Скрыть
И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 35-38 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно

Господь, в начале проповеди посылая учеников по селениям и городам, повелел им не брать лишнего, не носить с собой ничего даже нужного и ни о чем не заботиться, И в этом случае они должны были познать Его силу. Ибо Сам заботясь о них, как о слабых, Он устроял так, что и без их заботы в обилии текло к ним все нужное. А теперь Он повелевает противное, не противореча впрочем Себе, но, объявляя им, что доселе Он ухаживал за ними как за детьми и не заставлял их ни о чем заботиться, а отселе они должны считать себя возмужалыми и заботиться сами о себе. Я, - говорит, - заботливый Отец ваш, отхожу уже. Отселе примите сами на себя заботы о своих делах, а не возлагайте всего на Меня; ибо дела ваши будут не таковы, как были легки и не трудны, но вы подвергнетесь и голоду, и жажде, и многим бедствиям. На это намекает словами о мешке, суме и мече. Поэтому будьте бодры, так как вы имеете алкать и нуждаться в пище, на что намекает «сумой», и мужественны, так как впадете во многие опасности, на что указывает «меч». Говорит это, конечно, не для того, чтобы они носили с собою мечи, но чтоб, как я сказал, объявить о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми. Чтобы потомки не подумали, что апостолы ничего от себя не принесли для благочестия, но все было от Бога, Господь говорит: нет, да не будет так. Ибо Я не хочу пользоваться Моими учениками, как бездушными орудиями, но требую, чтоб они приложили и то, что могут сами от себя. И действительно, ты найдешь, что апостолы, и особенно Павел, удачно исполняли многие и из человеческих искусств (Деян. 18, 3; 20, 34); разве только в них не отсутствовала и помощь Божия. Вместе с сим это полезно было и для скромности апостолов. Ибо если бы они, не заботясь сами ни о чем, всего ожидали от Бога и им все давалось бы, то они могли бы возгордиться, как получившие в удел нечто высшее человеческой природы. Сверх того, природа стала бы недеятельной и растлилась бы, если б они ничего не изобретали сами от себя, а ожидали всего именно, как говорится, в измолотом виде. Поэтому Господь говорит им: отселе носите «сумы», то есть так располагайтесь и заботьтесь, как имеющие испытать голод, и купите «мечи», то есть так берегите себя, как имеющие встретить опасности и войны. - Некоторые покупку меча разумели иначе. Сим, - говорят, - Он намекает на имеющее вскоре совершиться нападение на Него и на то, что Его захватят люди - убийцы. Так как пред этим временем они спорили друг с другом о первенстве, то Господь говорит: теперь время не спорам о первенстве, но время опасности и убийств. Ибо и Меня, Учителя вашего, отведут на смерть, и притом на смерть бесчестную. Но чрез это исполнится на Мне сказанное: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12). Итак, желая указать на разбойническое нападение, Он упомянул о мече, и не открыл совершенно, чтобы не смутились каким-нибудь ужасом, не умолчал совершенно, чтобы не пришли в смятение в случае внезапного нападения, особенно же для того, чтобы, вспоминая впоследствии, подивились Его предведению и почудились, как Он, однако ж, предал Сам Себя на страдание за спасение людей, а поэтому и сами не убегали ни от каких болезней за спасение некоторых. Я думаю, что Господь говорит так приточно для того, чтобы получили пользу после, когда вспомнят и поймут. Поскольку тогда они находились в таком недоразумении, что сказали: Господи, вот здесь два меча, а Он, видя, что они не поняли, говорит: довольно, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим образом нужно было употребить человеческую помощь, то не довольно было бы и сотни мечей. Если же не человеческое, но Божественное содействие нужно было, то излишни были и два меча. Однако ж Господь не захотел обличать их в непонимании, но, сказав «довольно», пошел. Это подобно тому, как и мы, когда, беседуя с кем-нибудь, видим, что он не понимает наших слов, говорим: хорошо, оставь; хотя и не хорошо, но, чтобы не оскорбить его, оставляем. Господь поступил так потому, что видел, что ученики не понимают сказанного. - Он идет вперед и оставляет речь, предоставляя уразумение сказанного течению обстоятельств, подобно тому, как Он некогда сказал: «разрушьте храм сей», а ученики поняли уже впоследствии, после Его воскресения (Ин. 2, 19. 22). Некоторые же говорят, что Господь словом «довольно» указал на несообразность слов с обстоятельствами. Ученики сказали: вот здесь два меча, а Господь, говорят, указывая на эту несообразность, сказал: если есть два меча, то это очень много и довольно для нас против той толпы, которая придет на нас.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;  ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.   Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. 
 

«И сказал им»: начав речь об этой опасности ученикам со стороны духа тьмы, Господь в пророческом созерцании видит все опасности, которым подвергнутся Его верные ученики, твердо пребывшие с Ним в Его напастях и искушениях, в будущем – после Него, и теперь вот скоро – когда Его не будет с ними, когда Он будет предан, осужден, поруган, распят (ср. Феофил.). Время другое наступает теперь для них, чем прежде, когда они были с Ним, и в загадочной речи (может быть, чтобы не устрашить их, еще не окрепших духом, образом ожидающих их напастей) Он приготовляет дух их к встрече с этим новым их положением, возбуждая в них мысль о борьбе с предстоящими опасностями, побуждая к бдительности и самостоятельному образу бодрствования. На это новое положение их Он указывает сравнением его с прежним положением их. Как друзья при разлуке переносятся мыслью в доброе прошлое, так Господь указывает теперь ученикам своим на то время, когда Он посылал их на проповедь Евангелия в Иудею и Галилею (Лк.9:1-6 и парал.), время, которое могло казаться для них тогда не малотрудным и не безопасным со стороны неверующих, но которое на самом деле относительно было и не трудно и безопасно сравнительно с тем, какое пережить им придется вот с этой же ночи, а особенно после. А потому, если тогда им не нужно было заботиться и они не заботились ни о чем при отправлении на дело проповеди, то теперь не так; нужно приготовиться ко всему, ко всяким лишениям и борьбе. Образы для выражения мысли о необходимости ученикам приготовления теперь ко всяким лишениям и борьбе заимствованы Спасителем также от частностей первого послания их Господом на проповедь в Иудею и Галилею.
– «Без мешка»: или собственно кошеля при поясе или в самом поясе, где хранились обычно у путников деньги (ср. прим. к Мф.10:9).
– «Сумы», в которой носились разные дорожные запасы (ср. прим. к Мф.10:10).
– «Без обуви» (прим. там же), вообще без всего, чем обычно запасаются путники в дорогу.
– «Имели ли вы в чем недостаток»: несмотря на то, что с вами ничего не было? – Нет: все потребное для них было и недостатка ни в чем не было; без заботливости о телесном, безопасно, спокойно и беспрепятственно проповедали они Евангелие Христово и возвратились снова к своему Учителю.
– «Но теперь» время настает уже не то; надобно запасаться не только потребным в пути, но и орудиями защиты и борьбы. – Надобно взять и «мешок, и суму, и меч», а если у кого нет этого последнего, то надобно продать одежду (т. е. верхнюю, без которой можно обойтись; ср. прим. к Мф.5:40) и купить его. – Речь эту всю, конечно, нужно понимать не в буквальном смысле и не в таинственном, а в символическом и гиперболическом. Господь внушает этими выражениями мысль о предстоящих ученикам Его с этих пор трудах, трудностях, лишениях и бедствиях и об усиленной, настоятельной потребности или необходимости приготовиться к перенесению всего этого или к борьбе со всем этим. «Я, говорит, заботливый отец ваш, отхожу уже. Отселе примите сами на себя заботы о своих делах, а не возлагайте всего на Меня: ибо дела ваши будут не таковы, как были легки и не трудны, но вы подвергнетесь и голоду, и жажде и многим бедствиям. На это намекает словами о мешке, суме и мече. Поэтому будьте бодры, так как вы имеете алкать и нуждаться в пище, на что намекает сумой, и мужественны, так как впадете во многие опасности, на что указывает меч. Говорит это, конечно, не для того, чтобы они носили с собой мечи, но чтобы, как я сказал, объявить им о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми» (Феофил.). Они теперь будут одни, без видимого руководства их Учителя; Евангелие будет распространяться на земле гонениями и бедствиями его исповедников, борьбой и кровью; проповедникам его надобно быть готовыми ко всему этому.
– «Должно исполниться на Мне» и пр.: вот причина, почему Он дает им такие наставления, почему все это так должно быть. Если уже Меня, вашего Учителя и Господа, причислят к злодеям, и поступят как со злодеем: то чего же ждать вам, Моим ученикам и исповедникам? (ср. Мф.10:24-25 и прим. Ин.15:18-23 и парал.). Вот почему вам нужно быть готовыми ко всему. Я готов ко всему, что Меня ожидает, и вы должны быть готовы.
– «Должно исполниться на Мне»: см. прим. к Мф.1:22.
– «Сему написанному»: в книге пророка Исаии Ис.53:12. Пророк в этой главе с дивным ясновидением описывает страдания Мессии, даже в частностях, например, изображает, что Он причтен будет к злодеям; это исполнилось буквально в том, что Христос был распят как злодей между двумя злодеями-разбойниками.
– «То, что о Мне», т. е. написано пророками, – приходит к концу, т. е. сбывается, исполняется; или точнее, по ходу речи: то, что пророками предсказано о страданиях Мессии и смерти Его, приходит к концу, ибо Я скоро потерплю все предреченные ими страдания и вкушу смерть.
– «Вот здесь два меча»:  Галилеяне путешествовали иногда вооруженные в предохранение от опасности от зверей и разбойников, так как им приходилось до Иерусалима проходить и опасными местами, пустынями, особенно пустыней так наз. Иерихонской (ср. Лк.10 и дал.). И у Апостолов оказалось на этот раз два меча и ножа, один из них у Петра (ст. 40–42). Ученики были еще настолько несовершенны или настолько смущены, что не поняли смысла речи Господа о готовности к особенным подвигам и борьбе их в будущем их положении, а поняли слова его буквально, что Он говорит в самом деле о мечах; и так как видели, что Учителю их грозит смерть, то и подумали, что Он говорит им о защите Его мечами, и добродушно хвалятся, что у них есть два меча на защиту их Учителя.
– «Два меча» против насилия всех злобствующих на Него врагов иерусалимских, против силы сатаны и ада!.. Если бы осмелиться представить на божественном лице Спасителя мира в эти величественные и тяжкие минуты любвеобильнейшую, кроткую улыбку, то именно такая могла быть при этом объявлении учеников, что у них есть два ножа для защиты Его.
– «Довольно», отвечает им Господь, как бывает с человеком, который ясно видит, что его не понимают и не поймут и, считая дальнейший разговор излишним, прерывает его, не давая, однако же, знать своим слушателям, что Он понимает, что они Его не понимают, а прерывая речь словами: ну хорошо, хорошо!., «довольно»... не о том т. е. речь (ср. Феофил.)

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем

Слово о «мече» (стих 36) находится только у одного евангелиста Луки. Господь спрашивает об их первом путешествии, в которое Он послал их (Лк.9:1–6). Вопрос Его сам собою предполагает отрицательный ответ со стороны апостолов.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вознаграждении за требы.

Мф.10:9-10. «Ни сумы на дорогу»... Эго повеление относится к обстоятельствам особого посольства апостолов в пределы Палестинские, но не к последующему посольству на всемирную проповедь, к каковому относится обратное повеление. Лк.22:35-36.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible