Скрыть
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают

Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то.

Главы о любви

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий

[Грехи, творимые] в ведении, суть те, которые обличаются твоей собственной совестью, [которая упрекает тебя], что ты дурно поступаешь; а [совершаемые] в неведении суть те, при осуществлении которых ты считаешь, что поступаешь хорошо, хотя они [на самом деле являются] лукавыми [деяниями].

Следует знать, что многие грехи, осуществляемые в неведении, [достойны] куда более сурового осуждения, чем совершаемые в ведении. Ибо все еретики полагают, будто они право веруют; язычники, [жестоко] наказывающие [христианских] мучеников, считают, что совершают доброе дело; как и ныне подвергающие сожжению церкви думают, будто это есть [благоугодная] жертва Богу. Также и распинавшие Христа не ведали, что делают; Ирод, ради клятвы убивший Иоанна, признавал это убийство правым делом (Мк. 6:26); наконец, сестре Моисея, покрывшейся проказой, казалось, что она поступает в соответствии с законом (Чис. 12:1-4, 11).

Это нам следует знать, чтобы не считали мы себя невинными за совершенные в неведении грехи.

Вопросы и ответы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-38 Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский

Диавол, желая составить и внушить дурное мнение о Господе, устрояет так, что с Ним распинаются два разбойника. Но смотри, как он одного из них лишился и как послужило к большей славе Господа то, что диавол замышлял против Него. Ибо крестов разбойников никто не искал, напротив, весь мир томился ожиданием креста Господня. И отсюда очевидно оказывается, что Господь не беззаконник, как разбойники, но путеначальник всякой праведности. - Ведут Его на место лобное, где, говорят, погребен был праотец, чтобы, где совершилось падение чрез древо, там же совершилось и восстановление чрез древо. - Иисус, являя чрезвычайную кротость, молится за них, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». И, конечно, грех сей простился бы им, если бы после сего они не остались в неверии. - Для чего делят одежды Его? Быть может, многие нуждались в них, а быть может (что и вероятнее), делали это по дерзости и с намерением надругаться. Ибо на их взгляд, что было драгоценного в сих одеждах? Итак, они делали это в виде насмешки и ругательства. Ибо, что нужно заключать о простом народе, когда начальники его насмехались? «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий?» Это диавол говорит чрез них. Как на кровле храма (Лк. 4, 9), так и здесь он это говорит, завидуя спасению чрез крест и желая всеми возможными хитростями пресечь оное. - Воины подносили уксус для пития, служа именно как царю. - Вот и другая хитрость диавола, обращающаяся на него самого. Именно: он письменами трех языков объявляет о возмущении Иисусовом, чтобы всякому из проходящих было известно, что Он повешен за то, что выдавал Себя за царя. А изобретательный на зло не понимал, что это было знаком того, что сильнейшие из народов, каковы римляне, и мудрейшие, каковы греки, и набожнейшие, каковы евреи, войдут в Царство Иисуса и будут проповедовать Его. Впрочем, в толковании на Евангелие от Иоанна мы сказали о сем больше и возвышеннее.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают

Вместо стонов и воплей, обыкновенных и неизбежных в таком случае, из уст распинаемого Господа послышалось другое: в ту минуту, когда, по всей вероятности, ожесточенные враги Его со злобной радостью впились взором в Его лицо, ожидая видеть выражение муки, Господь кротко возвел очи к небу и сказал: «Отче, прости им! Не ведают бо, что творят».

Таково послушание даже до смерти, и смерти крестной! Того, Который предал Его в руки врагов, попустил осудить на мучения и смерть, Божественный Страдалец называет Своим Отцом, точно так же, как называл Его при гробе Лазаря (Ин. 11, 41) или когда глас с неба при всем народе свидетельствовал о Его Божественном достоинстве (Ин. 12, 28). Заповедав последователям Своим молиться за врагов, Богочеловек подает теперь пример этой высокой молитвы, подает в минуту ужаснейших страданий от врагов Своих. Непосредственно слова этой молитвы, конечно, относились к распинавшим воинам (которые виновны были не тем, что исполняли дело своего звания, но что, подчинившись желанию иудеев, обнаруживали излишнюю жестокость); но по сути своей ходатайственная молитва Господа обнимала собой всех врагов Его: из нее не исключался ни Каиафа, ни Пилат, ни Ирод. Ибо все они, по своей злобе или по лукавству, действительно не знали сами, что делали. «Ибо если бы знали, – говорит св. Павел, – то не распяли бы Господа славы».

Впрочем, это не значит, что не было виновных в смерти Господа. Кто бы не смог понять, если бы захотел, того, что понял и с такой силой исповедал даже отчаянный Иуда? Поэтому-то и Господь говорит: «Прости им!» Без молитвы Господа, может быть, природа не перенесла бы поругания Творцу своему и враги Его, подобно врагам Моисея и Аарона (Числ. 16, 32), были бы поглощены землей, которая с трепетом держала на себе Его крест.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий

Так молился распятый Иисус. И мы так же должны молиться за врагов. Большею частию люди, точно, бывают по слепоте злобны к нам. Если бы они хорошенько знали тех, до кого они злы, то не стали бы так подло поступать с ними.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий

– «Иисус же говорил» и пр.: первое из семи изречений Господа с креста, передаваемое одним только ев. Лукой.
– «Прости им»: кому? Нельзя полагать, что Господь молился только за распинавших Его римских солдат; нет, Господь молился за всех врагов своих распинателей, как совершивших самое распинание, так и виновников оного, как язычников с Пилатом, так и иудеев с их начальниками. В дивном величии своего духа Господь просит пощады у Отца Своего небесного своим врагам всем, всему человечеству, во искупление которого Он распинается; злобе и злодейству людскому Он противопоставляет Свою всеобъемлющую любовь и молитву о прощении всем!
– «Ибо не знают, что делают»: римские солдаты – язычники с Пилатом во главе не знали, что они делают, так как они действительно не знали, что распинаемый ими есть Спаситель мира – Сын Божий. Иудеи, особенно начальники их, имели все средства знать, что Иисус есть их Мессия, но они не веровали в Него и были совсем ослеплены до такой степени, что действительно не думали, что они распинают Мессию своего. Вот почему Апостол Петр в речи своей к иудеям после уже говорил им прямо, что они и начальники их распяли Господа по неведению (Деян.3:17), и Ап. Павел говорит, что если бы они знали, то не распяли бы Господа славы (1Кор.2:8). Неведение не оправдывает их преступления, ибо они имели средства знать. И наказание за преступление они должны понести по неложному слову самого Господа. Но преступление так велико и наказание занего должно быть так страшно, что Господь молит Отца своего небесного простить им хотя часть этого преступления, иначе наказание их могло равняться совершенному их уничтожению. Какое величие души Господа, извиняющей перед Отцом своим небесным самых упорных врагов своих неведением!.. «И, конечно, грех этот простился бы им, если бы после этого они не остались в неверии» (Феофил.).
– «Делили одежды»: см. прим. к Мф.27:35.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-43 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю

О распятии Христа евангелист Лука повествует, в сущности, согласно с Марком (Мк. 15:22–32), но имеет и нечто особенное.

Лобное место (см. Мф. 27:33).

«Говорил» (стих 34) – очевидно, в то время как Его распинали.

«Прости им», т. е. не солдатам, бывшим только исполнителями казни, а первосвященникам и начальникам иудейским, истинным виновникам смерти Христовой.

«Не знают, что делают». Господь несколько смягчает вину Своих врагов: они, конечно, не знали, что умерщвляют действительного Мессию (ср. 1Кор. 2:8).

«Насмехались же вместе с ними и начальники» (стих 35; ἐξεμυκτήριζον; ср. Лк. 16:14), т. е. в то время как народ смотрел с любопытством на распятие Христа, начальники даже насмехались над Христом.

«Если Он» (по-гречески – εί οὗτος) – выражение насмешки и презрения: «вот этот».

«Избранный Божий» (ср. Лк. 9:35).

«И воины ругались…» (стихи 36–37). Об этом замечает один евангелист Лука, прибавляя, что насмешки свои они, между прочим, выражали в предложении распятому Христу уксуса. Нечто подобное говорит и евангелист Марк (Мк.15:36). Из всего характера повествования евангелиста Луки о смерти Христа можно выводить заключение, что это были не римские, а иудейские солдаты, по всей вероятности, из числа служивших при храме.

«И была над Ним надпись» (стих 38). И помещение этой надписи евангелист Лука очевидно понимает как издевательство над Христом.

«Один из повешенных…» (стих 39). Евангелист Лука здесь обстоятельнее изображает дело, чем первые два евангелиста, согласно которым злословили Господа вообще распятые разбойники (Мк. 15:32; Мф. 27:44).

«Если ты Христос…» Правильнее: «не Ты ли Мессия? (οὐχὶ σὺ εἶ ὁ Χριστός) Спаси в таком случае Себя и нас».

«Или ты не боишься Бога» (стих 40), т. е. ужели в тебе нет страха пред Богом – если уже ты не способен и в этот час покаяться, – ведь ты осужден также на смерть, как и Тот, над Кем ты насмехаешься! Говорящий, очевидно, сам каялся в том деле, которое привело его на крест (ср. стих 41).

«Помяни меня, Господи» (стих 42), т. е. вспомни обо мне (воскреси меня и прими в Свое Мессианское Царство), когда Ты придешь на землю в Своем царском величии (ср. Мф.16:28). Покаявшийся разбойник, очевидно, слышал учение Господа о Своем втором пришествии на суд для основания славного Своего Царства, и теперь впечатление от слышанного до того ожило под влиянием мысли о скорой смерти, что он уверовал во Христа как в Мессию. Конечно, при этом ему помогла и благодать Божия, таинственно располагающая сердца людей к вере во Христа.

«Ныне же будешь со Мною в раю» (стих 43). Вместо далекой награды в будущем земном Своем славном Царстве Господь обещает уверовавшему в Него разбойнику скорейшую награду: ныне же они оба, Христос и разбойник, умрут (иногда распятые оставались живыми по нескольку дней), и оба вместе войдут в рай. Этот рай (ὁ παράδεισος), как можно выводить из притчи о богатом и Лазаре (Лк. 16:23), находился, по верованию иудеев, в «шеоле» и был блаженным местопребыванием праведных душ до дня воскресения. Его не нужно смешивать с «небесным раем», о котором говорит апостол Павел (2Кор. 12:4) и Апокалипсис (Откр. 2:7). Но представляет ли ответ Христа обещание удовлетворить просьбу разбойника? Некоторые толкователи утверждают, что разбойник получил не то, что просил. Но это неправда. Господь именно дает понять разбойнику, что его просьба будет исполнена, так как если душа разбойника пойдет в рай, то, значит, ему обеспечено этим участие в воскресении праведных и в будущем славном Мессианском Царстве.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Иисус же глаголаше: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят. Разделяюще же ризы Его, метаху жребия

Иисус же глаголаше (говорил): Отче! отпусти (прости) им и пр. Это обстоятельство указывает из евангелистов один Лука. Понятно, что здесь, Господь молился не за одних только Своих распинателей – римских воинов, но за всех врагов Своих, – и за осудивших и предавших Его на распятие, т. е. за Пилата с воинами, за начальников Иудейских с народом, и за весь грешный род человеческий, который грехами своими довел Господа до позорной и мучительной смерти на кресте. Так Господь злобе и злодейству людскому противопоставляет Свою любовь и молитву о прощении! Так Он не только словом, но и собственным примером учит прощать врагов и молиться за них!..

Не ведят (не знают), что творят. Пилат и римские воины, как язычники, конечно, не знали, что распинаемый ими есть Сын Божий, Спаситель мира. Иудеи, особенно их начальники, не могли не узнать в Нем своего Мессию, но в ослеплении не узнали, и действительно не думали, что распинают именно Его, почему ап. Петр впоследствии, в своей речи к иудеям, и говорит, что они и их начальники распяли Господа по неведению (Деян.3:17). Только, конечно, неведение, особенно иудеев, не оправдывает их, потому что они имели все к тому, чтобы узнать в Иисусе Христе Господа Мессию, и поэтому должны понести всю кару за отвержение Его. Но всемилостивейший Господь молит, чтобы Отец Его Небесный не карал жестоко, а пощадил их. «Какое величие души Господа, извиняющей пред Своим Отцом Небесным самых упорных Своих врагов неведением!» восклицает при сем епископ Михаил. «Конечно, грех сей простился бы им, если бы после того они не остались в неверии», замечает блажен. Феофилакт.

– Вот как поучает один из архипастырей по поводу слов Господа: Отче, прости им и пр. «Распни, распни Его! кричал народ иудейский, слуги и их господа; Пилат же и старейшины народа, грехи всего мира, а между ними и ты и я пригвоздили к кресту Господа Иисуса Христа. Они не знали тогда, что делали, когда вешали Богочеловека на древо проклятия; они не знали, что распинали в Нем своего Творца, своего Иегову, Господа славы. Но они могли это знать! И теперь многочисленные грешники не знают, что они делают, не знают, что они своими грехами помогают распинать Христа. Но они могли бы хорошо это знать, теперь еще лучше, чем тогда; так как теперь солнце евангелия ясно светит каждому в лицо».

Незнание теперь еще больший грех, чем тогда. Но Агнец Божий молится за все эти грехи неведения. «Отче, прости им, не ведят бо, что творят! «К чему была бы такая молитва о прощении грехов неведения, если бы они не вменялись? Пусть, следовательно, никто не извиняется своим неведением и приносит покаяние и в грехах неведения.» – «Смотри, какое величие любви Иисуса Христа и благодати Божией! поучает еще тот же святитель. Достаточно было бы одного движения Его воли, и весь мир был бы сокрушен и уничтожен пред Его славою; но Он молится: Отче, прости им... Он думает не о Себе, не о Своей скорби, но Он молится за нас, грехи которых причинили Ему столько ран». (Иннок. Херс.)

Разделяюще ризы (одежды) Его и пр. Одежды распинаемых обыкновенно отдавались распинателям, а они делили их между собою, как знали. Еванг. Иоанн повествует о разделе одежды Иисуса Христа подробнее, чем св. Лука и прочие евангелисты. Так он пишет (Ин. 19:23-24): воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его (верхнюю одежду, сандалии, также пояс) и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон (это – нижняя одежда); хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и воинам жаль было раздирать его. И так, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий (Пс. 21:19).

Предание говорит, что хитон был куплен у воина, которому он достался по жребию, одним юношею из Грузии, по имени Елиозом, присутствовавшим при распятии Иисуса Христа. Там, в Мцхете, впоследствии, риза Христова найдена была в патриаршей ризнице и персидским шахом Абасом, покорившим Грузию, прислана была нашему царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. Часть ее доселе хранится в Московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть древа животворящего креста, на котором был распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту. Части св. ризы Христовой имеются еще в С.-Петербурге, в соборах Зимнего дворца и Петропавловском.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Для кого Христос – Спаситель?
 

Лк.2:11. Спаситель для тех, кто уверовал в Него: Ин.3:15-16;17:20-21, но не для тех, которые распяли Его: Лк.23:21-35, не Спаситель и для тех, кто снова распинает Христа: Евр.6:6, и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29; последним Спаситель явился не на восстание, а на падение: Лк.2:34.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible