Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования:
- Блж. Феофилакт Болгарский
- Еп. Михаил (Лузин)
- Лопухин А.П.
- Прп. Нил Синайский
- Свт. Амвросий Медиоланский
- Свт. Игнатий Брянчанинов
- Свт. Иннокентий (Борисов)
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Феофан Затворник
Блж. Феофилакт Болгарский
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
См. Толкование на Лк. 23:39
Еп. Михаил (Лузин)
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
И сказал ему Иисус: можно представить, что значило для страждущего Господа такое слово, как слово разбойника благоразумного. Ответом Господа на все, что говорилось в это время около Него, было молчание; но это слово разбойника вызвало соответствующее высоте его слово и Господа: ныне же будешь со Мною в раю. Господь обещает покаявшемуся исповеднику своему нечто высшее и большее того, чего он просил, столь высокое, чего не мог ни ожидать, ни просить исповедник: ныне ж е, в этот же самый день, будешь со Мною вместе в раю. Этим предрекается, что разбойник в этот же самый день умрет, а не будет мучиться на кресте, как то бывало с распятыми, несколько дней. Что и случилось действительно, так как смерть его ускорена была (Ин. 19:32), и обещается душе его блаженство вместе с Христом в царстве праведников, избранных Божиих. Слово рай означает собственно сад и в частности сад хороший, наполненный тенистыми и прекрасными деревами и цветами. В жарких странах Востока во время солнечного зноя сад был местом истинного наслаждения и успокоения, а потому слово рай стало образным выражением места блаженства праведников в мире загробном (ср. 2Кор. 12:4).
Толковое Евангелие.
Лопухин А.П.
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
См. Толкование на Лк. 23:33
Прп. Нил Синайский
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
Второму разбойнику изречено в обещании слово «рай». Апостолам же обещано небесное Царствие. Посему разбойник на кресте, вместо первого татя, прародителя Адама, принимает рай.
Письма на разные темы. Комиту Симмаху.
Свт. Амвросий Медиоланский
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
См. Толкование на Мф. 6:2
Свт. Игнатий Брянчанинов
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
См. Толкование на Лк. 23:39
Свт. Иннокентий (Борисов)
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
Нельзя не видеть в ответе Господа мудрого снисхождения к слабым понятиям человеческим. Раем иудеи называли одно из отделений Шеола, служившее, по их мнению, местопребыванием душ праведных. И вот Господь обещает кающемуся пребывание в раю, то есть обещает блаженное по смерти состояние, но не говорит ни слова о царстве Своем, ибо сказать: «ныне ты будешь со Мной в царстве Моем» значило бы возродить в уме разбойника мысль, что в этой же самый день будет учреждено видимое царство Мессии.
Таким образом, Божественный Учитель истины и на кресте продолжал щадить слабость людских понятий, открывать истину, сколько могли вмещать слышащие, взирать не только на правильность мыслей, но и особенно на чистоту сердца и его расположение к добру. Прежде, во время служения Своего, окруженный чудесами, Он именовал Себя Господом субботы, храма: со креста является Господом рая и ада, Которому принадлежит всякая власть не только на земле, но и на небе. Первосвященники требовали, чтобы Он, прекратив спасать других, спас Себя Самого: Господь продолжает спасать других, пренебрегая собственным посрамлением. Справедливо св. Фулгенций ответ Иисуса Христа кающемуся разбойнику называет последним завещанием Его ко всем кающимся грешникам, которое начертано не тростью, а крестом.
Свт. Иоанн Златоуст
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
См. Толкование на Лк. 23:42
Восемь слов на книгу Бытия. Слово седьмое.
Свт. Феофан Затворник
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю
Вы думаете, для уничтожения зла, причиненного 47-летнею разгульностию, надо столько же потрудиться в добрых порядках жизни… Нет, это совсем не так. Вычищается все запачканное отвращением от него и безжалостным к себе противодействием ему, с верою, упованием и любовию к Господу. Бывают сии расположения в такой силе, что в одно мгновение все вычищают. Так было с разбойником на кресте. Днесь со Мною будеши в раю, – обетовал ему Господь. А в рай не войдет ничто нечистое. Для иных, впрочем, очищение сие тянется долго, – более всего от поблажки себе и уступок своим желаниям.
Собрание писем.