Скрыть
Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-18 И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, - Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его

Иоанн вразумляет три разряда пришедших к нему: простой класс народа, мытарей и воинов. Простой класс народа он убеждает прилежать к милостыне, повелевая, чтобы имеющий две одежды уделял неимущему; мытарей убеждает не взыскивать, то есть не требовать ничего лишнего; воинов убеждает не похищать, но довольствоваться оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов - удерживаться от зла. Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было - не делать зла. Некоторые повеление - имеющему две одежды делиться с неимеющим - понимают в нравственном смысле. Именно говорят: две одежды означают Дух Писания и букву; имеющего то и другое Иоанн побуждает сообщать совершенно ничего не имеющему; например, если кто разумеет Писание в обоих отношениях, по букве и по духу, тот пусть передает неимеющему, пусть научит незнающего и даст ему по крайней мере, букву. - Добродетель Иоанна была столь высока, что все помышляли о нем, не он ли самый Христос? Отвращая таковое мнение, он говорит: различие между мной и Христом, во-первых, то, что «я крещу» водой, а Он - Духом и огнем, а другое - то, что «я недостоин даже развязать ремень обуви» Его. Что значат слова: «крестить вас Духом Святым и огнем», совершенно ясно; ибо он послал апостолам Духа, и над ними явились разделенные огненные языки (Деян. 2, 3. 4). А слова: «недостоин развязать ремень обуви», очевидно, означают то, что я недостоин поставить себя даже и в последние рабы Его. В более сокровенном смысле обувь обоих ног Господа суть - явление Его с неба на землю и сошествие с земли во ад. Способа этих двух явлений никто не может разрешить, хотя бы подобен был даже Иоанну. Ибо кто может сказать, как воплотился Господь или как сошел во ад? Слова: «Лопата Его в руке Его» означают то, что хотя Он и крестит вас, вы не думайте, что вы уже безнаказанны; но если вы в последующей за этим жизни не сохраните себя беспорочными, то Он пожжет вас огнем неугасимым. Плевел есть тот, кто имеет бесплодный ум и прилагает большую заботу только о предметах житейских. «Многое и другое благовествовал он народу, поучая его». Ибо доброе учение есть поистине утешение и справедливо называется благовестием (евангелием).

Григорий Палама, свт. (†1359)

Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем

«Той», – говорит он, – «вы крестит Духом Святым и огнем», т.е. – огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию.

Омилия 61, о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

«Я крещу вас» и пр.: см. прим. к Мф.3:11,12.
– «Развязать»: то же, что снять и понести.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым

«Властное, запечатленное вышечеловеческим достоинством слово Предтечи, его новое, отвечающее на самые святые запросы души учение, в соединении с его внешним, необычайным видом и самой безыскусственной проповедью, производили до такой степени сильное впечатление на народ, что многие недоумевали и размышляли в своем сердце, не это ли есть Мессия, обещанный Израилю? Это настроение умов легко могло привести к вредным для Иоанна и цели его последствиям. Строго верный своему призванию, не желая не принадлежащей себе славы, Иоанн предупреждает возможность такого крайнего увлечения и разъясняет недоумевающим людям в кратких, но сильных выражениях истинный смысл своего служения и свое отношение к Мессии» (Богословский, с. 50).

«Не Христос ли он?» Точнее: «не сам ли он (μήποτε αὐτός) Христос?» Иоанн говорил о другом Христе, но, может быть, мы – думал народ – не так что-нибудь поняли? Может быть, он имел в виду себя самого?

Прочее см. комментарии к Мф.3:11–12.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 15-16 Чающым же людем, и помышляющым всем в сердцах своих о Иоанне, еда той есть Христос, отвещаваше Иоанн всем, глаголя: аз убо водою крещаю вы: грядет же Креплий мене, Емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу Его: Той вы крестит Духом Святым и огнем

Народ иудейский во времена Иоанна Крестителя с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди иудеев пророка, и вот, когда явился Иоанн с проповедию своею в духе и силе древних пророков и стал крестить, то они начали думать: не Христос ли это? Тем более еще, что было в народе мнение, что когда придет Мессия, то будет крестить (Ст.3. Мих.). Аз водою крещаю, т. е. погружаю в воду для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, для обозначения намерений после покаяния и исповедания грехов исправиться и жить Богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а – не для очищения и освящения (Злат., Кир. Алекс, и др.) На эту разность в крещении указывает сам Предтеча, когда говорит далее о крещении Христовом. Крещение Иоанново, как и все служение его, было приуготовительное, потому не давало очищающей и освящающей благодати Божией, как крещение Христово (См.ст.3). Грядет же креплий Мене (идет сильнейший Меня), т.е. Мессия, Иисус Христос, как Богочеловек, Емуже (у Которого) несмь достоин отрешити (развязать) ремень сапогу (обуви) Его.

На востоке не носили такой обуви, какую носим мы, по причине жары; но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п., к подошве ноги привязывали дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом, сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать сандалии было делом низших служителей. Выражение: Я недостоин развязать ремень обуви, у еванг. Матф. (Мф. 3:11), понести обувь Его, означает унижение Иоанна пред И. Христом, он считает себя недостойным быть последним слугою Господа. Той вы крестит (Он будет крестить вас) Духом Святым и огнем. Крещение Духом Святым означает внутреннее действие на душу крещаемого, действие, очищающее и обновляющее ее, при прощении грехов по силе искупительных заслуг И. Христа (Ин. 3:5). И огнем. Под огнем здесь разумеется то же очищающее и воспламеняющее душу, действие Св. Духа (Мих.). Духом Святым и огнем, – в этом отличие крещения Христова от Иоаннова. Под огнем некоторые из толкователей разумеют и гонения, какие верующие во Христа претерпевали и терпят всегда от неверных (Лк. 12:49).

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении.


Лк.3:16. Под крещением «Духом Святым» и «огнем» разумеется не словесное научение истинам веры: Мф.28:19-20, а сошествие Св. Духа на Апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4. Водное крещение есть самостоятельно: Лк.3:21; Мф.3:16; Ин.3:5,23; Деян.8:35-39;10:44-47.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Ин.1:33. Под крещением «Духом Святым и огнем» (Лк.3:16) разумеется не словесное научение истинам веры, а coшествие Святаго Духа на апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4; стало быть, здесь об отрицании водного крещения и речи нет: Ин.3:5,23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible