Скрыть
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

Святые отцы

Прочие

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение LIX. Когда случилась трапеза, рассказанная Лукой? Если прежде исполнения сорока дней, а значит и вознесения, как сразу вознесён был, ведь написал [Лука] что «вывел их из [города] до Вифании» и прочее и что «стал возноситься на небо»? Если же в сороковой [день], как тогда учениками был осязаем (Лк. 24:50-51; 39), ведь в первый день и в восьмой по Воскресении уже был осязаем [учениками] (Ин. 20:20; 27)?

Разъяснение. Что трапеза, рассказанная Лукой, во время которой Господь вкусил рыбу с [учениками], произошла в первый день Воскресения, ясно из написанного. Если же Лука говорит: «Вывел их до Вифании» и что «вознёсся» (Деян. 1:2), то это не даёт нам [основания] думать, что тотчас Он вознёсся. Ибо есть обычай у писателей, заботящихся о краткости [речи, разные] истории друг с другом соприкасать. Как и у Матфея записано, который ещё не доведя до конца [рассказ] о возвращении Господа из Египта и о поселении Его в Галилее, и пришествие Иоанна на Иордан, и его проповедь, которая произошла почти через тридцать лет [после возвращения Господа из Египта, сразу записал] (Мф. 2:19; 3:1). И многие другие такие же [примеры]возможно привести желающим для подтверждения евангельского согласия. Поэтому примем без изменений то, что написал о вознесении сведший воедино в апостольских Деяниях[этот рассказ], что произошло оно в сороковой день (Деян. 1:3).

Недоумение LX. Почему Лука, написав в Евангелии, что Христос вывел учеников до Вифании (Лк. 24:50-51), где был вознесён, в Деяниях говорит, что от Масличной горы возвратились ученики, с которой как будто Христос вознёсся (Деян. 1:12)? И как, написав в Евангелии, что после вознесения ученики пребывали в Храме, воспевая и благословляя Бога (Лк. 24:53), в апостольских Деяниях изложил, что они поднялись в горницу и [там] находились (Деян. 1:13)?

Разъяснение. Иное есть «в Вифанию» и иное «к Вифании». Выражение «к Вифании» подразумевает дорогу, ведущую туда, на которой располагается и Масличная гора, [дорогу] которую назвал Лука, сказав «к Вифании», намекнув этим на граничащую с ней часть горы, и сказал, что там Господь вознесён был, описывая эту местность. Второе же исследование имеет следующее решение – по вознесении Господа апостолы вернулись в Иерусалим, как сказано в Евангелии, и были всё время в Храме, ясно, что во время молитвы, которое был обычай проводить в Храме. В прочие же часы в доме пребывали, в горнице, о которой сказано в Деяниях апостолов, и в ней непрестанно воспевали и благословляли Господа, Которому и подобает слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений»

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 45-53 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь

Когда Господь умирил и успокоил сердца учеников, удостоверив их в действительности воскресения Своего тела Своими речами, дозволением осязать Себя и вкушением пищи, тогда отверз им ум к разумению Писания. Ибо если бы душа их не утишилась, как бы они уразумели, находясь в состоянии беспорядочном, в состоянии смущения? Ибо «Остановитесь, - сказано, - и познайте» (Пс. 45, 11). За сим учит их, что «так надлежало пострадать Христу». Как же это «так»? На древе крестном. Поскольку погибель вошла чрез дерево, то и тлению надлежало быть разрушену чрез дерево, и услаждение деревом надлежало упразднить Господу, непобедимо прошедшему болезни на дереве. Потом, - говорит, - надлежало Христу «воскреснуть в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах». Здесь Господь говорит о крещении. Ибо в нем совершается покаяние чрез исповедь и отложение прежней злобы и нечестия и последует прощение грехов. - Как понимать то, что крещение бывает во имя одного только Христа, когда мы в другом месте научаемся совершать оное во имя Отца и Сына, и Святаго Духа? (Мф. 28, 19). Во-первых, то скажем, что когда мы говорим: крещение бывает во имя Христа, то не то говорим, будто нужно совершать оное в одно имя Христа, но что нужно совершать крещение ни иудейское, ни Иоанново, служившее к одному покаянию, но Христово, которым Христос крестился, то есть духовное, подающее общение Святого Духа и прощение грехов, что Он Сам показал, крестившись ради нас в Иордане и явив Духа Святого в виде голубя. - Потом, крещение во имя Христа понимай так: крещение в смерть Христову. Ибо как Он умер и в третий день воскрес, так и мы образно погребаемся в воде, потом выходим из нее нетленными по душе и получаем залог быть нетленными по самому телу. - И иначе: имя Христос (помазанник) само в себе предъявляет и Отца помазавшего, и помазание Духа, и Сына помазанного. - Прощение грехов бывает «во имя Господа». Где же скверные языки тех, кои крестят в Монтана и Прискиллу и Максимиллу? Поистине, крестящимся так не бывает никакого прощения, а еще прилагаются грехи, и поэтому они впали в ужасную погибель. - Слово прошло «во всех народах», начиная от Иерусалима. Ибо, когда во Христе соединилось и воспринято все естество человеческое, ему не нужно уже было распадаться на два отдела - евреев и язычников, но, начиная от Иерусалима, слову нужно было вселиться и между язычниками, чтобы объединить весь род человеческий. «Вы же, - говорит, - свидетели сему», то есть страданиям и воскресению. Потом, чтобы они не смутились внутренне помыслами (о том, например), как мы, люди простые, будем свидетельствовать и посланы будем к язычникам, как выступим прямо против иерусалимлян, которые и Тебя убили, Господь для сего говорит: мужайтесь, ибо Я вскоре пошлю (на вас) «обетование Отца Моего», о котором Я сказал чрез Иоиля: излию от Духа Моего на всякую плоть и прочее (Иоил. 2, 28). Итак, вы, ныне боязливые и немужественные, оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силой не человеческой, но небесной. Не сказал: пока не «получите», но: пока не «облечетесь», показывая чрез это, что духовное вооружение будет хранить их со всех сторон. - Вывел их до Вифании; думаем, что это случилось в самый сороковой день (от воскресения). Ибо о чем они говорят кратко, то (ты понимай, пожалуй) совершается в течение многих дней, как и сам Лука говорит в Деяниях (1, 3), что Господь являлся ученикам в продолжение сорока дней, ибо Он часто являлся им и часто удалялся от них. - Господь «благословил» учеников, быть может, для того, чтоб преподать им силу, которая хранила бы их до сошествия Духа, а может быть, и в наше научение, чтобы мы, когда удаляемся куда-нибудь, подчиненных своих вверяли под сохранение благословением. - И стал «возноситься на небо». Илия возшел «на небо» (4Цар. 2, 11), ибо казалось, что он возносился как бы на небо; а Спаситель возшел на самое небо предтечею всех, чтобы со святой плотью Своей явиться лицу Божию и посадить ее с Отцом (Евр. 9, 24): и ныне естество наше во Христе принимает поклонение от всякой ангельской силы. - «И возвратились в Иерусалим с великою радостию. И пребывали всегда в храме». Смотри, какое мужество! Еще не получили Духа, а живут духовно. Прежде запирались в дому, а теперь живут посреди первосвященников и не заботятся ни о чем житейском, но, презрев все, постоянно пребывают в храме, хвалят и благословляют Бога. О, если бы и мы, став подражателями их, постоянно пребывали в святой жизни, хваля и благословляя Бога такой жизнью! Ибо жизнь святая и добродетельная есть слава и благословение Богу, потому что Ему принадлежит всякая слава вовеки. Аминь.

Григорий Палама, свт. (†1359)

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их

Почему же Он стал посреде их, и сшествовал с ними? – Для того, чтобы показать Себя совершенно здравым и невредимым; чтобы представить Свои стопы сильными и совершенно крепкими; и, тут же, раны, оставшиеся от гвоздей, руки – совершенно такие, какие были пригвождены ко Кресту, само прободенное ребро, а, может быть, и следы от ударов – представляя в удостоверение Спасительной Страсти.

Беседы (омилии). Омилия 21. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их

Воскресший Господь являлся ученикам Своим не только в Иерусалиме, но и на пути в Эммаус, и в Галилее на горе, и на берегу озера Тивериадскаго: почему же наконец Он явился им не прямо на месте, которое избрал для Своего вознесения, но в Иерусалиме и вывел их из него вон? Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокаго знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхаго Иерусалима, который обетованнаго ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял (Иоан. I. 11), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубить души человеков, но спасти из среды погибающих, начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхаго града лучшие камни, и художеством небеснаго архитектонства – словом истины и спасения, очистил и приготовил их для новаго здания: то, дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живый град небеснаго царствия на земли, Он несет избранные Им живые камни из ветхаго града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение. Извед их вон до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови их. Воздвиг руце на небо, и простер их на благословляемых, в знамение, что преподает благословение небесное и пренебесное, и так обширное, как далеко досязают Его руце, в которых вси концы земли (Псал. XCIV. 4). Какими словами благословил? – Сего не написал святый Лука: но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но простерся и простирается и на всю Церковь Христову до последняго истиннаго христианина пред вторым пришествием Христовым. Более, нежели вероятно, что к сему благословлению принадлежат преданныя святым Матфеем слова Христовы: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. XXVIII. 20).

Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия. 1854 год

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их

И, подняв руки Свои, благословил их. В ветхом Завете было в обычае благословение чрез поднятие рук над благословляемыми. Так о первосвященнике Аароне написано: И воздвиг Аарон руце к людем, благослови я (Лев. 9, 22). А когда принимал благословение один или немногие, благословляющий возлагал руки на благословляемых (Быт. 48, 14; Марк. 10, 16). И потому не без основания полагают, что так и Господь преподал благословение Своим ученикам, присоединив к древнему обычному благословению знамение креста, так как обычай в Христовой Церкви преподавать благословение чрез крестное знамение есть всеобщий; а чрез это указывает на свое происхождение от святых Апостолов, которые ничего такого не вводили, чему не были наставлены от Самого Господа.

И благослови их. Благословил их Иисус Христос, в котором Бог Отец, как учит Апостол, благословил нас всяким духовным благословением в небесах (Еф. 1, 3). То есть все духовные или благодатные дары получаем мы от Бога чрез Иисуса Христа. Он своими заслугами, страданиями и крестною смертию, примирил нас с Богом Отцем, дал нам возможность быть сынами Божиими и Его сонаследниками в обителях небесных, участниками вечной Его славы (Рим. 8, 17). Иисус Христос благословил своих учеников и Апостолов пред вознесением своим на небо, — и это Его благословение, без сомнения, имело на них благотворное, благодатное действие: оно сообщило им то великодушие, с каким они теперь расстались с Господом, и то благодушие, ту духовную радость, с какими они с Елеона возвратились в Иерусалим, и ожидали обещанного от Отца Всесвятого Духа.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 

– «И вывел их»: это было через 40 дней по воскресении Спасителя (Деян.1 и дал.).
– «Вон» из города Иерусалима, где, как видно, Он провел с учениками последний день, точно так же как и первый день по воскресении своем, остальное время проводя отчасти в Галилее.
– «До Вифании»: лежащей на восточном склоне горы Елеонской. Не до самого селения Вифании довел Он их, но только до вершины горы Елеонской вблизи Вифании и с этой горы вознесся (Деян.1:12). – Об обстоятельствах вознесения евангелист говорит здесь (как и Марк) кратко, подробнее же излагает в книге Деяний (Деян.1:3–11).
– «Подняв руки свои»: символическое действие благословения и молитвы (ср. Лев.9:22).
– «Благословил их»: самые слова благословения здесь не изложены. Не они ли отчасти изложены в книге Деяний Деян.1:9, сходные с приведенными выше (ст. 49) и так приличествующие Учителю-Искупителю при прощании Его с учениками, будущими проповедниками Евангелия Христова во всей вселенной? 
– «Стал отдаляться от них и возноситься на небо»: см. Деян.1и прим. к Мк.16:19.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 50-53 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь

Евангелист Лука заключает свое Евангелие кратким описанием события вознесения Христа на небо. Это событие совершилось в тот день (40-й по воскресении; ср. Деян.1:3), когда Господь говорил ученикам то, что изложено в самом кратком виде в 49-м стихе (на это указывает частица δέ, в русском тексте – «и», стих 50).

«До Вифании», т. е. до того места, где начинается дорога в Вифанию. Это место находится на горе Елеон (ср. Деян.1:12).

«Подняв руки Свои» – символическое действие благословения (ср. Лев.9:22).

«Стал отдаляться от них и возноситься на небо» (см. Мк.16:19). Евангелист Лука так кратко говорит о вознесении на небо, вероятно, потому, что имел уже в виду более обстоятельно изобразить это событие в книге Деяний, что и сделал (Деян.1:1–12).

«Поклонились Ему». Здесь «поклонение», очевидно, понимается как религиозное действие: по отношению к возносившемуся Христу оно иным и быть не могло (ср. Ин.4:23).

«С великою радостью». Эта радость объясняется тем, что апостолы теперь уже сами видели, что Христос вознесся на небо. Тут устранялась возможность всяких сомнений и страхов, которые возникали в них по поводу воскресения Христа, которое видеть они не были удостоены.

«Всегда в храме». Конечно, здесь разумеется храм Иерусалимский, а не сионская горница (как предполагает еп. Михаил). Даже и после сошествия Святого Духа апостолы, как благочестивые израильтяне, ежедневно посещали храм (Деян.2:46, 3:1).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Извед же их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, (и) благослови их

Это было в день последнего явления Иисуса Христа Апостолам, пред самым вознесением Его на небо, в 40 день по воскресении (Деян. 1:4 и дал.) Вон (из города), т. е. Иерусалима, где, как видно, Господь провел с учениками последний день, точно так же, как и первый по воскресении Своем, остальное же время проводя часто отчасти в Галилее. (Мих.). До Вифании. Вифания – селение, в котором жил воскрешенный Господом друг Его Лазарь со своими сестрами Марфою и Мариею и которое лежало на восточном склоне горы Елеонской или Масличной (так называвшейся от множества маслин на ней. См. Лк. 10:38). В настоящее время там, на месте вознесения, воздвигнут храм. Близ селения Вифании с горы и вознесся Господь (Деян. 1:12).

Евангелист Матфей ничего не написал о вознесении. Лука, как и св. Марк, говорят о нем кратко. Подробнее же описывается оно Лукою в другой его книге, – Деяний Апостольских. Там говорится о нем так: Господь, собрав Апостолов, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Ангелы) и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом (т. е. для суда над родом человеческим), как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим (Деян. 1:4-12).

В книге Деянии не сказано, как сказано в Евангелии, что Господь пред Своим вознесением воздвиг (подняв) руце Свои, благослови Апостолов. Поднимать руки, это – действие при благословении и молитве. Так повествуется в книге Левит о благословлении Аарона первосвященника: и подняв руки свои к народу, благословил его (Лев. 9:22). Господь благословил Апостолов, как истинный и вечный первосвященник (Евр. 7:25). При благословении обыкновенно произносились благожелание и молитва. Таким именно образом благословляли детей своих Исаак и Иаков. Самые слова благословения Господа св. Лука не передает ни в Евангелии, ни в Деяниях, но содержание его видно из тех слов, которые говорил Господь Апостолам пред самым Своим вознесением. По всей вероятности, к сему благословению принадлежат и переданные св. Матфеем слова Христовы: се Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Своим вознесением на небо Господь открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище (Ин. 16:7), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Св. Духа.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священническом благословении.

Лк.24:50. Здесь пример и основание для священнического благословения пасомых, установленного и Писанием: Евр.7:7; Лев.9:22-23; Господь и во время земной жизни Своей также благословлял: Мк.10:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible