Скрыть
и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

Святые отцы

Прочие

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Ст. 1-3 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила

О положившей две лепты

В делах житейских желание чего-либо не сопровождается непременно и возможностью; потому что дела великие превышают личные силы людей. В делах же духовных тем, кто на что-либо произволяет, дается сила; потому что все по мере сил совершаемое с успехом оказывается достигающим небес. Посему жена-вдовица, положившая две лепты в священную сокровищницу, воспевается как превзошедшая всех царей и цариц; ибо Судия увенчал не то, что ею вложено, но ее произволение, которым она посвятила Богу все свое достояние.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу

См. толкование на Мк.12:41

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-4 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание свое, какое имела. Было священное сокровище, уделяемое боголюбивыми, которое употребляли на поделки и поправки в храме, и вообще на украшение храма и на пропитание бедных. Но в последнее время священники и это сокровище обратили в торговые обороты, разделяя оное между собой, а, не употребляя на то, на что определено оно первоначально. - Господь вдовицу хвалит больше всех прочих, потому что она от скудости своей повергла все свое состояние. Ибо две лепты, по-видимому, и ничтожны, но у кормившейся милостыней они составляли весь живот: ибо вдовица была нищая. Итак, Господь воздает награду, обращая внимание не на то, сколько дается, а на то, сколько остается. В домах богачей, принесших немногое и невеликое, оставалось гораздо больше, а у ней дом весь опустел, и в нем ничего не осталось. Поэтому поистине она достойна похвалы большей, нежели те. - Некоторые думали, что под «вдовою» можно разуметь всякую душу, отказавшуюся от прежнего мужа, то есть Ветхого Закона, но еще неудостоившуюся соединиться с Богом Словом, и что она вместо залога приносит тонкую и возможную для нее веру и добрую совесть. Ибо с верой нужно приносить и добрую совесть, то есть жизнь беспорочную. И кто с ними приходит к Богу, тот, кажется, полагает больше всех тех, кои богаты учением и обилуют языческими добродетелями.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила

Люди бедные! Не стыдитесь бедных своих приношений в дар Богу. Он умеет ценить их не по-людски, а по-Божески, праведно.

Дневник. Том II. 1857–1858

Лука Крымский, свт. (†1961)

и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила

Вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, как высоко поставил Господь наш Иисус Христос несчастную нищую вдову, которая пожертвовала на храм две последние свои лепты, всё свое дневное пропитание. Он сказал, что она в церковную сокровищницу больше всех положила, пожертвовала несравненно большее, чем те люди, которые клали туда золото.

Что же, не служит ли эта смиренная вдова, эта нищая женщина примером того, что не должны мы никогда быть скупыми? Конечно, служит: это пример, сияющий миру христианскому уже почти две тысячи лет. Это укор гордым, тяжкий укор всем скупым, всем, кто копит деньги на черный день. Знаем, как много этих скопидомов, этих скупцов потеряли свои сбережения в результате недавней денежной реформы.

Знал я одного старого врача, который держал под матрацем 130 тысяч рублей. Он был еще вполне работоспособен, но когда потерял эти свои 130 тысяч, затосковал смертельно и вскоре умер. И много подобных ему скряг и скопидомов покончили жизнь самоубийством, потеряв свои деньги. Так наказывает Господь скупость.

Скупость — злая страсть; скупость это еще и неверие в Бога — полное неверие. Тот, кто копит деньги на старость, кто спит на деньгах, дрожит над ними, тот не верит в слова Христовы, что мы не должны заботиться о завтрашнем дне, что Господь заботится о всех нуждах наших. И если мы о них не заботимся, денег не копим, все свои излишки раздаем нищим, если творим дела милосердия, — не оставит нас Господь, всё даст, всех нас пропитает.

Итак, следовательно, у скупых нет веры, скупые чужды милосердия, никому не помогают своими деньгами, не подают нищим, отказывают в милостыне умирающим с голоду; пусть валятся опухшие с голоду люди возле них, они будут спать на своих деньгах, никогда ничего не подадут. Вот тем, кто не творит дел милосердия: не кормит нищих, не одевает раздетых, Господь скажет на Страшном Суде страшные слова: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25:41-43). Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25:45).

Знайте вместе с тем, что творить милостыню можно не только деньгами. Ныне мы празднуем память величайшего праведника Божия — преподобного Серафима Саровского. Кто был беднее его, у кого было меньше денег, чем у него? И тем не менее, смотрите, как безгранично, как беспредельно милосердие, которое изливал он на людей. Это была милостыня не деньгами, а милостыня духовная, та любовь, то сострадание, которое изливал он на людей, приходивших к нему десятками тысяч: это были святые поучения, которые слышали от него люди. Он всех наставлял на путь спасения, он насквозь видел сердца и мысли человека, не ждал, чтобы излагали люди, что мучает их. Он был прозорлив: не ожидал вопроса, сам отвечал на муку душевную, с которой приходили к нему люди. Поток его благодеяний, его духовной милостыни был поистине неиссякаем.

Помните о великом грехе скупости, скряжничества, помните, что скупость свидетельствует об отсутствии твердой веры в Бога, об отсутствии надежды на Него и что подобно тому, как имеются люди, нуждающиеся в милостыне материальной, есть другие, нуждающиеся в милостыне духовной. И за эту милостыню сподобитесь вы видеть в Царствии Небесном великого и святого отца нашего Серафима Саровского.

Спешите идти за Христом. О скупости и о милостыне духовной

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела
 

Сказание ев. Луки о вдовице, положившей в церковную сокровищницу две лепты, совершенно согласно со сказанием об этом ев. Марка, хотя изложение несколько отлично от него. См. Мк.12:41-44 и прим.
– «Увидел богатых»: по сказанию ев. Марка Господь смотрел, как вообще народ клал приношения свои в сокровищницу; в числе клавших были и богатые, была и одна особенно бедная вдова.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-4 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела

Повествование о вдове, положившей в храмовую сокровищницу две лепты, представляет собою почти точное повторение рассказа евангелиста Марка (Мк. 12:41–44).

«Взглянув же». До сих пор Господь вел беседу со Своими учениками. Теперь Он осматривает народ, входивший в храм, и видит вдову.

«В дар» (стих 4) точнее: «в дары» (εἰς τὰ δῶρα), т. е. богатые прибавили от себя к дарам, находившимся в сокровищнице.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

и рече: воистинну глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже

См. Толкование на Лк. 21:01

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О жертвоприношениях в храм

Мф.2:11. Еще новорожденному, младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: злато, ладан и смирну.
Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф.26:10-12; Лк.21:1-4, о чем пророчествовали: Мал.1:11; и Ис.56:7.
 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О жертвоприношениях.
 

Лк.11:42. Здесь осуждается не жертвоприношение само по себе, ибо «сие надлежало делать и того не оставлять», а нерадение о суде и любви Божией. Дар к жертвеннику от человека, примирившегося с ближним, принимается: Мф.5:23-24; Лев.2:4; Лк.21:2-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О жертвоприношении.

Лк.21:1-4. После этих слов Господа, не остается сомнения, что Дары, приносимые в храм, приносятся Самому Богу (ст. 4) и, стало быть, угодны Ему: Мф.26:10-11; Сир.35:7-8; 2Кор.9:7.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible