И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-37 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

Поскольку ни разум, ни учение не привлекают неверных к вере, то Господь присоединяет чудотворения, как самое действительное средство. Итак, творит чудеса в Капернауме, ибо жители сего города были самые неверные и для веры нуждались во многих чудесах. Итак, когда Он достаточно научил, и притом как имеющий власть (ибо Он не говорил: «Это говорит Господь», но: «Я говорю вам», потому что Он был не из числа пророков, но истинный Сын Божий), после этого присоединяет и чудо, именно: исцеляет мучимого бесом. Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный лаской, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: «замолчи и выйди из него». Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. И все говорили друг другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи?
Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: «замолчи»; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него.

Толкование на Евангелие от Луки

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

О пришествии и пребывании Господа в Капернауме в этот раз ев. Лука повествует совершенно согласно с ев. Марком (Мк.1:21 и дал. Евангелист Матфей упоминает об этом лишь в общих чертах согласно с ев. Марком и Лукой).
Капернаум: см. прим. к Мф.4:13.
– «Учил их в дни субботние»: общее замечание евангелиста об учении Иисуса Христа в Капернауме, тогда как евангелист Марк говорит об однократном посещении Господом синагоги Капернаумской, когда Он исцелил бесноватого (Мк.1:23 и дал.).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-32 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью

(См. Мк.1:21–22).

«Пришел» – точнее: сошел (κατῆλθεν). Назарет лежал выше расположенного у Тивериадского моря Капернаума (см. Мф.4:13).

«Слово Его было со властью» (ср. стих 14).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И сниде в Капернаум град Галилейский: и бе учя их в субботы

О пребывании И. Христа, в Капернауме еванг. Матфей только упоминает (Мф. 4:13), а Марк повествует подробно и почти в одних и тех же словах, как и евангел. Лука, и об этом пребывании, и о исцелении там бесноватого (Мк. 1:21 и дал.).

В Капернаум град Галилейский. Это был небольшой город на северо-западном берегу Галилейского, иначе Тивериадского или Геннисаретского озера. (О Галилее чит. в объясн. Лк. 3:1). Лежал он на распутьи больших торговых дорог Палестины; был одним из самых живописных ее уголков, и название Капернаум значило: село утешения и отрады. Этот город был избран Господом «Утехою Израиля» для Своего местопребывания, почему он у еванг. Матфея и называется Его городом (Мф. 9:1). Здесь Господь провел большую часть времени Своего общественного служения; здесь Он постоянно проповедывал Свое Божественное учение и в синагоге, и в частных домах, и с рыбачьей лодки на Галилейском озере. Здесь сотворил Он множество чудес. Здесь был дом ап. Петра, быть может, и других апостолов-рыбарей. В настоящее время от Капернаума лежат одни развалины. Озеро Галилейское называется и морем. Название его Тивериадским и Геннисаретским происходит от лежащих близ него городов. Окрестности этого озера во времена Христовы были так прекрасны, что ни одно место Палестины не могло равняться с ними красотою. Живописные горы окружали и защищали его от бурь и ветров. Оно по временам было бурно; изобиловало рыбою, особенно на севере. По берегам его лежало много городов и селений, из коих были более населенные: Тивериада, Вифсаида, Капернаум, Хоразин, Магдала и др. Вода в Галилейском озере пресная и приятная. Величина его – 24 версты с половиной в длину и 7 в ширину. Чрез него протекает, не смешивая своих вод с его водами, главная река Палестины Иордан, в которой крестился Иисус.

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние

Евангелист Лука дополняет рассказ Евангелиста Марка (Мк. 1:21-22), говоря, что Иисус в Капернауме учил... в дни субботние, то есть: каждую субботу пребывания Своего в Капернауме Он учил в синагоге.

Толкование Евангелия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   Иисус Христос соблюдал субботу (Мк.1:21; Лк.4:16, 31) и мы должны соблюдать ее.
 

Ответ:   По учению Слова Божия Иисус Христос подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (от проклятия за неисполнение закона – Втор.27:26; Гал.3:10), дабы нам получить усыновление (Гал.4:4-5) и Своею крестною смертью даровал нам свободу от закона ветхозаветного. (Рим.7:4; Еф.2:15; Гал.3:25, 5:1).
«Все законное исполнил... для того, – учит святой Григорий Богослов, – чтобы воздать закону и награду, как воспитателю, и погребальную честь, как отменяемому».
Празднование в новозаветное время иудейской субботы, о чем настаивают сектанты, означало бы, что христиане опять подвергают себя игу рабства (Гал.5:1), желают оправдаться законом, но в таком случае они, говорит апостол, остаются без Христа, отпадают от благодати (Гал.5:4) и Христос напрасно умер (Гал.2:21), т.е. если закон оправдывает, то смерть Христова бесполезна.
«Ты облекся во Христа, сделался членом Владычным, – наставляет святой Иоанн Златоуст, – сопричислен к высшему граду, и все еще пресмыкаешься около закона? Как же возможно тебе достигнуть Царства Небесного? Послушай слов Павла, который говорит, что соблюдением закона ниспровергается Евангелие... Почему ты, в самом деле, соблюдаешь субботу? Без сомненья потому, что боишься оставить закон и его предписания; но ты не устрашился бы оставить закон, если бы не презирал веры, как слабой и самой по себе не могущей доставить спасение. Ведь если ты боишься не соблюдать субботу, то очевидно, что ты устрашился закона, как имеющего силу еще и в настоящее время. Если же опять нужен закон, то без сомнения нужна не часть его и не одна какая-нибудь заповедь, но нужен весь закон; а если весь, то таким образом мало-помалу уничтожится и оправдание верою. Если ты соблюдаешь субботу, то почему и не обрезываешься? Α если будешь обрезываться, то почему не станешь приносить и жертвы? Если в самом деле необходимо исполнять закон, то необходимо исполнять его весь; если же всего исполнять не нужно, то не нужно исполнять и части его... Α если необходимо исполнение всего закона, то необходимо отвернуться Христа... то не исполняющие его – преступники, и виновником этого преступления закона окажется у нас Христос, так как Он Сам разрешал от исполнения закона и другим повелел разрешать. Видишь до чего доходят иудействующие? Христа, виновника нашего спасения, они выставляют виновником и греха, как и Павел говорит: неужели Христос есть служитель греха?». (Гал.2:17)

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible