слова отца. «Предъидешь, - говорит, - пред лицем Господа», оставив меня вскоре. Ибо Захария знал, что немного спустя он лишится Иоанна, так как сей имеет удалиться в пустыню. Зачем же «предъидеть»? Затем, чтобы «приготовить пути Ему». А пути суть души, к коим Господь приходит. Итак, Предтеча приготовил души к тому, чтобы в них ходить Господу. Как же он приготовил их? Чрез сообщение людям познания о спасении. Спасение есть Господь Иисус. Итак, Иоанном преподано людям познание о спасении, то есть о Христе, ибо Иоанн свидетельствовал об Иисусе. Познание заключалось в отпущении грехов, ибо Господь иначе не был бы и признан Богом, если б не отпускал грехов народу. Ибо отпускать грехи свойственно Богу. А Он простил нам грехи по благоутробию милости, а не за наши дела; ибо мы не сделали ничего доброго, а Он, называемый Восток, призрел на нас свыше. Ибо Он есть Солнце правды и воссиял нам, бывшим во тьме, то есть в грехе. Два зла господствовали над природой человеческой: незнание о Боге, в котором находились язычники, и грех, который имели евреи, хотя и знали Бога. Итак, Он явился природе человеческой, чтобы просветить и «сидящих во тьме», то есть в неведении и безбожии, и сидящих «в тени смертной», то есть в грехе. А грех есть тень смерти в том, думаю, смысле, что как тень следует за телом, так где смерть, там и грех. Например, из того, что Адам умер, ясно, что был и грех. Равно и смерть Христову найдешь не без греха, ибо Христос умер, но за наши грехи. Поэтому грех, всегда сопровождаемый смертью, справедливо называется тенью смерти. Можно и другое сказать на это, и, думаю, мы сказали при изъяснении Евангелия Матфея. Но достаточно ли только воссиять омраченным? Нет; нужно еще направить ноги наши на путь мира, то есть праведности. Ибо как грех есть вражда с Богом, так праведность - мир. Итак, путь мира есть праведный образ жизни, к которому направил стопы наших душ воссиявший свыше Христос. - Отроча возрастало телом и укреплялось духом, ибо с телом возрастало и духовное дарование; и чем более росло дитя, тем более обнаруживались и силы духа, так как орудие (тело) было способно вмещать их. - Для чего Иоанн был в пустынях? Для того чтобы ему жить вне злобы многих и, не стыдясь (ложно) никого, обличать с дерзновением, - ибо если б он был в мире, то, быть может, от сожительства и общения с людьми утратил бы чистоту; - а вместе и для того, чтобы, когда будет проповедовать о Христе, пользоваться полным доверием, как пустыннику и превосходящему других жизнью. В пустынях скрывался он дотоле, когда Бог благоволил явить его народу израильскому.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа – приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего… просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира

Снова слова о совести как пророке, предваряющем в душе Господа. В пустыне жизни совесть звучит, как суровый пророк-обличитель… И зовет она к Богу… и как бы предыдет она пред лицем Господа, чтобы приготовить путь Ему, путь, облегчающий приход Господа к душе. А уготовление пути одно – надо убрать с пути все препятствия: нагромождение самости, грязь порока, колеи страстей, рытвины падений… Надо сделать гладким в душе путь Господа, убрав с него все препятствия греха… И тогда придет Господь… И тогда совершится чрез Господа спасение души. Значит, голос совести без устали внушает душе, что ее задача – освободиться от греха, потому что спасение души придет только чрез прощение грехов ее. Но вместе пусть знает душа, что по ее греховной расслабленности она может освободиться от греха лишь «по благоутробному милосердию Бога нашего». Своих сил освободиться от греха и спастись у нее нет. Пусть ее собственные усилия только утвердят ее в мысли о своей полной ничтожности и необходимости ради спасения всецело отдаться Господу. Господь же Своим приходом в душу устранит ее греховную немощь, приведет в порядок расстроенные душевные силы, и вместо греховного разброда их в душе водворяется мирность, слаженность в служении Богу всеми способностями души. И крепнут «ноги» человека и утверждаются на мирном пути к Богу, на Божием пути жизни. Так завершается пророческое служение совести. Душа познала свое ничтожество и всю свою худость… Душа позвала Бога и отдалась Ему… Душа очищена Господом и утверждается на пути служения Ему…

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их

«И ты, младенец» и пр.: «переходит с пророчеством и к сыну своему Иоанну» (Евф. 3игаб.).
– «Наречешься»: т.е. будешь (ст. Лк.1:32), и таковым будут почитать тебя люди.
– «Пророком»: чрезвычайным посланником Божиим, который по особенному вдохновению божественному должен возвещать волю Божию людям, непосредственно ему сообщаемую от Бога.
– «Всевышнего», т. Бога (ср. ст. Лк.1:32).
– «Ибо предыдешь» и пр.: ближе определяется частнейшее предназначение Иоанна при его пророческом служении (ср. ст. Лк.1:17).
– «Пред лицем Господа», т. е. Иисуса Христа, Бога воплотившегося.
– «Приготовить пути» (ср. Ис.40:3; Мал.3:11 и прим. к Мф.3:3 и Мк.1:2).
– «Дать уразуметь» и пр.: разъяснить и внушить народу, что наступает Царство Мессии и «спасение» народа и мира, через прощение грехов при покаянии. С такой именно проповедью о покаянии и явился предтеча Христов Иоанн, когда пришло время (Мф.3:1 и дал. и парал., ср. прим.).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 76-77 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их

От Мессии взор Захарии переносится на Его Предтечу, который должен подготовить путь к установлению теократии во всем ее объеме.

«И ты» – правильнее: «но и ты». Здесь Иоанн противополагается Мессии, о Котором шла речь выше.

«Младенец», т. е. теперь ты только слабый младенец.

«Наречешься пророком Всевышнего», т. е. будешь посланником Бога.

«Пред лицем Господа» (см. стих 17), т. е. пред Богом.

«Приготовить пути Ему» (см. Мк.1:2–3).

«Дать уразуметь...» В этом – цель «приготовления путей» и вместе конечная цель «хождения» Иоанна «пред Господом».

«Спасение» (см. стих 71).

«В прощении грехов их». Обыкновенно это выражение рассматривают как пояснение к словам «уразуметь спасение» (γνῶσιν σωτηρίας) и соединяют их с предшествующим предложением союзом «что» (Богословский, с. 303). Таким образом, выходит, что Захария здесь понимает спасение как прощение грехов. Но такое объяснение является слишком неожиданным: выше спасение понималось как политическое (стихи 70–71). Поэтому лучше понимать этот стих так: Иоанн даст знать народу, что пришло обетованное спасение и даст знать об этом через крещение, в которое будет положено начало прощению грехов народа. Народ будет обращаться с раскаянием к Богу, слушая проповедь Иоанна, и получаемое им прощение грехов будет свидетельствовать о наступлении Мессианского времени.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися: предъидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его

Здесь св. Захария пророчествует о своем сыне, Предтече Мессии. Высказывает он пророчество свое словами Архангельского о нем благовестия и словами пророков Исаии и Малахии (Лк. 1:37; Ис. 40:3; Мал. 3:1). Наречешися, т. е. будешь (Лк.1:32).

Пророк Вышняго, т. е. будешь особенным посланником Божиим, чтобы по Божественному вдохновению возвещать волю Божию людям. Предъидеши (Чит. объясн. (Лк. 1:17)). Пред лицем Господним, т. е. пред Господом, воплотившимся Иисусом Христом. Уготовати (приготовить) пути. Иисус Христос представляется, как царь, предводитель своего народа (как войска), при возвращении его на родину из плена. У восточных народов было в обычае, когда войско под предводительством царя находилось в поход, посылать вперед вестников, чтобы объявить приближение их, приготовить нужное им, устранить препятствия на дороге, уровнять дороги и т. п. Христос и есть Освободитель человечества из плена греха, проклятия и смерти. Иоанн же Предтеча Его есть вестник, приготовлявший иудеев к принятию Мессии.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible