Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Луки 24:26
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 13-32 И се, два от них беста идуща в тойже день в весь отстоящу стадий шестьдесят от Иерусалима, ейже имя Еммаус: и та беседоваста к себе о всех сих приключшихся. И бысть беседующема има и совопрошающемася, и Сам Иисус приближився идяше с нима: очи же ею держастеся, да Его не познаета. Рече же к нима: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла; Отвещав же един, емуже имя Клеопа, рече к Нему: Ты ли един пришлец еси во Иерусалим, и не уведел еси бывших в нем во дни сия; И рече има: киих; Она же реста Ему: яже о Иисусе Назарянине, иже бысть муж пророк, силен делом и словом пред Богом и всеми людьми: како предаша Его архиерее и князи наши на осуждение смерти и распяша Его: мы же надеяхомся, яко Сей есть хотя избавити Израиля: но и над всеми сими, третий сей день есть днесь, отнелиже сия быша: но и жены некия от нас ужасиша ны, бывшыя рано у гроба: и не обретшя телесе Его, приидоша, глаголющя, яко и явление Ангел видеша, иже глаголют Его жива: и идоша нецыи от нас ко гробу и обретоша тако, якоже и жены реша: Самаго же не видеша.И Той рече к нима: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы: не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою; И начен от Моисеа и от всех пророк, сказаше има от всех писаний яже о Нем. И приближишася в весь, в нюже идяста: и Той творяшеся далечайше ити: и нуждаста Его, глаголюща: облязи с нама, яко к вечеру есть, и приклонился есть день. И вниде с нима облещи. И бысть яко возлеже с нима, (и) приим хлеб благослови, и преломив даяше има: онема же отверзостеся очи, и познаста Его: и Той невидимь бысть има. И рекоста к себе: не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама писания
Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским
Для разумеющих важное поучение в нынешнем чтении евангельском. Вот является Господь; Его видят, и не знают. Учитель шествует с учениками по пути, и сам Он есть путь; но они не шли по пути, Господь нашел их уклонившимися от пути. Ибо когда был с ними до страдания, все предсказал им о страдании, о смерти и о тридневном воскресении своем; все предсказал, но смерть Его была для них забвением. Когда узрели Его висящим на древе, так возмутились, что забыли Его учение, не ожидали воскресения, не понимали обетования. Мы, говорят, надеяхомся, яко сей есть хотя избавити израиля (Лк. 24, 21). Вы надеялись, ученики! теперь, значит, не надеетесь? Вот Христос живет, а надежда в вас мертва. Истинно Христос живет. Но живущий обретает сердца учеников мертвыми. Очам их Он и явился и не явился, был видим и скрывался. Ибо как не был видим, когда они слышали Его вопрошающего, и на вопросы ответствовали? когда шел Он с ними, как спутник, и вместе был вождем их? Видели убо Его, но не познавали. Очи ею, сказано, держастеся, да Его не познаста (Лк. 24, 16). Не удерживались очи, да не видят, но держастеся, да не познают.
Где же, братие, угодно было Господу быть познанным? В преломлении хлеба. Благо нам! ломим и мы хлеб, и познаем Господа. Там, а не в другом месте, восхотел Он быть познанным — для нас; ибо знал, что мы не будем видеть Его во плоти, но будем вкушать Его плоть. Итак, всякого верного, кто не тщетно именуется христианином, кто ходит в церковь не по-пустому, кто внимает слову Божию со страхом и упованием, да утешит преломление хлеба. Отсутствие Господа не есть отсутствие: имей веру, и с тобою Тот, Кого не видишь. — Они, когда потеряли веру, потеряли и надежду. Шли мертвые с живым, шли мертвые с самою жизнию. С ними шла жизнь, но в сердцах их не была обновлена жизнь. Хочешь ли же ты иметь жизнь? Поступи так, как поступили они, да познаешь Господа. Ученики приняли Его для угощения. Господь казался идущим в дальний путь, а они удержали Его, сказав Ему, когда дошли до своего места: облязи с нами, яко к вечеру есть, и преклонился есть день. Удержи и ты странника, если хочешь познать Спасителя. Что отнято неверием, возвращено гостеприимством. Господь убо явил Себя в преломлении хлеба. Научитесь же, где искать Господа, научитесь, где быть с Ним, где познать Его, когда ядите. Разумеющие знают нечто лучшее в нынешнем чтении, нежели неразумеющие.
Господь после того, как был познан, сокрылся. Отошел от них телом Тот, Кого они содержали верою. Так удалился Он телом и от всей церкви и вошел на небо, да созидается вера. Ибо, если ты знаешь только то, что видишь, то где вера? А если веруешь и тому, чего не видишь, то увидя возрадуешься. Да созидается вера, ибо возвратится видение. Придет то, чего не видим, придет, братие, придет: но смотри, каким тебя найдет. Придет то, о чем говорят: где оно, когда, как существует? когда будет, когда придет? Будь уверен, — придет, и придет, хотя бы ты не хотел того. Горе тем, кои не веровали, — тогда будет великий страх; но велика радость для тех, кои веровали. Возрадуются верные, постыдятся неверные. Верные скажут: благодарим Тебя, Господи; истинно то, что мы слышали, истинно, чему верили, на что надеялись и что зрим теперь. Но неверные скажут: где то, почему мы не верили? Где то, почему, что читали нам, почитали мы неправдою? Да восхвалятся убо те, кои не видят и веруют: ибо когда увидят, возрадуются. Для нашего спасения восприял Господь плоть, во плоти приял и смерть. Воскресши же в третий день, более не умирает: прияв паки существо плоти, первый показал нам пример нетленного воскресения. Потом, восшедши в той же плоти ко Отцу, сидит одесную Бога, имея общение властию в суде Отца, и мы чаем пришествия Его на суд живым и мертвым. Да веруем убо и о себе, что приимем от самой персти ту же плоть, те же кости, тоже, и навсегда, устройство членов. Все воскреснем, но не все возрадуемся. Яко грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28, 29).
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою
Если подобаше пострадати Христу (Лк.24:26), то почему наказаны распявшие? Поскольку писал ты: если подобаше пострадати Христу, то почему наказаны распявшие? - ответствую на сие. Сказанное: подобаше пострадати, - указывает на вольное избрание страдания и на Божественное домостроительство, но не подает мысли об извинительности действовавших; потому что злонамеренность нечестивых не была в согласии с Божественным изволением. Она старалась даже разрушать то, что домостроительствовал Бог. Потому в злодеях действовало нечестие, а Богом совершено премудрое домостроительство и освобождение людей. Лукавство распинателей обращено в благодеяние человеческому роду, и плоть ехидны употреблена на приготовление врачебного пособия.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
А должно верить пророкам во всем, как относительно состояния уничижения, так и относительно состояния славы. Ибо Христу нужно было пострадать – это уничижение. Но нужно было Ему войти и в славу Свою – это прославление. Вы же так несмысленны, что слыша Исаию, говорящего о том и другом состоянии, именно: «веден был Он на заклание» и «хощет Господь... явить Ему свет» (Ис.53:7,11), первое принимаете, а о втором не помышляете: тому, что Он «изъязвлен был», веруете, а того, что «Господь хощет очистити Его от язвы» (Ис.53:5,10), и в ум не берете.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Когда в древности израильтяне шествовали из Египта в землю обетованную, предприняли многотрудный путь. Ибо прежде, чем они вселились в землю, где течет молоко и мед, им нужно было ополчаться на врагов, вооружаться, идти на брань, сражаться, одолевать и победить многие народы: Амалика, Валака, хананеев, амореев, хеттеев, ферезеев, гергесеев, евеев, иевусеев и прочих своих врагов. А все это было как прообраз для нашего научения, ибо и нам нельзя перейти от Египта мира сего в Небесную землю обетованную, если сначала не ополчимся на наших невидимых врагов и не победим их силой благодати Божией. Мы имеем для такой борьбы непобедимого Вождя и Начальника и Наставника Христа Иисуса, Который Своим подвигом и страданием стяжал Небесную славу и имя выше всякого имени. Не так ли (сказано) надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк.24:26). И в другом месте (апостол – Примеч.) говорит: но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп.2,7-9). За Вождем-Христом следуют небесные воинства, Ангелы Божии, которые приняли венец вечной славы не прежде, чем сражались со змием и, победив его, ниспровергли с Небес на землю (Откр.12,7). За Ангелами следуют святые Божии, эти Ангелы во плоти, из которых в доблестных подвигах иные же замучены были… другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр.11,35-38). И все это они терпели и делали ради любви Божией, взирая на Небесное мздовоздаяние и неувядаемый венец Небесной славы. Так невозможно войти в Небесные просторы, кроме как тесным и скорбным путем, тесными и узкими вратами, вводящими в жизнь вечную, и невозможно получить вечное упокоение без трудов, и невозможно получить воздаяния без заслуг. Четырнадцать лет работал Иаков [праотец] ради прекрасной Рахили. Какие же труды подобает предпринять не ради тленной красоты, но ради неувядаемой Небесной славы! Необходимо подвизаться и победить с помощью Всесильного, если хочешь получить венец, не причастный тлению.
Послушай, что говорит избранный сосуд: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды (2Тим.4,7-8).
Но и Сам Христос говорит: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр.3,21). И это поистине известно и ясно, и как бы солнечными лучами начертано в Священном писании, как мы увидим после.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– «Тогда Он сказал им»: не открываясь еще им, Господь принимает вид и тон искусного в Писании равви, и прямо дает им понять, что причина такого их неопределенного духовного состояния в них самих. Он называет их (ἀνο’ητοι) – «несмысленными и медлительными сердцем, чтобы веровать всему», предсказанному пророками. Что они нечто понимали и отчасти веровали, это словами Христа не отрицается, но указывается, что они не всему веровали. «Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело» Феофил.); что вера их была односторонняя, и потому не могла вполне осветить божественным огнем все стороны их души, а потому некоторые стороны души их были темны и оттого скорбь и недоумение обдержали их. Надобно веровать «всему», что предсказано было пророками, и тогда они поймут силу совершившегося на их глазах с их Учителем и поверуют Его воскресению.
– «Не так ли надлежало пострадать Христу» (Мессии)? Господь говорит о необходимости страданий Мессии, которые для веры людей основываются на том, что так предсказали о Нем пророки. То, что их соблазняло, было неизбежно по высшим планам божественного мироправления, и они не соблазнились бы, если бы вполне верили предсказаниям пророков, правильно понимая их.
– «И войти (страданиями) в славу Свою»: что казалось им несоединимым и несовместимым со славой Мессии, было однако неизбежным предопределенным путем к этой славе; слава разумеется как слава царя нового духовного Царства Божия на земле и на небе, в противоположность их чувственному представлению об избавлении Израиля Мессией (ст. Лк.24:21). Чтобы убедить их в истине своих слов, Господь объяснил им пророчества о Мессии всех ветхозаветных пророков, начиная с первого из них, оставившего писания, Моисея. Как счастливы были путники Еммаусские, удостоившиеся слышать из уст самого Господа изъяснение пророчеств о Нем! Но св. Апостолы, а отчасти и Он сам, раскрыли их и для нас достаточно, чтобы утвердить нашу веру в них и в Него.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Клеопа
Клеопа (перемена, прохождение) (Лк.24,18) – один из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Еммаус, ученик и родственник Господа по плоти.
Впрочем, мнения о нем различны. Одни Клеопу, упоминаемого у евангелиста Луки, отличают от Клеопы, упоминаемого у евангелиста Иоанна (Ин.19,25), находя различие в самом имени; у евангелиста Луки на греческом пишется: Kleopas; а у Иоанна: Klopas. Первое имя греческое (сокращенная форма: Kleoparos), а последнее арамейское (от слова Chalpai) (см. Алфей).
О Клеопе евангельская история передает нам следующее достопримечательнейшее событие. В третий день по смерти Спасителя Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Еммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собой о последних событиях в Иерусалиме, т. е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и отчего так печальны? Тогда Клеопа рассказал ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти и присоединил: а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но самого не видели.
Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом и, когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и, преломив, подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим.
Тогда сказали они друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, объясняя Писания? – и, тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба (Лк.24).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 25-27 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании
«Тогда Он сказал им», точнее: и Он, со Своей стороны, после того как ученики обнаружили такую безутешность, сказал им.
«О, несмысленные», т. е. неспособные к уразумению (ἀνόητοι – относится к мыслительной способности), «и медлительные сердцем», т. е. неспособные к живым чувствованиям и слабые волею.
«Чтобы веровать всему» – не только отдельным пунктам, на которых останавливались пророки, а вообще всему изображенному у пророков ходу домостроительства спасения. У них, апостолов, нет такого обширного кругозора, при котором бы можно было дать ясный смысл каждому событию из жизни Христа и, в частности, понять смысл Его смерти.
«Не так ли надлежало…» Точнее: не это ли (именно что Он перенес) нужно было претерпеть Христу и потом войти в Свою славу (т. е. стать Царем славного Своего Мессианского Царства)?
«И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им» (ἀπὸ Μοϋσέως καὶ ἀπὸ πάντων τῶν προφητῶν), т. е. Христос начал Свои разъяснения истории домостроительства человеческого спасения с книг Моисея, а потом, покончив с ними, перешел к книгам пророческим и указывал в них места, относящиеся к Нему как к Мессии и, таким образом, обозрел все мессианские пророчества, находящиеся в Священном Писании. Вероятно, под пророческими книгами здесь евангелист понимает все остальные книги Ветхого Завета после книг Моисеевых, следовательно, и псалмы, пророчества которых Христос не мог здесь не привести, раз Он приводил их и раньше (см., например, Лк. 20:42).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 26-27 не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою? И начен от Моисеа и от всех пророк, сказаше има от всех Писаний яже о Нем
Укорив Апостолов в неверии, Господь обьясняет, что то, что соблазняло их, т. е. страдания и смерть Его – Искупителя, по планам Божественного домостроительства спасения рода человеческого, было неизбежно: не так ли надлежало пострадать Христу? – т. е. если бы Апостолы вполне верили предсказаниям пророков и правильно понимали их, то их не соблазняли бы страдания и смерть Господа. Внити в славу Свою, т. е. после уничиженного состояния на кресте и во гробе, чрез воскресение снова приять Свой славный Божественный вид.
Таким образом, по планам Божественного домостроительства, то, что казалось Апостолам несовместимым со славою Мессии, т. е. Его страдание и смерть, было неизбежным путем к Его славе. Разумеется слава не земного царя, как представляли евреи, а вместе и Апостолы, до сошествия на них Св. Духа, но слава Царя духовного царства на земле и на небе, – церкви Христовой на земле и райского блаженства на небе. А чтобы убедить Апостолов в истине Своих слов, Иисус Христос во время пути объяснил им предсказания о Мессии всех ветхозаветных пророков, начиная с Моисея, который первый из сих пророков оставил Писания. «Как счастливы были путники Еммаусские, которые удостоились слышать из уст Самого Господа изъяснение пророчеств о Нем!» замечает еписк. Михаил.