Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Луки 2:14
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Святые отцы
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Гладков, Б. И. (†1921)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 8-14 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел; не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение
Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом. – Ангел благовестил великую радость, которая, – сказал, – будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого. – Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе (Ин. 14, 27; 16, 33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человеках благоволение», то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе.
Григорий Палама, свт. (†1359)
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение
По причине Родившегося сегодня и пастыри вместе с Ангелами составляют общий хор и тот же воспевает похвальный гимн и общую начинают песнь; не потому, что бы Ангелы взяли в руки пастырские свирели, но потому что пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде небесного воинства и научаются от Ангелов небесному гимну, лучше же сказать: вместе небесному и земному. Потому что они вещают: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Потому что Обитающий в вышних и Держащий небесные высоты, ныне землю имеет Своим престолом, и славится на ней и в равной мере, как там (на небе) славится Святыми и Ангелами Его.
Но что за причина общего сего Ангелов и людей славословия и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всех людей благая весть? «Се бо, – говорит Ангел пастырям, – благовествую вам радость велию, яже будет всем людем» (Лк.2:10). Итак, что это и какая эта всемирная радость, возвещаемая евангельским гимном, говорящим: «Мир, в человецех благоволение», – выслушай до конца, и узнаешь. – Ибо Бог, Который разгневался на человеческий род и подвергший его страшным проклятиям, ныне пришел во плоти, имея Свой мир даровать им и примирить их с Высочайшим Отцем. Потому что Ангел возвещает пастырям: «Родился не нам, Ангелам, хотя ныне на земле Он бывает видим, Кого на небесах мы воспеваем, но вам, людям, т.е. – ради вас, а также и в вашем естестве родился Спаситель, Христос Господь, в городе Давидовом». – Что же желает присущее миру благоволение Божие? – Присущее миру, потому что: «мир», говорит Ангел, «благоволение в человецех». Случалось когда и раньше Он являл примеры мира к людям: потому что и Моисею Бог «глагола, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу» (Исх.33:11); и Давида Он нашел по Своему сердцу (Деян.13:22); и самому всему Иудейскому народу Он явил знамения мира, снисшед ради них на гору (Синайскую) и говорив к ним из среды огня и мрака, но – не в благоволении: потому что благоволение – угодная сама по себе и предшествующая и совершенная воля Божия. Итак, предшествующая и совершенная воля Божия в отношении к неким людям или одного из народов не заключается в (оказанном им) благодеянии, и оно не было «совершенным»; посему, как «сыновьями» Бог называл многих, Единый же есть Тот, «в Котором Его благоволение» (Мф.3:17); так и многократно Он даровал людям Свой мир; единый же есть оный мир, который заключает в себе также и Его благоволение, мир, который, благодаря Воплощению Господа нашего Иисуса Христа, дается как совершенный и неизменный всякому народу и всем желающим.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение
Слава Богу и мир — людям! Сии два слова составляют высокое значение всех тайн в деле искупления рода человеческого. Все Божественные совершенства, могущество, премудрость, благость, правосудие являются здесь в самом ясном свете. Иисус Христос рождается, чтобы примирить мир со Своим Отцом, воздавая Богу славу, которую грех старался у Него похитить, рождается, чтобы вести брань с грехом и победить его, связать диавола, покорить плоть духу и соединить воли человеческие между собой и с волей Божией; следовательно, Ангелы достойно и праведно воспели сию песнь радости и счастия: Слава Богу! Мир — людям! Слава Богу, отмщающему прощением! Мир людям, послушным учению и благодати Спасителя.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– «Слава в вышних Богу»: да будет слава Богу, по связи речи и по обстоятельствам – слава за великое дело искупления людей. Домостроительство искупления человечества составляет величайшую славу Бога, являя Его любовь, Его милосердие, Его благостное снисхождение к людям; и за это должны славословить Его небо и земля, ангелы и люди.
– «В вышних»: т. е. или в вышних – на небесах, являющему свое особенное присутствие и славу Богу (да будет слава), или – да будет Ему слава особенно на небесах, среди небожителей, радующихся об искуплении человечества (ср. Феофил.).
– «На земле мир»: Искупитель со своим Евангелием принес на землю мир, который и даровал особенно сначала апостолам, а через них и всем истинным последователям своим (Ин.14:27, 13:34,35), почему еще в Ветхом Завете он представлялся как «князь мира», или миролюбивый и миротворный царь (Ис.9:6). Это – мир особенный, не такой как дает мир (Ин.14:27), мир людей святых или искупленных от греха. Грешники не имеют мира ни с Богом, ни между собой (Ис.48:22), а бывающий мир между ними есть вражда против Бога. Господь Иисус принес мир людям – 1) примиряя мир с Богом своей крестной смертью; 2) побуждая грешного человека оставить свою вражду на Бога и предать свою буйную волю воле Божией, что дает душе его мир, превосходящий всякий ум; научая людей прощать оскорбления ближнему своему, благожелать ему, чем лучше всего восстановляется нарушенный мир; побуждая человека изгонять из сердца своего все страсти, нарушающие мир между людьми, – зависть, гордость, своекорыстие и пр.; 5) распространяя между всеми народами начала любви – основной догмат христианской жизни, и таким образом проповедуя мир всеобщий. Если между последователями Христовыми не бывает иногда мира, даже между целыми народами, то это противно закону евангельскому и происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда того не хотят сами люди, и в этом не виновно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную заповедь евангельскую из-за своих греховных стремлений.
– «В человеках благоволение», или благоволение к человекам. Искупление проявило всю великость Божия благоволение и Божией любви к людям, и потому дело искупления всюду в священном Писании представляется как дело величайшей неизреченной любви Св. Бога к грешному человеку (Ин.3:16. Еф.5:2. 1Ин.4, Откр.1 и др.) Святой может благоволить к грешнику человеку лишь потому, что смотрит на него не на самого в себе, а во Христе – Сыне своем Искупителе, в котором и представляется человек очищенным от грехов своих и святым.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-14 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение
«Многочисленное воинство небесное» – буквально: «множество, масса (πλῆθος) небесного войска», т. е. Ангелов, которые и в Ветхом Завете являются окружающими престол Божий (3Цар.22:19; Пс.102:21; Дан.7:10).
«Слава в вышних» – теперь, в настоящий момент, подразумевается глагол «есть», а не «будет». За дарование миру Мессии Бог прославляется «теперь» на небе Ангелами: Ангелы только что сошли с неба и объясняют пастухам, как там («в вышних») встречена весть о рождении Спасителя (ср. Мф.21:9).
«И на земле мир». Под «миром» они понимают не только спокойствие, которое представляется уже водворившимся на земле с рождением Христа, но все спасение, носителем которого является Новорожденный (ср. Лк.1:79).
«В человеках благоволение». Одни кодексы читают так, как наш славянский и русский тексты – ἐν ἀνθρώποις εὐδοκία, другие – ἐν ἀνθρώποις εύδοκίας. И то и другое чтение имеет свои основания. Лучше признать правильным наше чтение, потому что в таком случае получается три отдельных положения, совершенно равных по размеру (новое «трисвятое», по выражению Эдершейма, с. 240).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 13-14 И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение
Множество вой небесных (многочисленное воинство небесное), т. е. множество Ангелов. Ангелы в Свящ. писании нередко представляются под образом воинства, окружающаго своего небеснаго Царя. Так видели Господа Исаия (Ис. 6:2), Даниил (Дан. 7:10), Иоанн Богослов в откровении (Откр. 19:14). «В высотах небесных тысящи тысящей и тьмы тем Ангелов, предстоящих престолу Бога Триипостасного, созерцая чистыми очами Его дела, всегда поют Ему славу, пишет митроп. Киев. Филарет. Но особенную воздают Ему хвалу при особенных Его действиях. Так при сотворении мира воспевали они славу Его всемогуществу, премудрости и благости (Иов. 38:4-7). Так и здесь при возстановлении падшего естества человеческого, и как бы при возсотворении его, сонмы Ангелов во всех краях неба поют славу Его милосердию.»
Слава в вышних Богу. Иисус Христос сказал: Радость бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10); какая же была радость, когда они узрели обетованного Спасителя всех человеков, уже родившегося для их спасения? В сей-то радости приветствуют они друг друга и воздают славу Богу.
И на земли мир. Это первая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. Был некогда мир и на земле, когда, по сотворении ее, поставленный от Бога обладателем ее, человек, в невинности своей, повиновался заповеди Творца своего. Но сверженный с неба, сатана прельстил обладателя ее и, вовлекши его в преслушание Творцу своему, отнял от него мир (Быт. гл. 3). И вот с того времени земля сделалась жилищем людей, 1) противящихся Богу, 2) враждующих друг с другом и 3) стонущих от своих страстей и угрызений совести. Следовательно, чтобы снова водворить на земле мир, надлежало род человеческий спасти от грехов, которые служат первоначальною причиною всякой брани, всякаго неустройства и всех зол. Это и сделал родившийся Спаситель мира. – «Где этот, принесенный Господом И. Христом, мир на земле?» спросит кто. На это так отвечает епископ Михаил: «Если между последователями Христовыми, даже между целыми народами, не бывает иногда мира, то сие, противное закону евангельскому, происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда не хотят того сами люди, и в этом неповинно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную евангельскую заповедь из-за своих греховных стремлений.»
В человецех благоволение. Это – вторая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. В искуплении рода человеческого Господь проявил все величие Своего благоволения и любви к людям; потому дело искупления всюду в Свящ. писании представляется делом сей любви, сего благоволения Божия к грешному человеку (Ин. 3:16; Еф. 5:2; Откр.1:5). Божественными заслугами страданий и смерти Своей воплощенный Сын Божий избавляет людей от гнева Божия за грехи их, становится Главою человечества, Ходатаем и Примирителем их с Богом, братом их (Евр. 2:11-12), другом их (Ин. 15:14-15) и ради Его всесильного ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец небесный отверзает человекам и входы в царство небесное, кающихся из них и истинно верующих в Сына Его премлет в Свои отеческие объятия, и они перестают быть чадами гнева Его, но становятся чадами любви и благодати Его (Киев. Фил.).
Гладков, Б. И. (†1921)
Пастухи не сомневались, что ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они радуются, что с принятием новой заповеди любви мир будет и на земле, и что к людям, которые подчинятся закону любви, будет Божие благоволение. Слава и мир! Слава на небе, мир на земле!
Нам могут, однако, заметить: прошло двадцать столетий с тех пор, как ангелы возвестили наступление мира на земле, а люди все продолжают воевать, обагряя землю человеческой кровью; какой же это мир?
Мир, возвещенный ангелами, нельзя понимать как немедленное прекращение всех войн и ссор, как одновременное замирение всех живущих на земле людей, как начавшийся уже мир всего мира. Сам Иисус Христос, говоря Своим ученикам – «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14,27) – и объясняя им, что этот мир будет с ними и что они будут считаться Его учениками только тогда, когда будут исполнять новую Его заповедь любви – «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35), – не скрывал от них и той распри, которую породит Его учение. «Не думайте, сказал Он, – что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10,34). Следовательно, мир дается не всем живущим на земле, не всем даже признающим Иисуса Христа за Господа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21), но только тем, которые вправе называться истинными учениками Христа, тем, которые свято исполняют Его заповедь любви; причем этот мир есть мир внутреннего мира человека, мир его души, и об этом-то мире пели ангелы в своем гимне.