Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Луки 2:30
ибо видели очи мои спасение Твое,
Святые отцы
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Гладков, Б. И. (†1921)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 25-32 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля
Симеон не был священник, но был человеком боголюбивым; он ожидал, что придет Христос, утешитель евреев и освободитель от рабства греховного, а может быть, и от рабства римлян и Иродова. Ибо кто уверовал во Христа, тот поистине свободен и в чести у царей и всех людей. Посмотри на апостолов. Не были ли они рабами римлян? А теперь цари римские почитают их и поклоняются им. Итак, для них, израильтян, Христос стал утешением. Сей Симеон, движимый Духом Святым, взошел в храм, когда Матерь принесла Господа, и, приняв Его на руки, исповедует Богом. Ибо сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» мог исповедующий, что Он есть Господь жизни и смерти. Смотри, как святые тело считают узами. Потому и говорит: «Ныне отпускаешь», разрешаешь как бы от уз. «По слову Твоему»: говорит о полученном им предсказании, что он не умрет, пока не увидит Христа. «С миром» вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, мятется, как Давид говорит (Пс. 38, 7); умерший же находится в мире. «С миром» - можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, - говорит, - не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь. «Спасением» назвал воплощение Единородного, которое Бог уготовал прежде всех веков. Уготовал это спасение пред лицом всех людей. Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем. Спасение это есть «свет к просвещению язычников», то есть для просвещения омраченных язычников, «и в славу Израиля», ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: «долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 16).
Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)
ибо видели очи мои спасение Твое
То есть, как бы так говорил праведник: мне нечего уже делать на земле, ибо я видел все – Спасителя и самое спасение; увидев Его, мне нечего страшиться и за пределами земли, ибо с Ним – всемогущим Спасителем моим, – «аще бо и пойду посреде сени смертныя, неубоюся зла» (Пс. 22:4).
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– «Ныне отпускаешь»: теперь, с этой минуты порвалась связь, Привязывавшая меня к жизни, и теперь, Владыко, повелевающий всем миром и повелевший смерти не касаться моего бренного тела, несмотря на старость и дряхлость его, «отпускаешь» меня из этой жизни в другую новую жизнь, «с миром», с духовным спокойствием, какого я не мог иметь, если бы смерть постигла меня ранее.
– «По слову Твоему»: но предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом (ст. Лк.2:26). Теперь умру спокойно, с миром, «ибо видели очи мои спасение Твое», т. е. спасение, Тобой обещанное миру, – спасение, устрояемое искупительной жертвой Мессии, которого видят теперь очи мои. Дело спасения созерцает старец в лице Младенца, имеющего совершить оное.
– «Уготовал пред лицем всех народов»: в пророческом воодушевлении созерцает старец дело спасения уже совершившимся или совершающимся «перед лицем» – в виду всех народов мира, характеризуя далее (ст. Лк.2:31) отношение этого спасения к язычникам и Иудеям. Это спасение или Спаситель есть «свет» к просвещению язычников и слава народа Божия. – Оно вышло от Израиля ко всем язычникам (Ин.4:22) и снова со временем возвратится к Израилю (Рим.11:25–36), как солнце, совершив круг свой (Еккл.1:5), исходя от востока, озарив вселенную в течении своем и снова возвратясь к востоку, откуда начало путь свой.
– «Свет»: см. прим. к Лк.1:78–79 парал.
– «И славу»: прославление народа. В приготовлении этого спасения для всего человечества в продолжение всей истории народной жизни евреев и в совершении дела спасения у них – величайшая слава народа этого на все времена.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 29-32 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Свою благодарность Богу Симеон излил в краткой хвалебной песне, которая по мыслям и выражениям напоминает некоторые места из книги пророка Исаии (Ис.11:10, 42:6, 60).
«Ныне», т. е. после того, как я увидел Мессию.
«Отпускаешь». Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он Мессию увидел и спокойно может умереть.
«По слову Твоему» (см. стих 26).
«С миром» – точнее: «в мире» (ἐν εἰρήνῃ), т. е. в состоянии радости от исполненного заветного желания.
«Спасение», т. е. спасение мессианское, которое мыслится уже наступившим с рождением Мессии (ср. Лк.3:6; Деян.28:28). Как понимал Симеон это спасение – это яснее видно из следующих его слов.
«Которое Ты уготовал», т. е. совершил.
«Пред лицем всех народов». Спасение будет совершаться открыто и все народы будут теперь свидетелями его – и иудеи, и язычники.
«Свет к просвещению язычников». Раньше шла речь об открытии спасения. Теперь указывается, что все народы примут участие в этом спасении и в приносимых им благах. Прежде всего для языческого мира свет, который принес с Собой Мессия, послужит к просвещению. Язычники, согласно древним пророчествам (Ис.2:2 и сл.; Ис.11:10, 60:1 и сл.), должны прийти к Сионской горе и подчиниться ветхозаветной теократии. Симеон, как человек ветхозаветный, представляет язычников как находящихся во тьме религиозного неведения (Ис.60:2), которым, следовательно, нужно, чтобы на них просиял свет Божий, просветил их умы и сердца.В ином положении находились иудеи – народ Божий.
«И славу народа Твоего Израиля». Согласно иудейским представлениям о Мессии, дело Мессии по отношению к избранному народу будет или должно было состоять в том, что Он увенчал бы всех истинных израильтян «славой» за их верность закону. Мессия с точки зрения тогдашнего иудейства не был искупителем от грехов, а именно только Царем, Который прямо призовет в Свое Царство всю лучшую часть избранного народа. Следовательно, спасение для Израиля это спасение не от грехов, а только от того ненормального положения, в каком израильский народ находился во время пришествия Христова.
Почему некоторые толкователи (например, Эдершейм, с. 253) утверждают, что в этих словах Симеона «не было ничего иудейского» и что «иудейским характером отличались только первые слова Симеона» – это остается совершенно непонятным…
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 29-32 ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля
Отпущаеши, т. е. из этой жизни в другую, загробную. С миром – с таким спокойствием, какого Симеон не мог бы иметь, если бы умер ранее. По глаголу (слову) Твоему, – т. е. данному ему от Бога Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя (ст. 26).
Спасение Твое, т. е. спасение, обещанное вдревле миру и теперь устрояемое искупительною жертвою уже родившагося Мессии. Пред лицем всех людей – в виду всех народов на земле. «Какие чистыя, возвышенныя, недоступныя для большей части тогдашних иудеев понятия о лице Мессии и о принесенных Им на землю благах выражаются во вдохновенной речи св. Симеона! Он видит в младенце Иисусе спасение или Спасителя людей, конечно, не от рабства внешнего, а от грехов их.
Видит предназначение сего спасения для всего мира: спасение не ограничится одними иудеями, как думали они, но уготовано пред лицем всех народов.
Видит те блага, которые Мессия дарует людям: Он освободит их от господствующих среди них заблуждений, рассеет на земле мрак идолослужения, суеверия и страстей, просветит всех светом истинного Богопознания и Богопочитания: свет во откровение языков – к просвещению язычников. (Слич. (Лк.1:78-79). Видит в Нем и славу народа Израильского, которому действительно пред всеми народами принадлежит великая слава и высокое преимущество в том, что из среды его воссиял вселенной этот свет, что среди иудеев воплотился Бог, среди них жил, учил, творил чудеса, соделал спасение человеков и из среды их избрал апостолов – просветителей вселенной (Архимандрит Никодим). «Вот как умер св. праведный Симеон! – восклицает один из проповедников. Кто из нас не пожелал бы умереть его смертию – с миром и несомненною надеждою блаженной жизни в раю? Праведный Симеон приготовил себе такую смерть своею жизнию. Следоват. от нас самих зависит та или другая смерть, – смерть праведника или смерть грешника.» Другой проповедник при сем поучает так: «Какая трогательная встреча! убеленный сединами, старец встречает в храме сорокодневнаго Младенца – Господа, и с какою молитвою обращается к Нему?
Божественному Младенцу предрекает величие и славу, а себе молит смерти и радуется ея приближению. Что это значит? Разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ея приближению? Может, если живет так, как жил Богоприимец, который был праведен и благочестив, чая утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, а в небе, в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник считает себя счастливым в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми. Какой воин не желает, чтобы скорее кончилась война, и не радуется при вести, что мир скоро будет заключен? Что такое земная жизнь? Место скорбей, где нет и не может быть никогда покоя, никогда истинного и постоянного счастия; а смерть для праведника есть переход к нескончаемому блаженству. Как же ему не желать смерти и не радоваться при ея приближении? Для меня смерть приобретение. Желание имею разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:21-23), говорил св. Апостол.»
Гладков, Б. И. (†1921)
Узнав в Младенце обещанного Мессию, старец Симеон берет Его на руки и высказывает радость, что наконец-то он увидел Славу народа Израилева, Свет для просвещения язычников и Спасение для всех народов, – что наконец-то Владыка-Бог отпускает его с миром (то есть душевным покоем) из этой временной жизни в лучшую, вечную.
Возвращая Младенца Иисуса удивленной Богоматери, Симеон в пророческом вдохновении видит будущее: видит озлобление иудеев против посланного для спасения их Мессии, слышит споры и пререкания (се, лежит Сей... в предмет пререканий) между последователями и врагами Его, те пререкания, которые (да откроются помышления многих сердец) обнаружат любовь к истине в одних и закоренелую злобу в других, одних возвеличат в Царстве Славы, а других низвергнут из него (се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле); он видит скорбную Мать, стоящую у Креста с душой, как бы пронзенной оружием (и Тебе Самой оружие пройдет душу), и под влиянием такого пророческого предвидения, указывая на Младенца Иисуса, говорит: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Ангел возвестил Марии только радость, Симеон предсказывает Ей и скорбь.
Вдохновенная пророческая речь Симеона должна была привлечь всех бывших в то время в храме. То было время общего ожидания пришествия Мессии, и потому все присутствовавшие при этом, в особенности священники, должны были бы сохранить все слова сии, слагая их в сердце Своем (Лк. 2,19) (как то сделала Богоматерь); но, к сожалению, почти все евреи того времени ожидали Мессию в блеске земного величия и были так упорны в своем заблуждении, что в Сыне бедной Матери, Которого держал на руках Симеон, не могли признать Христа Спасителя. Евангелист даже не говорит, чтобы вдохновенная пророческая речь Симеона произвела какое-либо впечатление на находившихся в то время в храме; одна лишь престарелая вдова, известная под именем Анны пророчицы, поверила Симеону, славила Младенца Иисуса как Господа и говорила о Нем в Иерусалиме всем ожидавшим пришествия Мессии.