Скрыть
Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

Святые отцы

Прочие

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XXXV. Почему Лука пишет, что спор [учеников] о том, кто из них больше, случился ранее Вечери (Лк. 9:46–48), а [в другом месте] что и позднее, во время Вечери, когда апостолам было сказано, что не следует спорить о первенстве, и когда Петру [Господь] предсказал отречение (Лк. 22:25, [[new:lk:22:34)]]? Матфей же и Марк пишут, что спор о том, кто больше, [случился] ранее Вечери, а второе [т.е. предсказание об отречении Петра] – после Вечери, когда уже Иисус шёл на Гору [Масличную] (Мф. 20:25; Мк. 10:42; Мф. 26:30; Мк. 14:26)?

Разъяснение см. Лк. 9:46 ---- Недоумение XLIII. Почему одни [евангелисты] пишут, что Господь сказал Петру, что тот отречется прежде, чем пропоёт петух, Марк же говорит, что прежде, чем дважды пропоёт петух, он отречётся (Мф. 26:34; Лк. 22:34; Ин. 13:38; Мк. 14:72)?

Разъяснение см. Мф. 26:34

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 28-34 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да идите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня

Сказав, «горе» предающему Меня, и между тем научив их (учеников), что должно быть смиренномудрым, Господь как предающему предназначает в удел «горе», так, напротив, им говорит: вы же те, которые только пребыли вместе со Мной в искушениях Моих; поэтому и вам Я завещеваю воздаяние, то есть договариваюсь с вами, чтобы, - подобно тому как Отец Мой завещал Мне, то есть назначил Мне Царство, - и вы ели и пили за трапезой Моей. Сказал: «да ядите и пиете» не потому, будто бы там будут яства и будто бы Царство Его чувственное. Ибо ответом Своим саддукеям Он Сам научил, что там жизнь ангельская (Лк. 20, 36); и Павел учит, что Царствие Божие не есть пища и питие (Рим. 14, 17). Поэтому, слыша слова: «да ядите и пиете за трапезою Моею», никто да не соблазняется, но пусть понимает так, что они сказаны применительно к тем, кои пользуются почетом от царей мира сего. Ибо тех, кои разделяют трапезу царя, считают первенствующими над всеми. Так и об апостолах Господь говорит, что Он предпочтет их всем. Равно, когда слышишь о сидении на престолах, разумей не престолы, но славу и честь. Ибо из сотворенных и рожденных никто не будет там сидеть. Сидеть прилично Единой Святой Троице, Несозданному и Царю всего Богу, а тварь, как раба, должна стоять, и то мы говорим телесно о сидении и стоянии. «Судить», то есть осуждать тех, кои не уверуют из двенадцати колен. Ибо неуверовавшим израильтянам служат немалым осуждением апостолы, которые и сами суть израильтяне, однако же, уверовали. - Поскольку же предателю Он воздал горем, а им, пребывшим в любви к Нему, предсказал в будущем высокую честь, то, чтобы они не возгордились, как бы совершившие нечто великое, что пребыли в любви к Нему и не предали, говорит: сатана просил, чтобы «сеять» вас, то есть смущать, портить, искушать; но «Я молился». Не думайте, - говорит, - что все это совершенство от вас самих. Ибо диавол напрягает все силы, чтобы отторгнуть вас от Моей любви и сделать предателями. Господь обращает сию речь к Петру, потому что он был и дерзновеннее прочих, и вероятно возгордился обещаниями Христовыми. Поэтому, смиряя его, Господь говорит, что сатана много усиливался против них. «Но Я молился о тебе». Говорит так по человечеству, ибо, как Бог, какую имел Он нужду молиться? Я, - говорит, - молился, «чтобы не оскудела вера твоя». Хотя ты и поколеблешься несколько, но в тебе сохранятся семена веры, и хотя дух искусителя потрясет листья, но корень жив, и вера твоя не оскудеет. «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Это удобно понять, именно: так как Я к тебе первому обратился со Своим словом, то, - после того как оплачешь свое отречение от Меня и придешь в раскаяние, - утверди прочих. Ибо это прилично тебе, который первый исповедал Меня камнем и утверждением Церкви (Мф. 16, 16-18). Но можно относить эти слова не к одним только апостолам, которых должен был утвердить тогда Петр, но и ко всем верующим до скончания века. Петр! Ты, обратясь, для всех будешь прекрасным примером покаяния, и никто из верующих в Меня не будет отчаиваться, смотря на тебя, который, будучи апостолом, отрекся и, однако же, чрез покаяние снова получил свое прежнее значение среди всех апостолов и среди избранников Божиих из всей вселенной. Сатана просил, чтобы сеять тебя и испортить как чистую пшеницу, вмешав в нее грязи, потому что он, по своему обыкновению, завидует тебе в любви ко Мне. Так он поступил и с Иовом. Но я не оставил тебя совсем, чтобы вера твоя не оскудела совершенно. Хотя Я Сам молился за тебя, однако ж ты не падай, но, обратясь, то есть принеся покаяние и слезы, будь и для прочих верующих образцом покаяния и упования. Что же Петр? Полагаясь на сильную любовь, он обещает то, что пока невозможно для него. Но Господь, видя, что он говорит необдуманно (ибо, однажды услышав от самосущей Истины, сказавшей ему, что подвергнется искушению, он не должен был еще противоречить), объявляет ему и вид искушения, именно: отречение. Отсюда мы научаемся той истине, что произволения человеческого недостаточно без помощи Божией. Петр оставлен был ненадолго и, по-видимому, любил даже горячо, однако ж, когда Бог оставил его, запнут был врагом. Равно и помощи Божией недостаточно без соизволения человеческого. Иуда, хотя Господь все сделал для его пользы, не получил никакой пользы, ибо не имел доброго произволения. Итак, содрогнемся при мысли о кознях диавола, как они сильны против небрежных. Вот и здесь, хотя Петр подкрепляем был Богом, однако ж, когда по особенным целям оставлен был, дошел до отречения. Чему же подвергся бы он, если бы не был храним Богом и не было в нем сокрыто добрых семян? Ибо цель у диавола была, чтоб и его довести до предательства; ибо у диавола «роскошна пища», как говорит пророк (Авв. 1, 16). Благодарение же Богу, не оставляющему святых, праведных и добрых сердцем, каков был Петр, нежно любящий и чуждый всякого подозрения относительно Учителя.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,  но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.  Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.  Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. 
 

«Симон! Симон!» и пр.: предречение Господа об отречении Петра евангелисты соединяют не с одними и теми же эпизодами пасхальной вечери, но Матфей и Марк – с одним (Мф.26:30-31; Мк.14:26-27 и дал.), Лука – с другим, Иоанн – с третьим (Ин.13:36-38), ближе к сказанию ев. Луки. Нам кажется вероятнейшим, что Господь не раз повторил предречение об этом отречении, и именно вынужденный настойчивым выражением самомнения Ап. Петра, так как он противоречил Господу «и не однажды только, а дважды, и многажды, ибо так говорит Лука» (Злат. 3, 418).
– «Се, сатана просил» и пр.: предостерегая Ап. Петра от самонадеянности, так неуместной особенно в высших учениках и последователях Христовых, хотя бы она происходила, по-видимому, из доброго источника, Господь указывает ему и бывшим с ним на тайные и страшные из них, особенно для Петра, козни духа злобы, направленные против них, и о которых Он доселе не говорил им.
– «Просил»: времени этого прошения не указывается.
– «Сеять вас как пшеницу»: пшеница, когда ее сеют в решете, кружится, как бы волнуется, и в это время плевелы от нее отделяются и остается чистое зерно. Это сеяние представляется здесь образом искушения нравственно-религиозного состояния Апостолов, производимого духом злобы разными способами, – бедствиями, смущениями, страхованиями, прельщениями и т. п. Сатана просил таким образом подвергнуть испытанию веру или вообще религиозно-нравственное состояние Апостолов, что грозило им конечно величайшей опасностью. Эта просьба сатаны напоминает просьбу его относительно Иова многострадального (Иов гл. 1 и 2). Но Господь молитвой своей всесильной защитил учеников своих, и в особенности Петра, от совершенного падения, хотя и попустил Петру временно пасть, дабы тем сильнее и тверже был он после и утвердил тем и своих собратий и учеников.
– «Молился о тебе»: хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь молился особенно о Петре, ибо ему более всех грозила опасность, как более пылкому, и решительному и более могучему врагу сатаны. «Если сатана просил сеять всех, то для чего Христос не сказал: Я молился за всех? Не очевидно ли, что Он обращает слово свое к Петру, дабы тронуть его и показать, что его падение опаснее падения прочих и требует большей помощи»? (Злат. 3, 416–417).
– «Да не оскудеет вера твоя»: вера – как основа всей нравственной устойчивости человека, частнее – как верность ученика Учителю или нравственная привязанность к Нему. В ней сила противостоять всякому искушению, всякому испытанию со стороны духа злобы. Если бы она ослабела, то окончательное падение было бы неизбежно.
– «Некогда, обратившись»; словом – «обратившись» указывается на падение, на отречение. Петр действием духа злобы доведен будет до того, что падет, но в то же время предсказывается, что он восстанет, обратится. «Хотя ты и поколеблешься несколько, но в тебе сохранятся семена веры, и хотя дух искуситель потрясет листья, но корень жив, и вера твоя не оскудеет» (Феофил.).
– «Утверди братьев твоих»: и ученики подвергнутся искушению и ослабеют, но обращением Петра утвердятся. 
Петр обратился тотчас, как только пал; горьким плачем начал он это свое обращение и – вся последующая жизнь его служит доказательством искренности этого обращения от искушения духа тьмы. Как он, обратившись, утверждал в вере и силе духа братию свою, показывает нам книга Деяний Апостольских, из которой видно, что он особенно вначале являлся первым между Апостолами, руководителем действий их и необоримо сильным среди сильных защитников истины Христовой.
– «С тобою я готов и в темницу и на смерть»: может быть, намек на его падение и обращение сильно воздействовал на Петра, пламенная душа которого никак не вмещала мысли об отпадении от Христа. С обычной ему решимостью и горячностью он уверяет, что готов претерпеть с Господом всякие мучения и принять смерть. Темница – как символ всякого рода опасностей и бедствий; смерть разумеется насильственная. Выражение значит: на все готов.
– «Но Он сказал» пр.: см.прим. к Мф.26:34; Мк.14:30. Это первое предречение Петру.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня

(См. Мф.26:34).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible