Скрыть
и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-40 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем

Саддукеи, в своих измышлениях утверждаясь на слабом основании, не верили учению о воскресении. Предполагая, что по воскресении будет телесная жизнь, они, естественно, заблуждались. Поэтому, осмеивая учение о воскресении как нелепое, они выдумывают настоящий безрассудный рассказ. Но Господь опровергает их основание и объявляет, что там не телесная жизнь. А вместе с этим слабым основанием и предположением разрушает и учение их, сказав: вы заблуждаетесь, не зная Писаний и превратно толкуя их смысл. «Чада века сего», то есть рождающие и рождающиеся в мире сем, женятся и посягают, то есть выходят замуж. А сыны того века ничего такого не делают, ибо и умирать не могут; поэтому нет там и брака, а жизнь ангельская, божественная. Здесь потому и брак, что есть смерть, и потому смерть, что есть брак. А там, когда упразднится смерть, какая нужда в браке? Ибо брак установлен в помощь смертности и в восполнении недостатка. А где нет никакого недостатка, там какая нужда в восполнении? «Ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии». Почему? Потому что суть сыны воскресения. Слова сии такой имеют смысл: Я, - говорит, - назвал их сынами Божиими потому, что в рождении их не усматривается ничего телесного, но все божественное. Ибо в воскресении не предшествует ни соития, ни семени, ни утробы, ни зачатия, но тела наши рождает Бог известным Ему способом. Поскольку же в воскресении действует Бог, то возрождающиеся от воскресения справедливо называются сынами Божиими. - К умозаключению Господь присовокупляет и свидетельство от Писания. Моисей говорит, что Бог сказал ему из купины: «Я Бог Авраама» и прочее (Исх. 3, 6). Если бы патриархи навсегда уничтожились и не были живы пред Богом по надежде воскресения, то Он не сказал бы: «Я есть», но «Я был». Ибо о вещах поврежденных и потерянных мы обыкновенно говорим: я «был» хозяином такой-то вещи. А теперь, когда Бог сказал: «Я есть», Он показал, что Он есть Господь и Бог живых, а не уничтожившихся совершенно. Ибо хотя они и умерли, но надеждой воскресения живы, подобно как и Адам хотя и жив был, однако ж, был смертен, и о нем говорится, что он умер в то самое время, как вкусил от запрещенного плода. Когда таким образом саддукеи были пристыжены, книжники, довольные победой над ними, одобрили Иисуса как соперника их.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал

Изложение вопроса саддукеев и ответа на него Господа у ев. Луки также совершенно одинаково с изложением этого у первых двух евангелистов; лишь некоторые выражения в ответе заменены другими подобными: см. Мф.22:23–33. Мк.12:18–27 и прим.
– «Моисей показал, когда назвал» и пр.: показал – собственно – протолковал (ερμη’νευσε), т. е. написал в книге своей слова Иеговы, сказанные ему при купине (Мк.), где Бог называет себя Богом праотцев еврейского народа. Сам Моисей, которого законов вы держитесь, вслед за откровением ему от Бога, назвал его Богом Авраама, Исаака и Иакова.
– «Некоторые из книжников» и пр.: вероятно не из секты саддукеев, самолюбие которых едва ли дозволило бы восхвалить Господа вслух за его премудрый ответ. Вероятно, это были некоторые из фарисеев, которые, кажется, несмотря на то, что вместе с саддукеями искушали Господа, не без удовольствия увидели, что противная им секта потерпела посрамление (ср. Мф.22 и прим.). Евангелист Марк упоминает, что книжник, спрашивавший Господа после этого, увидел, что Господь хорошо отвечал саддукеям (Мк.12:23), и после еще вслух выразил Ему свое одобрение (Мк.12:32). – Может быть, об этом самом книжник, вместе с другими одномысленными ему, и Лука говорит, что они, после ответа Господа саддукеям, сказали Ему: «Учитель, ты хорошо сказал». Так премудро Господь из Писания доказал действительность воскресения мертвых, что самые враги Его отдали Ему честь в этом случае.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-38 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы

Ответ на вопрос саддукеев евангелист Лука передает согласно с Марком (Мк.12:18–27; ср. Мф.22:23–33).

«Пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение» (стих 27) – правильнее: «отвергающие воскресение» (это определение к слову «некоторые»). Отсюда видно, что только некоторые саддукеи отвергали воскресение мертвых.

«Чада века сего» (стих 34), т. е. люди домессианского периода.

«И умереть уже не могут» (стих 36) – правильнее: «ибо также они умереть более уже не могут» (οὐδέ γάρ ἀποθανεῖν έτι δύνανται). Бессмертием воскресших, их неумиранием, исключается брак между ними (но не различие полóв), так как брак необходим только там, где существует смерть (блж. Феофилакт).

«Ибо они равны Ангелам». Это основание, почему они не будут умирать. Не будут умирать они в силу изменения, которому подвергнется их природа, ибо равенство или сходство с Ангелами состоит в высшей, переставшей быть грубою, плотскою, телесности. Эта телесность не будет подчиняться смерти.

«И суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». 3десь другое основание бессмертия будущей жизни. Люди станут сынами Божиими – не только в нравственном смысле, как любимы Богом дети, а в высшем, метафизическом, – будут иметь в себе высшую божественную жизнь, божественную славу (Рим.8:17), которая (жизнь) вечна по своей природе.

«Будучи сынами воскресения», т. е. через воскресение восстав к новой жизни.

«Моисей показал при купине» (стих 37). Слово «показал» (ἐμήνυσεν, у епископа Михаила ошибочно прочитанное как ἑρμήνευσεν – истолковал) обозначает возвещение сокрытого (Ин.11:57; Деян.23:30). Господь упоминает о Моисее прежде всего потому, что на Моисея ссылались Его совопросники (стих 28).

«Ибо у Него все живы» (стих 38), т. е. все – которых Он Бог – Ему живы. Если они и умершие, то для людей, по отношению к людям, но не в отношении к Богу. Таким образом, будущее воскресение умерших является естественным и необходимым завершением того жизненного состояния, в котором находятся умершие до страшного суда.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 34-38 И отвещав рече им Иисус: сынове века сего женятся и посягают: а сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают: ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове суще. А яко востают мертвии, и Моисей сказа при купине, якоже глаголет Господа Бога Авраамля и Бога Исаакова и Бога Иаковля: Бог же несть мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть

У еванг. Матфея и Марка тут прибавлено: этим ли вы приводитесь в заблуждение, не зная Писания, ни силы Божией? (Мк. 12:24, Мф. 22:29) т. е. вы, не ведуще (не зная) Писания, полагаете, будто бы порядок вещей и в загробной жизни будет такой же, какой в настоящей земной, и там будут жениться и выходить замуж; тогда как в ветхозаветном Писании нигде не говорится о том, чтобы в воскресении продолжался именно такой же порядок. Саддукеи сами выдумали такое учение Господь и говорит им, что в загробной жизни, когда тела будут духовны, и когда не будет продолжения рода, установится совершенно другой порядок: сподобльшиися век он улучити (достигнуть того века) и воскресение, еже из мертвых, ни женятся, ни посягают (ни замуж не выходят), и пр. Вы не знаете, силы Божией, т. е. того, чтобы Бог, по Своему всемогуществу, не мог воскресить истлевшее и превратившееся в землю тело. Господь, обличая саддукеев в этом неведении, затем говорит, что в Писании есть прямое указание на действительность воскресения: А яко же востают (что воскреснут) мертвии и пр.

Св. Златоуст так пишет, объясняя эти слова: «Бог не есть Бог несущих и совершенно уничтожившихся, которые уже никогда не воскреснут. Ибо не сказал о Себе: Я был, но сказал: Я есмь Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти; так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения.» При сем св. Златоуст же замечает: «Господь смотрит не только на вопрос, но и на самые мысли вопрошающих. Когда вопрошают Его не с злым намерением, но по неведению, то Он в ответе Своем более сообщает, нежели сколько требовалось на вопрос; а когда одна злоба внушает вопросы, то не отвечает и на то, о чем спрашивают».

«С другой стороны, пишет Иннокентий Херсонский, Господь вероятно видел возможность вывести некоторых саддукеев из их заблуждения; посему не удовольствовался одним опровержением возражения, а присовокупил с Своей стороны весьма убедительное доказательство бессмертия». Есть в Писании ветхого завета и другие ясные места относительно воскресения мертвых (напр. Дан. 12:2; Ис. 26:19); но Господь указывает только на одно из книги Моисея, так как саддукеи не принимали других священных книг, кроме Моисеевых (Лк.20:27). У еванг. Марка тут прибавлено: и так вы весьма заблуждаетесь (Мк. 12:27). Это – Господь еще повторяет, что Саддукеи впадают в весьма великое заблуждение, когда не понимают высокого богодухновенного учения Писания о бессмертии человека, хотя и считают себя глубокомысленными.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible