Скрыть
и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 22-24 И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Иерусалим, поставити пред Господем, якоже есть писано в законе Господни, яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища, или два птенца голубина. Не по подобию иных человеков, не для того облекся Господь плотию, чтобы прийти в бытие и произойти на свет; соделался же человеком, чтобы освятить плоть. Если же кто слова: поставити Его пред Господем — понимать будет о самом Господе, то в таком случае уклонится от надлежащего смысла. Ибо, когда Господь сокрыт был от очей Отца и не мог быть Им видим? Или, находится ли какое место вне Его владычества, где пребывая, не предстоял бы Он Отцу, пока не был принесен в Иерусалим и внесен во храм? Но для чего приносили и прообразовательные жертвы, когда был Он — самая действительность? Не для того ли, что написано сие не ради Него, но ради нас? Ибо как Он, сущий Бог, неизменяемо по естеству делается человеком, и обрезывается плотию, и крещается, и терпит прочее не ради Себя, но ради нас, чтобы мы, будучи человеками, по благодати соделались чрез усыновление богами, и обрезались духовно, а не по Закону, и крещением омыли греховную скверну, и распялись миру, и возстали Богу: так и сказанное здесь об очищении их, о поставлении Его пред Господем и о прообразовательных жертвах совершено и написано не Его ради, но ради нас, дабы мы научились очищать и поставлять себя пред Богом, таинственно и духовно принося Ему два горличища или два птенца голубина. И горлица есть символ целомудрия и безмолвия; потому что животное сие пустыннолюбиво и весьма целомудренно; и если умирает горлица мужеского или женского пола, то оставшаяся не сопрягается уже с другою. Птенцы же голубиные суть образ незлобия и кротости. Посему те, которые целомудрием очищают себя от плотских удовольствий и похотей, а незлобием и кротостию удерживаются от раздражительности и гнева, действительно приносят добрые жертвы, являются лицу Божию и поставляют себя в Иерусалиме небесном. Ибо ничто не угодно так Богу, как незлобие и целомудрие. И действительно, Бог хощет соделать нас столько целомудренными, чтобы мы и не взирали даже на женщину с похотением; о незлобии же говорит: аще не обратитеся и будете яко дети (Мф. 18:3), не по телесному возрасту, но под образом детей представляя незлобие; а в пример кротости и смиренномудрия представляет Себя самого, говоря: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Но если кто спросит: почему же означенных животных повелел приносить в числе двух и двух, и двух совершенных, а двух птенцов? Ответствую: поскольку человек двусоставен, то-есть, состоит из души и тела, то Бог требует от нас двоякого целомудрия и двоякой кротости. Если по телу воздерживаюсь от плотских удовольствий, а по душе вожделеваю их; то я не целомудрен, но прелюбодей. Ибо сказано: воззревший, ко еже вожделети, уже любодействова в сердце (Мф. 5:28). И также, кто по наружности кажется кротким, но в душе раздражителен; тот не незлобив, но лицемерен и гневлив; видимое и мнимое незлобие служат у него покрывалом тайной злобы. Таковых имея в виду, говорит Пророк: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху (Пс. 61:5); и еще: глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих (Пс. 27:3). Повелевая приносить двух совершенных и двух птенцов, дает этим разуметь, что в благоразумии и целомудрии должны мы быть совершенны, но злобою, как говорит Апостол, младенчествовать (1Кор. 14:20). Но посмотрим, — относительно чего, где и когда сказано: всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется, — и что это за загадка закона?..

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста

Закон предписывал, чтобы новорожденных еврейских младенцев мужеского пола, представляли пред Богом, принося в дар две горлицы или два птенца голубина, под образом сих добротолюбивых и незлобивых птиц давая разуметь простоту и мягкосердечие младенцев и научая, что подобным очищается подобное. Младенцев Писание в другом месте называет и агнцами, потому что предающихся неистовству, отрекающихся от своей природы и оскорбляющих ее оно уподобило козлищам.

Письма. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 21-24 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных

Когда Закон дал заповеди, тогда нарушители оных подвергались проклятию. Итак, Господь обрезуется, чтобы, и в этом исполнив Закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия. Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что воплотился призрачно, ибо как обрезан, если воплотился призрачно? Исследовать же, где находится обрезанная часть, бесполезно. Ибо не должно изыскивать того, о чем Писание умолчало. Да это и совершенно бесполезно. Можно сказать, что она по отрезании пала на землю и освятила оную, подобно как кровь и вода, истекшие из ребер Его. А Он известным Ему образом сохранил частицу эту неврежденной и по Воскресении снова восприял оную, чтобы и в сем отношении не оказаться с недостатком; подобно как и мы в воскресении получим тело наше в целости. Примечай, что Господь зачался не тотчас, как Ангел сказал: «и вот зачнешь», но после сего, когда восхотел. Ибо смотри, что здесь говорит: «нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». Это видно и из самого изречения, ибо не сказал: «зачинаешь», но «зачнешь». Из сего можно заключить, что Господь зачался в то время, но не в ту самую минуту, когда говорил Ангел, а может быть, когда окончил речь. Впрочем, мы говорим это не утвердительно. «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву». Хорошо сказал: «по закону Моисееву», ибо поистине Дева не имела необходимости ожидать дней очищения, которых, в случае рождения мужеского пола, было сорок. В Законе сказано: «женщина зачнет (зачнет от семени) и родит младенца мужеского пола» (Лев. 12, 2); а Дева зачала не от семени, но родила от Духа Святого. Поэтому она не имела необходимости, а пришла во храм по желанию исполнить закон. Почему же в случае рождения мужеского пола дней очищения - семь, а женского - вдвое? «Если женщина, - сказано, - зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней… Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели» (Лев, 12, 2, 5)? Потому что родившая мужеский пол вводит в мир другого Адама, а родившая женский пол рождает другую Еву - сосуд слабый и малосильный, сосуд глиняный, разбитый, трость обмана, наставницу преслушания. - Слова Закона: «чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» сбылись собственно на одном Христе; ибо Он Сам разверз ложесна Девы, тогда как у прочих матерей ложесна разверзает муж. - Закон повелевал приносить пару горлиц в показание того, что деторождение - от чистого супружества. Ибо о горлице говорят, что она целомудренная птица, так что, лишившись своего самца, с другим не совокупляется. Если же родители не имели горлиц, то приносили двух птенцов голубиных, чтобы жизнь сего дитяти послужила к многочадию; ибо голубь - птица многоплодная.

Григорий Палама, свт. (†1359)

и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных

Наличие пары горлиц как бы являло целомудрие родителей и в то же время имело известное отношение к живущим по закону брака; а два птенца голубиных, как незнакомые с браком, ясным образом предвозвещали Деву и Рожденного от этой Девы и Девственника до конца сущего. И обрати внимание на совершенство Закона, ибо сказал он о паре горлиц, как обозначающих тех, которые сочетанны в браке; относительно же птенцов это понятие не имело места: потому что ни Родившая, ни Рожденное не знали ига (брака). Но издавна предвозвещая девственное рождество, Закон это предызображает и предначертывает чрез эти образы; после же того, как чудесным образом родившись, ныне в храм был принесен, Дух уготовал иных горлиц и иных птенцов голубиных – более достойных. Кого же это? – Симеона и Анну, которых если бы кто назвал: или птенцами голубиными, по причине совершеннейшего младенчества в отношении зла (грехов), или – горлицами, по причине крайнего целомудрия, – справедливо бы сказал.

Но Симеон, воистину, – дабы нам бегло пройти евангельские слова, – будучи праведным и богобоязненным, и употребляемый Святым Духом и ныне движимый Им, пришел в храм и поспешил навстречу и принял в объятия сего Небесного и вместе Земного Младенца, принося Ему, как Богу, гимн и моление, моля в мире разрешиться от тела, возвещая всем и утверждая, что Он – Спасительный Свет, Который будет на падение для неверующих и на восстание верующим в Него. Затем и Деве, Матери Младенца, он предвозвестил, являя, что на основании скорби, которую Она испытает при Кресте Сына, должна будет стать (особенно) явленной Матерью по естеству нынешнего Богочеловека-Младенца, и должно будет открыться нетвердое помышление сердец относительно сего: ибо Симеон прекрасно засвидетельствовал, что из-за горя, приносимом страданиями Сына и величайшей скорби и сострадания, Она есть истинная, родная Мать сего чудесного Сына. Пророчица же Анна, дочь Фануилова, вдова, сущая 84 лет, прилежная в постах и молитвах и отнюдь не оставляющая храма, тогда особенно исполнившись Божественного Духа, возблагодарила Бога и возвестила, что наступило искупление для ожидающих, являя, что это Искупление есть Сей Младенец. Таковых духовных горлиц Дух Святый предпослал для Сретения восходящему в храм Христу, и показал нам какими должны быть и женщины, лишающиеся средств к жизни с потерей мужей, и мужчины, потерявшие своих супруг. Ибо сия Анна, дщерь Фануилова была вдовой, но – и Пророчицей. За что (она получила сей дар пророчества)? – За то, что оставив мирские и житейские заботы, она не оставляла храма; за то, что пребывая ежедневно и еженощно в постах и бдениях, и молитвах и псалмопениях, она проводила непорочную жизнь; посему-то и Господа, Которому делами была предана, она естественно опознала, когда Он пришел (в храм), как и Псалмопевец-Пророк говорить Ему: «Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне» (Пс.100:2).

Беседы (омилии). Омилия 5. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных

Жертва в сем случае должна была состоять в агнце и горлицах. Только бедные, у коих не было агнцев, могли приносить одних горлиц, или птенцов голубиных. Евангелист, имея, вероятно, в виду бедность Матери Иисусовой, умолчал об агнце.

Слово в день Сретения Господня

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных

Закон очищения имел целью очистить осуждаемую законом нечистоту женщин, навлекаемую чадорождением, Мария, соделавшись матерью, не перестала быть чистейшею девою, и потому не подлежала сему закону; но Её совершенная чистота была тайною, которой надлежало ещё остаться неведомою. Поэтому Она не могла оставить общую обязанность, не показавшись как бы нарушительницею закона, т. е. не подавши соблазна; в сем случае повиновение закону было для Неё обязанностью любви.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, [Зач. 7.] принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

«Когда исполнились дни очищения»: по закону Моисееву (Лев.12:2-8) женщина родившая младенца мужского пола считалась нечистой семь дней и, сверх этого, тридцать три дня должна была пробыть дома, очищаясь. В продолжении этих 40 дней, которые и назывались днями очищения, родившая не могла прикасаться ни к чему священному и не должна была приходить к святилищу или к храму.
– «Принесли»: т. е. Иосиф и Мария. Хотя муж не подлежал закону очищения, но он упоминается здесь вместе с Марией («их», «принесли»), потому что в повествовании евангелиста соединяются известия об исполнении в настоящем случае двух законов – закона об очищении и закона о посвящении Господу первенца, из коих в исполнении последнего мог участвовать и муж родившей, и Иосиф участвовал. По силе этого закона (Исх.13:2,12 и дал.), в память того, что в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел-погубитель истребил всех первенцев египетских, все первенцы еврейские должны были быть посвящены в особенное служение Богу, т. е. для служения при святилище. Когда же впоследствии для этого избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять сиклей серебра (Чис.18:16). Господь Иисус, как первородный (и единородный), также по сему закону должен был быть посвящен Господу, каковое посвящение и совершилось вместе с той очистительной жертвой, какую, по окончании дней очищения, всякая роженица должна была принести в храм. – При посвящении Господу первенцев закон не требовал никаких обрядов, но от женщины родившей по окончании дней очищения требовалась жертва: однолетний агнец во всесожжение и молодой голубь или горлица в жертву за грех; для бедных же, для коих дорого было приносить агнца, закон дозволял приносить две горлицы или двух молодых голубей, – одного во всесожжение (вместо агнца), а другого в жертву за грех (Лев.12:6-8). Мария, как видно из этого повествования евангельского, принесла жертву, дозволенную бедным. – Для чего нужно было Господу, коего зачатие и рождение было безгрешное, подвергаться обрезанию, а Матери его Пречистой – закону об очищении? – 1) Для того, чтобы исполнить всякую правду (Мф.3:15) и показать пример совершенного подчинения закону, как выражение святой воли Божией. 2) Для будущего служения Мессии, в глазах Его народа: необрезанный не мог быть в обществе народа Божия, не мог входить ни в храм, ни в синагоги; необрезанный, Он не мог бы иметь влияния! на народ, ни быть признан Мессией. Равно Святая Матерь Его, не очистившись, в глазах священников и народа не могла бы быть истой Израильтянкой. Тайна непорочного зачатия и рождения не была еще известна никому, кроме Иосифа и Марии, а потоми все формальности законные должны были быть исполнены в точности.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-24 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных

Когда совершилось принесение Господа во храм – до или после поклонения волхвов? Несомненно – до поклонения. За такое предположение говорят следующие соображения. Бегство святого семейства в Египет следовало непосредственно за поклонением волхвов, как это ясно видно из 13–14 стихов 2-й главы Евангелия от Матфея. Отсюда можно заключить, святое семейство никак не могло сходить в Иерусалим после прибытия волхвов. Притом Ирод уже был уведомлен волхвами о рождении Царя Иудейского и должен был после того принять меры к отысканию нового «царя». Затем, если бы в это время еще Симеон и Анна засвидетельствовали о рождении Мессии, то положение святого семейства еще более бы ухудшилось. Наконец, и тон речи Симеона, и рассказы Анны о рождении Мессии, как о событии только что ставшем известным, заставляют относить принесение Христа во храм ко времени, предшествующему поклонению волхвов (Богословский, с. 360–361).

«Дни очищения их» (см. Лев.12:2–8). Женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении.

«Их», т. е. иудеев. Об Иосифе здесь не может быть речи, потому что муж в очищении не нуждался, Христос же родился чистым и безгрешным:

«По закону». Здесь указание на то, что в настоящем случае был выдержан вышеуказанный в законе срок – 40 дней.

«Принесли» – точнее: вознесли (ἀνήγαγον).

«Представить пред Господа». Все перворожденные сыновья у израильтян, прежде чем были избраны на служение Богу Левиты (Чис.8:14 и сл.), как собственность Иеговы, были назначены для служения в скинии и храме. Но за пять сиклей, т. е. примерно за 4 рубля (соответствуют стоимости 80 г серебра. – Прим. ред.) они должны были быть выкупаемы, освобождаемы от служения в храме. По закону не требовалось для совершения выкупа приносить младенца в храм, равно как и мать могла не присутствовать лично в храме, когда приносилась за нее жертва очищения. Но благочестивые женщины обыкновенно сами приходили в храм, и в то же время совершался выкуп их младенцев, которых они также брали на этот раз с собой. Так было с Марией и Ее Сыном. Иисус Христос, вероятно, только был представлен священнику, который совершил над Ним две краткие молитвы: одну – за закон о выкупе, другую – за дарование перворожденного сына. Для Марии же была совершена установленная жертва за грех, которой во всех случаях служила горлица или молодой голубь. Кроме того, в жертву всесожжения Она, как бедная женщина, принесла также горлицу или молодого голубя (более зажиточные женщины приносили агнца). При этом деньги за жертву Пресвятая Дева должна была положить в особую огромную кружку («трубу»), которая находилась вблизи возвышенной эстрады, где молились женщины отдельно от мужчин. Затем, конечно, Она поставлена была в числе других принимавших очищение женщин наверху пятнадцати ступеней, которые вели из двора женщин во двор, где стоял жертвенник всесожжения, отсюда было видно, что делалось на жертвеннике всесожжения (Эдершейм, с. 248- 251). Так была принесена Марией «жертва бедных».

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 22-24 И егда исполнишася дние очищения Ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Иерусалим, поставити его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина

В ветхозаветное время был закон, по которому женщина, после рождения дитяти, считалась нечистою в продолжении сорока дней. Дни эти назывались днями очшцения ея, и она не должна была ходить в храм и прикасаться к чему-либо священному в течение всего этого времени. По прошествии же сего срока, она являлась в храм и приносила очистительную жертву. Женщина достаточного состояния приносила в жертву однолетнего агнца во всесожжение, для благодарения Бога, и молодого голубя или горлицу за грех; жертва бедной женщины состояла из двух горлиц, или, вместо них, двух молодых голубей (Лев. 12:1-8). Пресв. Дева Мария, так как была бедного состояния, принесла жертву бедных людей. Она подвергла себя обряду очищения, потому что, не сделав сего, не могла быть истою израильтянкой: тайна непорочного зачатия и рождения не была еще известна никому, кроме Иосифа и Ее Самой. Кроме того, если младенец был перворожденный, то, за обрядом очищения матери, совершался над ним обряд посвящения его Богу. Освяти всякаго первенца перворожденного заповедал Господь чрез Моисея (Исх.13:2). Как совершался этот обряд – с точностию неизвестно. Вероятно, священник принимал младенца на руки и, обратившись к алтарю, возвышал или возносил дитя, как бы вручая его Господу. Заповедь о посвящении первенцев Богу дана была народу иудейскому в память благодеяний Божиих, явленных ему при изведении его из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцев Египетских, не коснулся первенцев Еврейских (Исх. 13:12-16). Как посвященные Богу, первенцы назначаемы были на служение Ему и становились собственностью Божиею: первенцы сынов твоих да даси Ми (Исх.22:29). Но когда впоследствии времени для служения Богу при скинии поставлены были левиты (Чис. 2:13), то за первенцев из всех других колен назначен был выкуп в пять сиклей серебра (Исх. 34:20). Сикль – известное на вес количество серебра. Христос пришел, как сказал Он о Себе, не разорить закон, но исполнить (Мф. 5:17). Посему в 8-й день по рождении, приняв по закону обрезание, в 40-й приносится в храм для посвящения Богу. Пресв. Дева и Иосиф из Вифлеема предпринимают путешествие в Иерусалим, в храм, где совершались обряды закона Моисеева.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible