Скрыть
Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Святые отцы

Прочие

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 39-44 … Некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня..? Итак Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? …И множество народа слушало Его с услаждением

Во все века «книжники» ставили вопрос о Христе и разрешали его в духе иерусалимских книжников. Во все века маленькая мысль маленьких «книжников» всё добивалась «разумно», критически подойти ко Христу и раскрыть, разоблачить до конца «загадку» о Христе. Во все века человеческий умик изощрялся сделать новенькое карточное построение, которое бы в корень изничтожило почитание Христа. Каждая эпоха и всякий представитель ее из «книжников» подходил к задаче разрушения Христа, как Бога, со своей меркой. Это была условная, крайне ограниченная мерка данного отрезка времени: мерка господствующих взглядов и даже настроений, мерка направления науки, философии, и во всех случаях это была «кривая» мерка личного морального уровня «книжника». Христос же несокрушимо стоит у мира, вечно бессмертный Источник одной правды и света. Он стоит у мира как Источник всякой жизни, как зовущий и любящий Отец и вместе как нелицеприятный Судия. И доныне верно слово: «слушали Его с услаждением». Доныне и вечно чистые души будут тянуться к Нему… Они льнут к Нему в радости и горе, потому что земля не может вместить большей радости и утешить горя. А Он один дает успокоение душе и счастье… Христос стоит и будет стоять вечно – бессмертный, влекущий.

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов? а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? 

Вопрос Господа о Мессии – чей Он Сын – изложен у ев. Луки совершенно одинаково с Евангелиями от Матфея и Марка. См. Мф.22:41-46. Мк.12:35-37 и прим.
– «Не смели спрашивать Его»: по сказанию евангелистов Матфея и Марка, после посрамления саддукеев, один книжник спрашивал Его еще о большей заповеди в законе (Мф.22:35-40. Мк.12:28-34) и затем уже ев. Марк замечает, что после этого уже никто не смел спрашивать его, ев. же Матфей делает то же замечание после речи Господа – чей Он Сын. Так как ев. Лука опускает разговор Господа с книжником о большей заповеди в законе, вопрос же Господа о Христе вызван не совопросниками Его, а предложен Им самим, то ев. Лука замечание, что не смели спрашивать Господа, и помещает после ответа Его саддукеям на вопрос о воскресении.
– «Как же Он Сын ему?» Ев. Лука ничего не говорит о впечатлении, произведенном на слушателей вопросом Господа, но его сказание в этом случае восполняют евв. Матфей и Марк: первый говорит, что никто не мог отвечать Ему ни слова, а последний, что множество народа слушало Его с услаждением.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 39-47 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение

«Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди (Мк.12:32). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше (Лк.10:25 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился.

«И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка (Мк.12:34).

«Как говорят…» (стихи 41–44). (См. Мк.12:35–37).

«И когда слушал весь народ…» (стихи 45–47). (См. Мк.12:38–40). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 40-44 Ктомуже не смеяху Его вопросити ничесоже. Рече же к ним: како глаголют Христа Сына Давидова быти? Сам бо Давид глаголет в книзе псаломстей: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ногама Твоима. Давид убо Господа его нарицает, и како Сын ему есть

Этот вопрос, поставивший книжников в большое затруднение, находится и в Евангелиях Матфея (Мф. 22:41-46) и Марка (Мк.12:35-37), и ев. Лука излагает его почти в одних и тех же словах, что и у них. Он дан был Господом фариееям и саддукеям после их вопросов Ему о дани Кесарю и воскресении мертвых и после того, как они, услышав поразительные ответы Господа, как замечает еванг. Лука, умолкли, – не смели спрашивать Его ни о чем (Лк. 20:40). Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фариееям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец, знал, что фарисеи предлагали ему вопросы с затаенною мыслию: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом.

Кого глаголют и пр. Иисус Христос предложил фариееям и саддукеям вопрос о происхождении Мессии для того, чтобы обличить несостоятельность их понятий о личном достоинстве Мессии. Фарисеи называли Христа сыном Давидовым сообразно обетованиям о Мессии, которые даны были царю Давиду и подтверждены впоследствии времени (2Цар. 7:14 и дал.); но не признавали в Нем божественного достоинства, они опускали это из внимания. Вы, книжники так думаете о Мессии, а между тем, – Сам Давид глаголет (говорит) в книзе Псаломстей, по Матфею, по вдохновению, а по Марку, Духом Святым и пр. следовательно, истинно, непреложно. Сказал (рече) Господь Господу Моему и пр. Слова эти взяты из 109 псалма (Пс. 109), где изображены могущество и вечная слава Христа Спасителя мира. Сказал Господь т. е. Бог Отец (Иегова) Господу Моему, т. е. имеющему воплотиться ради спасения мира, Сыну Своему Иисусу Христу. Седи одесную – по правую руку – Меня. Сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сидящего. (Чит. Мф. 20:21; 1Цар. 20:25; Пс. 109:1). Седи одесную Меня, т. е. разделяй со Мною царский престол, царствуй со Мною. Положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Эти слова указывают могущество Мессии, господство Его над всеми врагами и вместе над всем миром (Пс.2:9; Евр.10:13).

Св. Златоуст замечает, что Господь произнес слова о поражении врагов Мессии для того, чтобы устрашить фарисеев – что если они не признают Его за истинного Мессию, то и им грозит участь врагов Мессии, о которой говорит пророк. Давид Господом называет Его и пр. Т. е. если Мессия должен быть только простым потомком Давида, как вы иудеи думаете, то как же Давид мог назвать Его своим Господом? Мог ли напр. Авраам назвать Исаака, Иакова или хотя того же Давида своим Господом? А если Мессия был Господом Давида, и если Он уже существовал тогда, когда Давид писал о Нем, то простой ли Он Его потомок, а не воплотившийся ли Сын Божий?

Еванг. Лука ничего не говорит о впечатлении, произведенном собственно на слушателей вопросом Господа, но Марк замечает, что множество народа слушало Его с услаждением (Мк. 12:37). Тогда как начальники и руководители народа, первосвященники и книжники, или издевались над учением Христа, которое Он проповедывал, или силились уловить Его на словах и погубить, простой народ чувствовал, что в учении Христовом преподается истина, и услаждался сим учением, хотя многого из оного не понимал. Народ видел, как Господь обнаружил невежество считавших себя учеными и многознающими, книжников и учителей, и потому возымел к Нему еще большую расположенность и уважение.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible