Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

Господне тело, согласно с божественными Писаниями, было человеческое по естеству, заимствованное от Марии и истинное: оно было истинное, потому что тождественно с нашим. Мария сестра нам, потому что все мы от Адама. И в этом никто да не сомневается, памятуя, что написал Лука. Ибо по воскресении из мертвых, когда некоторые думали, что видят Господа не в теле заимствованном от Марии, вместо же него представляется им дух, Господь сказал: «видите руце Мои и нозе Мои и язвы гвоздинныя, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сия рек, показа им руце и нозе». Этим снова могут быть обличены осмеливающиеся говорить, что Господь изменился в плоть и кости. Не сказал Он: «якоже Мене видите» сущего «плоть и кости», но: «имуща», в устранение мысли, что изменилось в них само Слово, во удостоверение же, что имеет их и по воскресении, как имело прежде смерти.

Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков


И для чего, говоря и доказывая, что имеет плоть и кости, сказал: Дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите, не сущаго плоть и кости, но имущаго их? – не научает ли Он этим, что естество Духа неизреченно, самая же осязаемость есть свойство тела, подобнаго нашему, какое заимствовал Он Себе от Девы не иным каким способом, но естественным рождением, чтобы по естеству было оно тело, и также по естеству неотлучно было от Божества Слова? Так произошла и смерть, тело прияло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению, и свободно собственное Свое тело предало на смерть, чтобы и пострадать за нас естественно, и воскреснуть ради нас Божески Так и все дело рождения и смерти имеет целию наше взыскание и возстановление.

Против Аполлинария. Книга первая

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение LIX. Когда случилась трапеза, рассказанная Лукой? Если прежде исполнения сорока дней, а значит и вознесения, как сразу вознесён был, ведь написал [Лука] что «вывел их из [города] до Вифании» и прочее и что «стал возноситься на небо»? Если же в сороковой [день], как тогда учениками был осязаем (Лк. 24:50-51; 39), ведь в первый день и в восьмой по Воскресении уже был осязаем [учениками] (Ин. 20:20; 27)?

Разъяснение см. Лк. 24:50-51

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 39-40 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.

Вы, – говорит, – считаете Меня за духа или за привидение, каковых обыкновенно много от умерших представляется, особенно при гробах. Но знайте, что дух не имеет ни плоти, ни костей, а Я имею и плоть, и кости, хотя Божественнейшие и духовные. Ибо тело Господа хотя не было духом, но было «духовно», то есть чуждо всякой вещественной грубости, и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, «душевно», то есть управляется душой и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным (1Кор.15,44), то есть оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения. Ибо если Он вкушал, то вкушал не по природе тела Своего, но по особенному устроению, именно: чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. А в природе этого тела было входить сквозь запертые двери, без труда переходить от места до места.

Толкование на Евангелие от Луки

Григорий Палама, свт. (†1359)

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

Так как Он видел, что они были потрясены неожиданностью и невероятностью видения; потому что говорится, что они подумали, что видят дух, и что то, что они видят – привидение, то вот Он Сам возвещает им волнение их сердца, и показывает им, что Он – Тот Самый, Кому и до Страстей и Воскресения они говорили: «Ныне вемы, яко веси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошает» (Ин.16:30), удостоверяя их чрез испытание и осязание; потому что, когда Он увидел, что они восприняли истину, Он утверждает их еще и чрез сие испытание: немедленно (после того) как (преподал) им мир, Он предложил принять участие в их еде.

Беседы (омилии). Омилия 21. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

Осяжите Мя, и видите; начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнью по воле Моей и увидите Меня, невидимого, увидите духовным ощущением души вашей; каждый таким образом осязающий Меня, удостоверится во Мне и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим апостолом: Господь Мой и Бог мой (Ин. 20.28).

Аскетическая проповедь

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

   Явление Воскресшего апостолам, кроме Фомы, и другим бывшим с ними ученикам в Иерусалиме (Лк.24:36-49, Мк.16:14-18, Ин.20:19-25)

  Явление Воскресшего двум ученикам на дороге в Еммаус было под вечер первого дня недели (Лк.24:29). В тот же час, как только ученики узнали в собеседнике своем Господа, они возвратились в Иерусалим к апостолам и пересказали им о всем бывшем. Не успели они еще кончить своего рассказа, как Сам Иисус стал посреди них и приветствовал их благословением мира. Так передает ев. Лука. Ев. Иоанн, рассказывает, очевидно, о том же событии, говоря о явлении Воскресшего ученикам: «В тот же первый день недели вечером» (Ин.20:19), когда двери дома, в котором собрались они, были заперты, из опасения от иудеев. Если ев. замечает, что при этом явлении не было Фомы, тогда как Лука не делает такого замечания, то этим ев. Иоанн, конечно, лишь пополняет сказания первых евангелистов. О том же событии говорит и ев. Марк в конце своего Евангелия, хотя он и не замечает, чтобы описываемое им здесь явление воскресшего Господа было в тот же первый день недели. Так можно думать на следующих основаниях: во-первых, ев. Марк, согласно с Лукой, говорит об этом событии после указания на явление двум ученикам на дороге в одно селение, во-вторых, и по нему это событие было в то время, когда одиннадцать апостолов возлежали на вечере, за столом (ἀνακειμένοις ср. Мф.9:10); это указывает на рассказ ев. Луки о том, как Христос, для удостоверения Своих учеников в действительности Своего явления им, попросил у них пищи, и они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; в-третьих, и по Марку, как по Луке, Христос, явившись ученикам, упрекал их за неверие и жестокосердие, это показывает, что и по Марку описываемое им явление было первое из явлений апостолам. Что касается речей Иисуса Христа, которые Он держал к ученикам при означенном явлении, то должно заметить, что как ев. Марк, так и Лука не имеют намерения повествовать о всех явлениях воскресшего, бывших в продолжение 40 дней (Деян.1:3). Историю этих явлений они доводят только до того, когда все апостолы, будущие продолжатели дела Христова, уверились в истине воскресения Христова, что совершилось чрез явление им Воскресшего в первый день недели вечером, и после того намерены закончить свои повествования о Христе. Но в то же время они желают передать все существенное, чему учил учеников Христос, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием, и чрез это выяснить, в чем должно будет состоять раскрытие царства Божия на земле по вознесении Господа. Вследствие этого они в истории последнего, описываемого ими в своих Евангелиях, явления передают не только то, что в этот раз И. Христом действительно было сказано, но и речи Его к апостолам из других явлений, особенно же последнего, которым кончилось видимое присутствие при них Господа и о котором ев. Лука передает более подробно в книге Деяний апостольских (Деян.1:4 и др.). Отсюда произошло то, что в речи, передаваемой здесь ев. Лукою, сохранилось и повеление Иисуса Христа ученикам – оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше (Лк.24:49): это повеление действительно Господь дал им, но только в сороковой день после Своего воскресения, во время последнего Своего явления (Деян.1:4); прежде же этого они должны были, по повелению же Господа, идти в Галилею по окончании праздника (Мф.28:10,16 и др. Ин.21:1 и д.). Это первое явление Воскресшего всем апостолам, как можно видеть из повествования ев. Иоанна (Ин.20:21-23), имело целью, кроме уверения их в истине воскресения Господа, восстановление их в апостольском достоинстве, которого они лишились было, оставив Его и разбежавшись при испытании в саду Гефсиманском. Указанная цель и может руководить в определении того, о чем именно беседовал Иисус Христос с Своими учениками во время сего явления. Именно, после приветствия учеников благословением мира (Лк., Ин.), Господь сначала упрекает их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк.16:14, Лк.24:38-43); затем Он выясняет им, что все последние события с Ним, столь для них неожиданные, были, однако, в исполнение всего того, что было предсказано о Христе в законе Моисеевом и в пророках, и в псалмах (Лк.24:44-46). После того как ученики вполне уверились в истине воскресения Христова, потому что Господь отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24:45), Он дает им прощальное приветствие, высказывая снова благословение мира (Ин.), и потом, во-первых, повелевает им идти в мир весь и проповедывать Евангелие всей твари (Лк.24:47-48, Ин.20:21, Мк.), и во-вторых, сообщив им Духа Святого, вручает им власть вязать и решить.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 38-40  Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?  Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.  И, сказав это, показал им руки и ноги. 

– «Но Он сказал им»: Сердцеведец видел помышления их таковые, а потому дает им уверение, что – это Он сам живой стоит перед ними, не в призрачном, но в истинном, только измененном – прославленном теле. Для уверения, что это именно Он, указывает им на руки и ноги Свои, на коих раны гвоздинные свидетельствуют, что это то же самое тело, которое было распято на кресте, что это – Он Сам, с тем же воскресшим телом. Предлагает им «осязать» Себя и «рассмотреть» и тем убедиться, что это именно Он. Дух, отрешенный от тела, тень с призрачным телом, мертвец из шеола не имеют ни плоти, ни костей; а у Него и та и другие есть, хотя Он и прошел сквозь запертые двери.
– «Показал им и руки и ноги»: и они, вероятно, осязали их для удостоверения своего; на это указывают слова Ап. Иоанна в его послании: что «мы рассматривали, что руки наши осязали» и пр. (1Ин.1:1), и это дерзновение Фомы, по которому он желание вложить персты свои в язвы гвоздинные и руку свою в прободенное ребро Господа (Ин.20:25) поставил условием своей веры в воскресение Господа.

Толкование на Евангелие от Луки

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Клеопа  

Клеопа (перемена, прохождение) (Лк.24,18) – один из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Еммаус, ученик и родственник Господа по плоти.

Впрочем, мнения о нем различны. Одни Клеопу, упоминаемого у евангелиста Луки, отличают от Клеопы, упоминаемого у евангелиста Иоанна (Ин.19,25), находя различие в самом имени; у евангелиста Луки на греческом пишется: Kleopas; а у Иоанна: Klopas. Первое имя греческое (сокращенная форма: Kleoparos), а последнее арамейское (от слова Chalpai) (см. Алфей).

О Клеопе евангельская история передает нам следующее достопримечательнейшее событие. В третий день по смерти Спасителя Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Еммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собой о последних событиях в Иерусалиме, т. е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и отчего так печальны? Тогда Клеопа рассказал ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти и присоединил: а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но самого не видели.

Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом и, когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и, преломив, подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим.

Тогда сказали они друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, объясняя Писания? – и, тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба (Лк.24).

Библейская энциклопедия 1891г


Распятие, крестная казнь

Распятие, крестная казнь (Мф. 23:34,27:31 и др.). Распятие от древних времен служило самой жестокой и вместе самой позорной смертной казнью и доселе еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самой позорной смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи (Лк. 23:2). Оно считалось проклятой смертью (Втор. 21:22,23, Гал. 3:13). "Ибо написано, говорит ап. Павел: проклят всяк, висящий на древе". Отсюда сила выражений в посланиях ап. Павла: к Коринфянам (1Кор. 1:23), к Филиппийцам (Флп. 2:8), Евреям (Евр. 12:2). Как скоро произносился приговор: ты осужден на распятие, осужденный был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос (Ис. 53:5), что уже одно нередко причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест или часть оного к месту казни.

Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы тау – Т, четырехчастный – квадратный +, или продолговатый †, – и косвенный, вроде греческого X. Неопровержимое основание имеет для себя четырехконечная форма креста Христова, что только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из 3х дерев: из кипариса, певга и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах (Ис. 60:13). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 10 до 15 футов, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 4 фута. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 7 до 8 футов в длину. В середине или близ середины верхней части креста находилась перекладина, на которую преступника поднимали веревками; и вот, предварительно сняв с него одежды, его сначала привязывали к крестному древу и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Иные думают, что при распятии пригвождались только руки, а ноги просто привязывались веревками. Конечно, и веревки употреблялись для прикрепления ног, чтобы потом легче было их пригвождать. Но Сам Спаситель, уверяя учеников Своих в Своем воскресении, указывал им на язвы на руках и на ногах (Лк. 24:39).

Чтобы несколько облегчить страдания преступника, было в обычае давать ему вино, смешанное со смирной. Господь Спаситель не принял оное (Мк.15:23), возжелавши претерпеть в полном сознании до самого конца все мучения этой ужасной смерти. Уксус также служил освежительным питьем для римских воинов, и, когда подали оный Ему на кресте, Он вкусил несколько этот освежающий напиток. Жар, возбуждаемый гвоздиными язвами, причинял невыносимую жажду (Мф. 27:18).

Преступников обыкновенно пригвождали к кресту четыре римских солдата, назначенные для этой цели, которым обыкновенно отдавалась по жребию одежда распинаемого (Мф.27:3). Воины разделили между собою одежды Спасителя и бросили жребий относительно частей оного (Пс. 21:19). "И об одежде Моей" (Господа Иисуса), пророчески замечает псалмопевец, бросают жребий.

По римскому обычаю, преступление распятого писалось кратко на дощечке, которая сверху прикреплялась к кресту. Она называлась у римлян titulus, или, в русской Библии, "надпись" (Ин. 19:19-20).

Растяжение членов после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшее движение без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и притом в частях тела, самых восприимчивых к мучительной боли, немаловременное висение на кресте с язвами на руках и ногах под лучами солнца, потеря крови и глубокое сознание незаслуженной позорной казни, понесенной Божественным Страдальцем, – все это усиливало до самой высшей степени крестные страдания, которые нередко продолжались до 3 дней и даже более. Вот почему Пилат удивился, узнавши, что Господь Иисус Христос предал дух Свой раньше означенного времени (Мк. 15:44).

У римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте дотоле, пока тело его не падало на землю от собственной тяжести; но в провинции Иудейской иудеям было позволено в силу предписаний закона Моисеева (Втор. 21:22,23) оканчивать страдания осужденных на крестную казнь и прежде солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда подкладывали огонь к подножию креста, а иногда перебивали члены их молотом или прободали бок копьем (Ин. 19:31,37).

При этом нужно заметить, что страдания осужденных на кресте были так велики и ужасны, что она считалась самой ужасной и позорнейшей из всех видов казни. Известный римский оратор Цицерон считал даже самое упоминание о крестной казни недостойным римского гражданина и свободного человека. Но Сын Божий, Божественный и неповинный Страдалец, проливший Свою кровь на этом позорном орудии мучения за грехи всего рода человеческого, через это самое сделал крест символом высочайшей чести и славы, символом искупительной благодати, спасения и вечной жизни. Крест часто упоминается в Свящ. Писании иносказательно вообще для обозначения умилостивительной крестной жертвы Господа Иисуса Христа и его повиновения Своему Отцу даже до смерти (Флп. 2:8).

Как истинные последователи Господа Иисуса Христа, и все мы должны распинать свою плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Распинать плоть свою со страстями и похотями мы можем главным образом воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными: например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом распинаем страсть гнева.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 36-49 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше

Это явление, о котором упоминает также евангелист Марк (Мк.16:14 и сл.), есть то же самое, которое евангелист Иоанн изображает как разделенное на два: первое, бывшее десяти ученикам, без Фомы, и второе, имевшее место 8 дней спустя после первого, бывшее для уверения Фомы. Евангелист Лука соединяет оба эти явления в одно, потому что они одинаковы по свойству и цели.

«Сам Иисус стал посреди них» (стих 36). Здесь слово «Иисус» в древнейших кодексах не читается. Появление Христа, очевидно, было столь же чудесно по своей внезапности, как и Его исчезновение, о котором сказано в 31-м стихе, и этой неожиданностью появления можно отчасти объяснить испуг, который почувствовали ученики.

«Духа» (стих 37), т. е. выходца из загробного мира, имеющего только видимость тела (то же, что «призрак» в Мф.14:26).

«Что смущаетесь», т. е. чем вы смущены (τί τεταραγμένοι ἐστέ) «и для чего такие мысли…» т. е. почему в вашей душе появляются такие мысли? (стих 38). Господь высказывает Свое удивление по поводу того, что апостолы не приняли Его тотчас же за Того, Кто Он есть на самом деле.

«Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам» (стих 39). Прежде всего Господь выводит учеников из смущения тем, что убеждает их в тождестве Своей личности с Тем, Кто был их Учителем и Господом. «Посмотрите», что (ὅτι – «что» в русском тексте пропущено) «это Я Сам». Если Он при этом им указывает на руки и ноги Свои, то, очевидно, потому, что на них были знаки от гвоздей, и эти знаки удостоверяли в том, что пред ними стоял действительно их Господь, Который был распят на кресте.

«Осяжите Меня…» Здесь Господь имеет другую цель. Так как апостолы боялись, что перед ними находился только «дух», то Христос приглашает их убедиться в противном: у Него есть плоть и кости.

«Когда же они от радости еще не верили…» (стих 41). Неожиданная радость нередко заставляет человека усомниться в истинности события, послужившего источником радостного возбуждения.

«И, взяв, ел пред ними» (стих 43). Здесь, как показывает сама цель действия Христа, не может быть и речи о том способе вкушения, какой в Священном Писании приписывается Ангелам (Быт.18:8), это было действительное, а не кажущееся вкушение. В книге Деяний сказано об апостолах, что они «ели и пили» со Христом «по воскресении Его из мертвых» (Деян.10:41), следовательно, одинаковым образом вкушали пищу и они, и Христос.

«И сказал им» (стих 44). Многие толкователи полагают (см. например, у Кейля), что между 43-м и 44-м стихами должен быть промежуток во времени, что в 44-м стихе начинается или рассказ о новом явлении Христа, или же изложение всех речей Христовых, сказанных Им по воскресении. Но нет сомнения, что изображенное до 44-го стиха явление Христа остановилось бы, так сказать, незавершенным, если бы Христос тогда не сообщил апостолам тех разъяснений, какие идут именно с 44-го стиха. Поэтому правильнее будет полагать, что пока евангелист изображает еще явление, имевшее место в вечер воскресения.

«Вот то, о чем Я говорил» (стих 44), т. е. вот как осуществились Мои слова, сказанные вам раньше, – слова о том, «что надлежит исполниться…» (ср. Лк.18:31 и сл.; Лк.22:37).

«Еще быв с вами». Теперь Христос уже не находится постоянно с апостолами и прежнее общение их с Ним уже невозможно. Если Христос теперь и является апостолам, то только для того, чтобы убедить их в истинности Своего воскресения.

«В законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Под «законом» у иудеев понимались книги Моисеевы, под «пророками» – книги Иисуса Навина, Судей, Царств и в собственном смысле пророческие книги, исключая книгу Даниила, под «псалмами» – вероятно, все остальные канонические книги Ветхого Завета (т.н. «кетувим» – писания), названные здесь «псалмами» потому, что Господь, очевидно, имел в виду, что в книге Псалмов находится о Нем пророчеств более, чем во всех остальных книгах этого последнего, третьего, раздела Библии. (Заметить нужно, что артикль находится только перед выражением νόμῳ Μωϋσεώς – «в законе Моисеевом», это показывает, что Христос рассматривает все книги как одно целое.)

«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (стих 45). По мнению некоторых толкователей (например, еп. Михаила), Господь совершил это посредством чудесного внезапного озарения, а потом и посредством Своего истолкования Писаний в течение сорока дней до вознесения. С последним нельзя согласиться, потому что здесь идет речь пока только о явлении Христа в вечер воскресения. Первое же предположение не заключает в себе ничего невероятного.

«Так написано» (стих 46), т. е. таким именно способом, на какой Я указывал вам, когда вводил вас в уразумение Писания.

«Пострадать Христу, и воскреснуть…» Это и следующие выражения (стих 47) представляет собой краткую формулировку ветхозаветных пророчеств о Мессии.

«Во имя Его» (стих 47), т. е. в силу того, что Он Своею смертью и воскресением осуществил все пророчества о Нем как о Мессии – Спасителе и Искупителе, и могло быть возвещено прощение кающимся грешникам (в греческом тексте стоит ἐπὶ τῷ ὀνόματι αὐτοῦ – «на имени», но лучше читать с Тишендорфом εἰς τὸ ὄνομα – «во имя»).

«Начиная с Иерусалима». Иерусалим, как столица теократии, должен быть точкой отправления для проповеди о Христе (ср. Ис.2:3, 40:9; Деян.1:8).

«Свидетели сему» (стих 48), т. е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения.

«И» се, «Я пошлю» (стих 49) – точнее: «и вот Я посылаю» (настоящее время ἀποστέλλω обозначает событие, которое должно совершиться в самом скором времени).

«Обетование Отца Моего на вас», т. е. что обещал Мой Отец через пророков, именно, излияние Святого Духа (Иоил.2:28 и сл.; Ис.44:1 сл.; Иез.36:27; ср. Деян.2:16 и сл.).

«Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме». Если 49-й стих соединять с предшествующей речью Христа, то выходит, что апостолы не должны были оставлять Иерусалима до сошествия на них Святого Духа. Так как в таком случае вовсе устраняются явления Христа, бывшие в Галилее, о которых сообщают евангелисты Матфей и Иоанн, то некоторые толкователи видели здесь начало описания последнего явления Христа ученикам, бывшего в день вознесения. Таким образом, между 48-м и 49-м стихами полагают промежуток в 40 дней. Ввиду того, что иного способа соглашения евангельских повествований не находится – другие способы примирения не заслуживают доверия, – остается принять именно такое предположение, что с 49-го стиха начинается описание последнего явления Христа апостолам. Значит, евангелист Лука в своем Евангелии описывает только два явления Христа апостолам: первое – в день воскресения (стихи 36–48) и последнее – в день вознесения (стихи 49–51).

«Доколе не облечетесь силою свыше». Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы – тоже воины Христовы! «Сила свыше» – благодать Святого Духа, которая и есть новая сила, получаемая через Святого Духа (ср. Деян.1:8; Лк.1:35).

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 38-40 и рече им: что смущени есте? и почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе

Господь, как всеведущий, увидев смущающие Апостолов мысли, старается успокоить их, – Он говорит, что это Он Сам, воскресший – живой стоит пред ними и не в призрачном, но в настоящем, а только прославленном, теле.

Видите (посмотрите на) руце? мои и нозе мои и пр. Для полного уверения Господь указывает им на руки и ноги Свои, на которых видны раны от гвоздей; предлагает осязать Себя и рассмотреть, так как дух, отрешенный от тела, и тень с призрачным телом, т. е. мертвец не имеет тела и костей. Если Он и прошел сквозь затворенные двери, то потому, что у Него уже тело измененное с воскресением и прославленное, и потому незатрудняемое никакими вещественными преградами: Господь даже показал им Свои руки и ноги, и Апостолы, по всей вероятности, осязали их для своего удостоверения. Не на это ли осязание указывает св. Иоанн, когда говорит в одном из своих посланий: что мы рассматривали и что руки наши осязали? (1Ин. 1:1)

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Лк.24:38-43

Видя смущение и ужас Своих учеников, Иисус сказал: «Что смущаетесь, почему думаете, что это не Я, а только Дух Мой? и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня, если не верите словам Моим, и рассмотрите Меня; может быть это разгонит ваши сомнения, ибо вы знаете, что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».

И, сказав это, показал им руки и ноги, а по сказанию Евангелиста Иоанна, даже и ребра Свои (Ин.20,20). Тогда Апостолы, все еще не уверовавшие, приступили к Иисусу, стали дотрагиваться до Него и осязанием Его тела и костей убеждаться, что это не Дух, а Сам Господь Иисус Христос. Что они действительно осязали Его, в этом убеждает нас Апостол и Евангелист Иоанн, так говорящий об этом в своем первом послании: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (1Ин.1,1).

Рассматривали, осязали и все-таки не вполне поверили, а только обрадовались и удивлялись. Тогда, чтобы дать им новое доказательство, что перед ними стоит не Дух, Иисус спрашивает их: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.

Как велико было неверие Апостолов в возможность воскресения, и каких обидно-осязательных доказательств они потребовали, чтобы рассеять свое неверие и всякое сомнение! И после этого неверующие решаются говорить, что Апостолы так слепо верили что их Учитель воскреснет, так страстно желали видеть Его воскресшим, что довели свое воображение до болезненного состояния и потому видели не воскресшего Иисуса, а лишь призрак, созданный их мечтами! Возможно ли приписывать Апостолам болезненность воображения, когда они не верили ни словам женщин и двух учеников, видевших воскресшего Иисуса, ни даже своим собственным глазам, а убедились в действительности Его Воскресения только осязанием Его тела, костей и ран собственными руками, а также и тем, что явившийся им Иисус, в их же присутствии, ел рыбу и мед? Это неверие, это обидное требование осязательных доказательств указывает на проявление во всем этом воли Божией. Богу угодно было, чтобы Апостолы постепенно дошли до сознательной веры в Иисуса Христа как Сына Божий; им надлежало идти в мир и проповедовать Его учение, и они должны были обладать для этого верой, не допускающей никаких сомнений, и веру эту должен был принять от них и их последователей весь мир. Слепая вера возможна теперь у христиан, когда все сомнения опровергнуты и истинность Богочеловечества Иисуса доказана; но тогда, когда самое слово крест было соблазном и для иудеев, и для эллинов, с одной слепой верой Апостолы не могли бы совершить такого подвига, какой совершили. Да, им нужна была такая сознательная вера, вера не только сердцем, но и рассудком, до какой они дошли через свое прежнее неверие и постоянные сомнения.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka