Скрыть
Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

Святые отцы

Прочие

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение

Сказав же о богатых, Господь не всех обвиняет обогатившихся, ибо есть в числе их и действительно умеющие располагать богатством по воле давшего оное Бога и, по Писанию, сторицею в жизни этой приемлющие, каковы блаженный Авраам и праведный Иов, которые, будучи милостивы, обогатились еще более и здесь, и в будущем веке; но порицает, как мы выше сказали, тех, кои, имея лихоимственный нрав, присвояют себе дарования Божии или в отношении имений (вещественных), или в различных Его щедротах, и не хотят быть милосердыми к ближнему. Ибо не данное от Господа имение причиняет вред обладающему оным, но от неправды прибывающее лихоимство и матерь его, немилосердие, которых, совершенно избегая, твердо верующие всецело отреклись настоящих благ не потому, чтобы безрассудно возненавидели Божие творение, но по вере во Христа, заповедавшего им поступать так, получая от Него удовлетворение своих дневных нужд.

Слово 3, о покаянии

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-26 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь - ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений. Подобно как «горе» назначается в удел тем, кои богаты в нынешнем веке (о коих говорит, что они получают утешение, то есть здесь, в настоящем веке, вкушают радости, веселятся, наслаждаются удовольствиями и получают похвалы). Устрашимся, братие, поскольку горе тем, кои имеют похвалу от людей. Ибо должно заслужить похвалу и от людей, но прежде от Бога.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение

Какая благодать исходит из уст Господа нашего! Взгляд на людей и их жизнь такой светлый, премудрость до такой степени высокая, нравственные правила такие возвышенные, что трудно не узнать в Господе Спасителе Бога Слова.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение

Напротив, горе вам и пр.: этого возвещения горя, в противоположность блаженствам, нет в нагорной беседе, изложенной у ев. Матфея, и эти изречения составляют особенность у ев. Луки. Четырекратному — блаженны соответствует четырекратное горе тем, кто не имея добродетелей, за которые возвещено блаженство, заражены противоположными этим добродетелям пороками. Так, горе богатым, в противоположность блаженству нищих духом. Конечно, и богатые могут быть нищими духом или иметь другие добродетели, за которые возвещается блаженство. Но здесь, без сомнения, разумеются богатые, не имеющие таковых добродетелей, которые не умеют пользоваться богатством как должно, и которым любовь к богатству препятствует быть истинными последователями Христа Спасителя (ср. Мф. 19:23—24). Таковым возвещается горе: ибо они уже получили свое утешение; их богатство принесло уже им житейское утешение, временное, скоропреходящее, оно лишит их утешения вечного, блаженства, так как из-за богатства они презрели Царство Христово.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-26 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их

В источнике, которым пользовался евангелист Лука при изложении Нагорной беседы, к четырем вышеприведенным блаженствам прибавлены четыре горя. Очевидно, что в обширном кругу слушателей Христовых были люди, заслуживавшие своей привязанностью к миру сурового обличения, соединенного с предсказанием о лишении их тех мирских преимуществ, какими они теперь пользуются. У евангелиста Матфея этих угроз в Нагорной беседе не имеется.

«Вы получили свое утешение». Вместо того чтобы получить утешение в Царстве Мессии (ср. Лк.2:25), если бы вы принадлежали к нищим (духом), вы находили себе полное удовлетворение в богатстве, которого также теперь лишаетесь. Правильнее перевести эти слова так: «ваша утеха пропала» (ср. Иак.5:2 и сл.).

«Пресыщенные ныне» – теперь пользующиеся всемерно благами жизни.

«Взалчете», т. е. суд Мессии положит конец вашему пресыщению, и вы окажетесь в положении голодающих людей.

«Смеющиеся ныне», т. е. ликующие от сознания своего особого выгодного положения, своей мирской силы.

«Восплачете» – тогда, конечно, когда вас коснется суд Мессии.

«Все будут говорить о вас хорошо» - очевидная противоположность стихам 22–23. Тут сила мысли лежит в слове «все». Когда «все» говорят о ком-нибудь хорошо, то это показывает, что характер хвалимого весьма не твердый, что он старается подделаться под вкусы всех и каждого, даже под вкусы дурных людей. Ясно, что такой человек не заслужит похвалы от Мессии, Который одобряет только тех, которые стоят за правду и умело обличают несправедливость.

О ложных пророках и отношении к ним народа см. Иер.5:31, 23:17; Мих.2:11.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Обаче горе вам богатым: яко отстоите утешения вашего

Обаче (напротив) горе вам и пр. В нагорной беседе у еванг. Матфея нет этого возвещения горя, в противоположность блаженствам, это – особенность св. Луки. Горе возвещается тем, которые не имеют добродетелей, указанных в приведенных евангелистом четырех изречениях о блаженстве, но, напротив, заражены противоположными этим добродетелям пороками.

Горе богатым – в противоположность блаженству нищих духом (о нищих духом чит. в объясн. Лк. 6:20). Под богатыми, конечно, здесь разумеются такие, которые до такой степени привязаны к богатству, что оно препятствует им быть истинными христианами. Таковы были богачи в притче о богатом и Лазаре и богатый юноша. Таким богатым возвещается горе, потому, что они уже получили утешение, – получили утешение, когда пользовались богатством.

Но и богатые могут быть нищими духом и получить блаженство, когда не будут привязаны к богатству и не будут гордиться им. Таковыми были ветхозаветные праотцы Авраам, Иов, царь Давид и др. и новозаветные Иосиф и Никодим, погребавшие И. Христа, цари Константин и Елена, Филарет милостивый, русские князья Владимир и Ольга и др. (Чит. ниже в объясн. Лк. 18:27).

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О богатстве.
​​​​​

Лк.6:24. Господь возвестил горе богатым не за то, что они богаты, а за то, что они только в богатстве находят свою утеху и отраду: Лк.16:19; и неправедное богатство при добром употреблении может принести пользу: Лк.16:9; конечно, самое высшее богатство – это сокровища небесные: Мф.6:19-20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible