Скрыть
и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-7 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество. Когда единый Бог, имея прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю - кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенной, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит апостол: «не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7, 23), но если по телу и рабы, то по духу свободны, не увлекаясь нечестием господ. - Господа справедливо назвал Сыном Девы, «Первенцем», хотя никакого другого она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой. - Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей - место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс. 48, 13. 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей - нам. Итак, мир - ясли, а мы - неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь.

Феолипт Филадельфийский, свт. (†1325)

и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице

Христос был закутан в пеленки, научая и тебя любить простые рубища, в которые ты облекаешься, и довольствоваться необходимыми монашескими одеждами, а не приобретать излишние одеяния и не искать разукрашенных и богатых облачений.

Христос был положен в ясли для бессловесных животных, научая тебя мужественно переносить болтовню людей, терзающих тебя поношениями и ябедами, считать для себя отдыхом искушения и упреки, постигающие тебя из-за стремления к добродетели, не сражаться со злословящими, молчать и пренебрегать честью своей, чтобы люди, видя твое терпение пред лицом их оскорблений, сияющее подобно звезде, оставили мирское смешение как некую Персиду, направили стопы свои к жизни по Богу, достигли монастыря, словно Вифлеема, и возжелали стать подражателями твоей жизни.

Оглашения. Оглашение 9

Тихон Задонский, свт. (†1783)

и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице

Скажи, скажи, пожалуйста, христианин, не мог ли Христос Царь Небесный иметь для Себя места славного и великолепного для плотского Своего рождения и упокоения? Как не мог? Он – Господь всех. Его и небо, и земля, и все, что в них. Но Он избрал вертеп, как прекрасную Палату, и ясли скотские, как многоценный одр, чтобы научить нас Своим примером не искать в мире сем богатства и славы, но быть странниками и пришельцами на земле (Евр. 11:13) чужой и искать небесное отечество (Евр. 11:14–16), для которого мы и созданы.

Сокровище духовное, от мира собираемое

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице

По крайней мере, Матерь Сына Божия будет иметь теперь в Вифлееме все спокойствие и удобство, так необходимые в то время, «егда… исполнишася дние родити!» Какой-нибудь из старейшин Иудейских поспешит предоставить свои чертоги в убежище Матери обетованного Мессии? Тем паче какой-либо священник Вифлеемский будет молить о том, чтобы его дом освятился и прославился рождением великого Царя? Нет, о сем рождении не должны ведать ни старейшины, ни священники, никто, кроме Матери и нареченного отца. Значит, оно произойдет там, куда пристают все путешественники? Ах, Святой старец и Мария рады были бы и такому месту, как оно ни шумно теперь и ни беспокойно; но Иосиф обошел уже все подобные места в Вифлееме, и ни в одном из них не нашлось пристанища: все занято и наполнено народом! Кто же примет под кров свой Деву и старца? Кто даст место рождения Сыну Божию? Никто: «не бе им места во обители». Явится, по крайней мере, какой-либо Ангел и укажет путь, хотя к вертепу и яслям, ибо и подобные места неизвестны тем, кои не были жителями Вифлеема, а пришли в него случайно. Нет, и Ангелы возвестят, прославят Рожденного, но не окажут видимой услуги при рождении Того, Кто Сам пришел послужить всем.

Ужели же в таких чрезвычайных обстоятельствах святая чета будет предоставлена самой себе?.. Да, братие, она была предоставлена самой себе, – да разумеем, до какой чрезвычайной степени простирается самоотвержение Сына Божия, при самом явлении Его в нашей бедной плоти и, следовательно, до чего может простираться испытание тех, кои желают быть подобны Ему в уничижении и страданиях, дабы войти потом вместе с Ним и в славу Его.

Старче святый и праведный! остается снова действовать тебе одному: собери последние силы свои и поищи еще необходимого для Девы пристанища, хотя окрест Вифлеема: между тварями разумными нет его; может быть, найдется между неразумными… В самом деле, недалеко от Вифлеема, среди каменных скал, его окружающих, находилась одна пещера, в коей пастыри со стадами своими имели приют от бури и непогод. Для сей же цели внутри пещеры изсечено было в стене углубление, служившее вместо яслей для животных. В сию-то пещеру, – и то, вероятно, после долгих и трудных исканий старца, – уклонилась теперь Святая чета для пристанища! В сих-то яслях благоволил возлечь Тот, Который имеет престол небо и подножие землю, и на Коего не могут взирать Херувимы и Серафимы!

С другой стороны, деторождение Той, Которая зачала и родила не от семени человеческого, а от Духа Святаго, без сомнения, не было подобно рождению прочих матерей, зачинающих в беззакониях и рождающих во грехах, – не сопряжено с трудностями и болезнями и, следовательно, не имело обыкновенной в подобных случаях необходимости в помощи чуждой. Евангелист, не без особенной силы и намерения, говорит в сем случае о Пресвятой Деве, что Она – «роди Сына своего Первенца и повит Его, и положи Его в яслех». Это значит, что Святая Дева Сама приняла на Свои пречистые руки Божественного Младенца; Сама повила Его пеленами и положила в яслех; и Сама же, без сомнения, первая тотчас поверглась на колена пред Тем, Который удостоил Ее чести быть Своею Матерью. Таким образом, говорю, рождение Спасителя нашего, не взирая на крайнюю степень смирения, простоты и бедности, окружено было всей чистотою, безмолвием и приличием, подобающим Явлению во плоти Святейшего святых.

Между тем, как явственно, братие мои, отражается цель вочеловечения Сына Божия во всем, что окружает теперь рождение Его! Сын Божий, как заметили мы, облекается в бренное естество наше и является, яко един от сынов человеческих, для двух преимущественно причин: дабы, приняв на Себя грехи наши, удовлетворить за них правде Божией, и дабы в Своем лице и жизни преподать нам пример смирения, чистоты и терпения. Но воззрите на убогий вертеп и ясли, воззрите на Предвечное Отроча, повитое, страждущее, плачущее! Что это все, как не жертва за грехи наши? Для чего уста Премудрости и Разума связаны немотою младенческой, как не в вознаграждение гордости нашего разума, ненаказанности и буйства наших помыслов, предерзости и нечистоты нашего языка? Для чего руки Всемогущества (ибо Отроча есть вместе и Бог Предвечный) повиты пеленами, как не в наказание за наше своеволие, наши необузданные желания, нашу вражду и противоборство уставам небесным? Что значит эта бедность, окружающая теперь Царя славы, сии страдания, встречающие Его от утробы Матерней, как не возмездие за те нечистые чувственные удовольствия, в кои сыны века сего, или паче все мы любим погружать себя? Отроча Божественное плачет, якоже прочие младенцы, но Его слезы имеют другой источник: Оно болезнует о грехах наших; это – начало Его ходатайственной молитвы за нас пред престолом Правды вечной, начало самое естественное для Него и вместе самое поучительное для нас, долженствующее поразить грешника стыдом и ужасом, сокрушить его греховное нечувствие и ожесточение.

Беседа на Всенощном бдении под Рождество Христово

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

–  «Сына своего Первенца»: см. прим. к Мф.1:25.
– «Спеленала его»: по рождении младенца обыкновенно у евреев омывали водой, обрезав пуп и осоляли солью, а за тем уже крепко свивали пеленками (Иез.16:4).
– «В ясли»: это было вероятно в крытой загороди, куда по временам загоняли обыкновенно скот с пастбища, каковые загороди делались в полях и в горах, и в оврагах. Так сделали Иосиф и Мария потому, что по многочисленности пришедших в Вифлеем с той же целью, как и они, для них, по их бедности, не нашлось «места», удобного для роженицы в «гостинице», или в том доме, где они остановились вместе с другими пришедшими. – На Востоке путешественники нередко проводят ночи в подобных загородах, куда загоняется скот, а потому нет ничего удивительного в том, что Иосиф с Мариею, за неимением более удобного помещения, решились воспользоваться подобным пристанищем. Удивительно лишь необычайное уничижение и смирение царственного Младенца, не возгнушавшегося по рождении яслей бессловесных. – Не принадлежала ли эта изгородь с яслями тем пастырям, которые первые поклонились новорожденному Мессии, по указанию Ангела, которые удостоились счастья приютить у себя новорожденного и которые поспешно пришли на место именно потому, что оно принадлежало им?

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице

«Родила Сына…» Из того, что Мария не пользовалась ничьими услугами при этом, а Сама спеленала Младенца, конечно, согласно обычаю, прежде омыв Его и осолив солью (Иез.16:4), святые отцы заключают, что разрешение для Нее не сопровождалось обычными для рождающих женщин болями.

«Первенца» (см. Мф.1:25).

«В ясли». Из этого упоминания о яслях, куда кладется корм для скота, видно, что Пресвятая Дева с Иосифом поместились в загоне для скота, при гостинице2). Помещения в этой последней оказались все заняты, в общей же комнате им останавливаться было неудобно ввиду с часу на час ожидавшегося разрешения Марии. Согласно древнему преданию, этот загон был устроен в пещере (Иустин Философ. «Разговор с Трифоном иудеем», 78, 5; Ориген, «Против Цельса», I, 51), которая находилась не в самом городе, а близ него. Над этой, указываемой преданием, пещерой царица Елена устроила храм в честь Богородицы Марии.

Толковая Библия

Гладков, Б. И. (†1921)

Рождение Иисуса (Лк. 2:6-7)

После утомительного пути старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице, и Она со Своим спутником вынуждена была поместиться в пещере (как это утверждает святой Иустин Философ), куда загоняли с пастбища скот; здесь-то, в зимнюю ночь, родился Христос.
Родив Сына, Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли. Этими краткими словами Евангелист повествует, что Богоматерь родила безболезненно.
Выражение Евангелиста и родила Сына своего Первенца дает неверующим повод говорить, что у Пресвятой Девы, кроме Иисуса первенца, были и другие дети, которые назывались Его братьями. Но, по закону Моисея (см. Исх. 13,2), первенцем назывался всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, то есть перворожденный, хотя бы он же был и последним.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible