Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-22 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение. 

Евангелист к месту вставил здесь слово об Ироде. Он как бы так говорит: хотя народ весьма высоко думал об Иоанне, но Ирод, обличаемый от него, ко всем злодеяниям своим прибавил и то, что заключил его в темницу. Повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие.
«Отверзлось небо» для того, чтобы нам показать, что крещение всем отворяет небо, запертое Адамом.
«Дух Святый нисшел» на Иисуса, чтобы мы познали из сего, что и на нас, когда крещаемся, приходит Дух. Ибо Господь не имел нужды в Духе, но все творит ради нас и Сам бывает первенцем во всем (Кол. 1, 18), что мы имели принять впоследствии, чтобы быть первородным во многих братиях.
«Как голубь», чтобы мы научились, что нам нужно быть кроткими и чистыми. И как при Ное голубь изображал успокоение гнева Божия, так и здесь Дух Святый, потопив грех, примирил нас с Богом. И Сын слышит глас, от Отца произнесенный, чтобы показать, что и нам крещаемым он даровал сыноположение.
«В Тебе Мое благоволение» - в Тебе Я успокоился.

Толкование на Евангелие от Луки

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 19-20 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу

Почему же иные Евангелисты поминают, что Иоанн обличал Ирода только за Иродиаду? Говорят они так по той причине, что для заключения Иоанна в тюрьму были и иные многие причины, лучше же сказать – все поступки сего извращенного царя, за которые, будучи обличаем, он не стерпел; к усекновению же главы Иоанновы привела одна единственная причина – прелюбодеяние и прелюбодейка, которая действовала своими махинациями и ухищрениями и довела дело до конца: ибо она питала негодование на Иоанна, который обличал и отводил Ирода от беззаконного дела, и желала его убить: ибо, как ей казалось, иначе не было возможно ей изгладить улику против себя. Ее мерзкий грех не был однородным; не был он и сугубым; но состоял из многих элементов: потому что это было прелюбодеяние, наипостыднейший из всех грехов, и то совершаемое не с кем-то иным, но – с братом обманутого мужа, и то после того, как от него у нее был ребенок, к тому же дочь, родившаяся от этого брака, была жива; так что, по Моисееву закону, Ироду не допускалось жениться на ней ни даже после смерти его брата. Он же еще при жизни брата и при наличии от него дочери осквернил брачное ложе того, и то не, по крайней мере, тайно, как бы с некой боязнью совершая бесчинный поступок, но с дерзостью и бесстыдством совершал мерзость. Итак, вот, всецело предаясь злу и посему не снося обличения, он заключил Иоанна в тюрьму. Но и само это заключение Иоанна в тюрьму еще больше позорило Ирода пред всеми видящими и слышащими (о случившемся) и всеми посещающими тюрьму вследствие слуха (о пребывании в ней Иоанна); посему Иродиада преследовала его, т.е. в своем сердце питала бешенство на Иоанна и желала его убить, однако, не решалась.

Омилия 40. О всечестном Христовом Предтече и Крестителе Иоанне

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

   Ст. 18-20 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то́, что заключил Иоанна в темницу

   Повествование о заключении Иоанна Крестителя Иродом в темнице у первых двух евангелистов передано гораздо после (Мф.14:1-11, Мк.6:14-28) и точно так же, как здесь, у ев. Луки (Лк.3:18-20), не в хронологическом порядке, но для выяснения мысли Ирода о Христе: не есть ли Он воскресший Иоанн? Евангелист же Лука здесь передает об этом для того, чтобы, с одной стороны, показать следствие неустрашимой мужественной проповеди Иоанна, а с другой, – закончить историю об Иоанне Крестителе и с крещения Иисуса Христа исключительно заняться историей Спасителя.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских


Заключение Иоанна Крестителя в темницу (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20, Лк.3:19-20).


Между евв. Матфеем и Марком здесь то различие, что, во-первых, тогда как первый приписывает самому Ироду намерение убить Иоанна (Мф.14:5), последний это намерение приписывает только незаконной жене его Иродиаде (Мк.6:19); во-вторых, тогда как, по первому, Ирод боялся народа убить Иоанна: боязнь его пред народом и боязнь его пред самим Иоанном. Ев. Марк не говорит, чтобы Ирод не желал убить Иоанна из уважения к нему, как мужу праведному; он боялся Иоанна, боялся потерпеть за него кару небесную; для него не дорого было забыть свое уважение к Иоанну, чтобы исполнить преступное желание моей любимой жены, и, следовательно, подстрекаемый своею женой, он, быть – может, несколько раз намеревался убить Иоанна, но каждый раз сдерживался страхом пред народом и пред самим Иоанном.

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 19-20 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то́, что заключил Иоанна в темницу.

«Ирод же» и пр.: вводное повествование об отношении Ирода к Иоанну Крестителю. Подробнее об этом говорится в евангелиях от Матфея (Мф.14:1 и дал.) и Марка (Мк.6:14 и дал.).
– «Заключил Иоанна в темницу», а потом и умертвил там. Это случилось не в это время, когда Иоанн проповедовал и крестил, а гораздо после; евангелист же упоминает здесь об этом потому, что не имеет в виду повествовать о дальнейшей жизни Иоанна (кроме одного случая – Лк.7:17 и дал.), и к слову о нем здесь кратко сообщает, что было с ним в последствии; «повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу

«Многое и другое благовествовал…» Евангелист Лука здесь замечает, что он, как и другие евангелисты, конечно, приводит проповедь Иоанна только в сокращении. Под «благовествованием» нужно понимать проповедь о грядущем Мессии, Которого Иоанн описывал в очень живых чертах. Проповедь эта, как видно из Евангелия Матфея (Мф.11:12), принесла добрые плоды: пробудила в народе стремление к Царству Небесному.

«Ирод же…» Прежде чем перейти к повествованию о выступлении Иисуса Христа на общественное служение, евангелист Лука считает нужным заключить свою речь о судьбе Иоанна Крестителя. То, что он здесь говорит, у Матфея и Марка сказано в другой последовательности (см. Мф.14:1 и сл.; Мк.6:17 и сл.).

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 19-20 Ирод же четвертовластник, обличаемь от него о Иродиаде жене брата своего, и о всех, яже сотвори злая Ирод, приложи и сие над всеми, и затвори Иоанна в темнице

Об Ироде чит. в объясн. 1 ст. Обличаем от него (от Иоанна Крестителя) о Иродиаде (за Иродиаду) жене брата своего. Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великаго. Ирод Антипа и Филипп были сами дети сего Ирода. Таким образом, Иродиада приходилась племянницею как Ирода Антипы, так и Филиппа. Она была замужем за Филиппом и имела от этого брака дочь Саломию, которая, как повествуют еванг. Матфей (Мф. гл. 14) и Марк (Мк. гл. 6), в своих подробных сказаниях о смерти Крестителя, однажды в день празднования рождения Ирода, очень угодила царю и гостям. Ирод Антипа был женат на дочери Арабскаго царя Ареты, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял себе жену его Иродиаду. За это-то и обличал его Иоанн, говоря ему: не должно тебе иметь ее женою; потому что такой поступок был совершенно беззаконен и соблазнителен для народа. Если законом Моисеевым повелевалось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и притом бездетства (Втор. 25:5-6).

Иродиада, злобясь на Иоанна, хотела убить его, но не могла, повествует еванг. Марк (Мк. 6:19). Она была сама по себе злая женщина. Злобилась же на Иоанна особенно за то, что могла бы лишиться царской власти, если бы его обличительная речь подействовала на Ирода, и он развелся бы с нею. Не могла убить – и собственною властию, и не могла принудить к тому и Ирода. Ирод, быть может, и сам желал бы убить своего обличителя, но, с одной стороны, как замечает св. Матфей (Мф. 14:5), боялся народа: потому что почитали его за пророка; с другой стороны, как пишет св. Марк (Мк. 6:20), боялся и потому, что сам знал его за мужа праведного и святого и многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Боялся убить, но все-таки заключил (затвори) пророка в темницу, а затем и умертвил. Так грех овладевает человеком! О смерти Иоанна Крестителя не говорит еванг. Лука: об этом написано у еванг. Матфея и Марка. Евангелист же Лука, говоря собственно о проповеди Иоанна и имея говорить о крещении им И. Христа, только к слову прибавляет о том, что было с ним впоследствии, именно о заключении его в темницу.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka