Скрыть
Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

Святые отцы

Прочие

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XXXV. Почему Лука пишет, что спор [учеников] о том, кто из них больше, случился ранее Вечери (Лк. 9:46–48), а [в другом месте] что и позднее, во время Вечери, когда апостолам было сказано, что не следует спорить о первенстве, и когда Петру [Господь] предсказал отречение (Лк. 22:25, 34)? Матфей же и Марк пишут, что спор о том, кто больше, [случился] ранее Вечери, а второе [т.е. предсказание об отречении Петра] – после Вечери, когда уже Иисус шёл на Гору [Масличную] (Мф. 20:25; Мк. 10:42; Мф. 26:30; Мк. 14:26)?

Разъяснение см. Лк. 9:46

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 21-27 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий

Нет ничего несчастнее души, закосневшей в упорстве. Ибо смотри, что говорит Господь: вот рука предающего Меня со Мною за столом, а безумный не очувствовался. Господь говорит это не только для того, чтобы показать, что Он знает имеющее случиться, но и для того, чтобы явить нам Свою благость и злобу предателя, по которой сей не устыдился быть на Его вечери, а потом не оставил исполнения и своего намерения. Господь также дает нам этим образец, чтобы мы до конца старались о пользе падающих. И «Сын Человеческий, - говорит, - идет, не потому, что будто бы не может защитить Себя, но потому, что Он предназначил Себе смерть за спасение людей. «Но горе тому человеку, которым Он предается». Хотя Ему предназначено пострадать, но ты зачем оказался так зол, что решился предать Его? За то и достанется тебе в удел »горе«, что ты оказался склонным на предательство, так как и змий проклят за то, что он послужил орудием козней диавола. - Услышав сие, ученики смутились. Об этом пространнее узнаешь в толковании на Евангелие от Иоанна (гл. 13). Они смущаются теперь не только подозрением себя в предательстве, но от сего смятения переходят к спору, спорят о том, кто из них больше. До спора о сем они дошли последовательно. Вероятно, один из них говорил другому: ты хочешь предать, а сей опять тому: нет, ты хочешь предать. Отсюда перешли к тому, что начали говорить: я лучше, я больше и подобное. Что же Господь? Он укрощает смятение их двумя примерами. Во-первых, примером язычников, которых они считали скверными, объявляя, что если они будут так думать, то подобны будут язычникам. Во-вторых, Собственным Своим примером, ибо, объяснив, что Он служит им, Он этим приводит их к смиренномудрию. Именно в то время Он, как сказано, разделил им хлеб и чашу. Если Я, Которому поклоняется вся ангельская и разумная тварь, служу посреди вас, то вы как осмеливаетесь думать о себе много и спорить о первенстве? Мне кажется, что Он упомянул об этом возлежании и служении не мимоходом, но чтоб напомнить им, что если вы ели от одного хлеба и пили от одной чаши, то одна трапеза делает вас друзьями и единомысленными. Зачем же вы имеете мысли, недостойные их? Притом и Я не так сделал, чтобы одному послужил, а другому нет, а всем вам равно. Поэтому и вы имейте одни и те же чувствования. Пожалуй, из всего этого ты и то пойми, как ученики были тогда еще несовершенны, а впоследствии так чудно просияли. Да устыдятся манихеи, которые говорят, что некоторые по природе неспособны к обучению, и таковым невозможно перемениться.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.  Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. )Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,  и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,  да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. 

– «Цари господствуют» и пр.: на спор учеников о первенстве Господь отвечал то же отчасти, что говорил в подобном случае и прежде (ст. 25–26), но теперь, соответственно обстоятельствам, присовокупил сильную утешительную речь (ст. 27–30). В мирских царствах, говорит Господь, цари «господствуют» и пр.: см. прим. к Мф.20:25-27.
– «Кто больше, возлежащий» и пр.: см. прим. к Лк.17:8.
– «А Я посреди вас, как служащий»: Господь указывает на совершенное Им только что перед этим умовение ног ученикам (Ин.13 и дал.), в котором особенно выразилось смирение Господа в служении ученикам своим и оставлен образ для последователей Его.
– «Но вы пребыли со Мной»: несмотря на эту слабость человеческую, выразившуюся в споре учеников о первенстве, Господь дает им величайшие обетования, соответственно великому значению и назначению Апостолов и великим подвигам, оказанным уже ими для дела Спасителя.
– «В напастях Моих» (собственно в искушениях – πειρασοις, ср. Лк.4и парал.). Слово это в устах самого Господа указывает на все те искушения – напасти, коим подвергался Он в продолжение своего общественного служения со стороны духа искусителя и состоявших под его влиянием всех противников его.Пораженный Господом на горе искушения, в самом начале общественного служения Христова, дух искуситель оставил Господа «до времени», а не навсегда (Лк.4:13) и вот, по его действию, все время общественного служения Христова было временем искушения то со стороны народных вождей, то со стороны народа, то даже со стороны учеников, часто не понимавших Его и делавших не то, что должно, – так что по слову Апостола Павла, Он искушен был по всему, кроме греха (Евр.4:15; ср. Лк.2:18). И, несмотря на тогдашнюю слабость учеников, они пребыли верны своему Учителю, во всех и всяческих искушениях (кроме Иуды). Это был величайший подвиг их для Господа, хотя всего величия его они тогда еще и не понимали. Они и пребудут с Ним, предвидел Господь, до конца их жизни и не изменят Ему, и вот за это обещает им великую награду
– «Царство», Царство Христово, Царство Мессии, которое Он основывает на земле при посредстве их и которого они будут по сему главными представителями.
– «Да ядите и пиете» пр.: две черты этого царства указываются здесь в отношении к Апостолам, – блаженство их в этом царстве и честь (из чего видно, что царство это здесь, разумеется в его совершении главным образом, как царство славы). Блаженство Апостолов в Царстве Мессии изображается под обычным образом участия их в великой трапезе Царства Божия (см. прим. к Мф.8и парал.); честь же, даруемая им в этом царстве, представляется под обычным также образом восседания их на престолах для суда над народом еврейским (см. прим. к Мф.19:28). «Сказал: «да ядите и пиете», не потому, будто бы там будут яства и будто бы царство Его чувственное, ибо ответом своим саддукеям Он сам научил, что там жизнь ангельская (Лк.20:36). Поэтому, слыша слова: «да ядите и пиете», никто да не соблазнится, но пусть понимает так, что они сказаны применительно к тем, которые пользуются почетом от царей мира этого. Ибо тех, которые разделяют трапезу царя, считают первенствующими над всеми. – Так и об Апостолах Господь говорит, что Он предпочтет их всем» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-26 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий

Господь говорит, что и самого спора о первенстве между апостолами не должно бы подниматься. Искать возвышения над другими свойственно царям-язычникам, а апостолы должны стараться только о том, чтобы услужить друг другу (ср. Мф.20:25 и сл.).

«Владеющие ими» (οἱ ἐξουσιάζοντες) – это не цари, а особые поставленные царями правители.

«Благодетелями» (εύεργέται). Евергетами, как известно, назывались египетские цари ближайшей ко времени Христа эпохи. Этим титулом отмечались особые заслуги этих правителей перед государством.

«Кто из вас больше» – не «кто хочет быть большим», а «кто на самом деле больший».

«Как меньший» – не в смысле «ничтожный», а как «более юный по возрасту» (ὁ νεώτερος), юноша всегда обязан услужить старшим (ср. Деян.5:6, 10).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible